Формирование первичных представлений о малой родине у младших дошкольников

Автор: Пономарева Анна Михайловна
Формирование первичных представлений о малой родине у младших дошкольников.

С чего начинается Родина? У маленького ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача педагогов–дошкольников – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатствам национальной культуры.

В процессе развития первичных представлений о малой родине в работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимо создать такие условия для их воспитания, при которых оно проходило бы не только в процессе освоения основных программных знаний, но и через приобщение к региональному компоненту.
Определила цель своей работы по данной теме.
Цель: Воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем.
Для достижения данной цели я поставила перед собой задачи:
• Продолжать знакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Северного края.
• Дать детям первичное представление о коренном народе Крайнего Севера – Саами, о быте и традициях.
• Закреплять название своего родного посёлка и страны.
• Прививать любовь к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.
В планирование работы по формированию первичных представлений о малой родине включены такие темы как: «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Мой поселок», «Растительный мир родного края», «Животный мир родного края». Работа по каждой теме ведётся с помощью бесед, образовательной деятельности, развлечений, самостоятельной деятельности и родительских собраний – всё это направленно на ознакомление с культурой родного края и позволяют сделать процесс изучения очень эмоциональным, запоминающимся и познавательным.
Знакомство с родным краем начали с темы «Растительный мир родного края». Формируя представление о северных ягодах (брусника, черника, морошка), учились различать их по цвету, запаху, вкусу. Родители детей желая помочь нам в формировании представлений о северных ягодах охотно делились своим урожаем. Дети имели возможность попробовать ягоды на вкус.
Затем читали стихи о ягодах, рисовали бруснику, играли в дидактические и подвижные игры.
Изучая тему «Мой поселок», я попросила родителей принести фотографии улиц и значимых зданий нашего поселка. Беседуя о родном посёлке, детям было интересно узнавать знакомые здания по фото, особенно дома, где они проживают. Видеть на этих фото своих родных, знакомые подъезды. Некоторые дети показывали окна квартир, называли улицу, на которой стоит их дом.
Затем мы с детьми сделали коллективную работу «Мой посёлок», где разместили дорожные знаки и по этой картине рассказывали о соблюдении некоторых правил дорожного движения.
Изучая тему «Животный мир родного края», познакомила детей с диким северным оленем. Рассказала им о том, что невозможно представить жизнь народов севера России без оленя. Беседуя по картине «Северный олень» — дети формировали представление о внешнем виде этого животного, учились различать его характерные признаки (тело покрыто густой шерстью, ноги сильные, длинные, на голове рога).
Затем учились рисовать оленя.
Во время проведения «Недели саамской культуры» провела образовательную деятельность «Край, в котором мы живём», где дети познакомились с коренными жителями Крайнего Севера – Саами, их бытом и некоторыми традициями. Дети узнали, что основным занятием саам является оленеводство. Узнали об оленьей упряжке, как о незаменимом виде транспорта саамов в тундре. Познакомила детей с саамским художественным словом, читая сказки и заучивая стихи.
Разучивала с детьми доступные их возрасту саамские игры, такие как «Важенка и оленята», «Веревочка». Многие дети научились смело прыгать через «нарты», а те, у кого смелости ещё не хватает, просто перешагивали.
На занятиях по изобразительной деятельности знакомились с саамскими узорами, развивали умение составлять композиции, цветовое восприятие, эстетические чувства.
Итогом проведения «Недели саамской культуры» стало развлечение «Саамка Елма в гостях у Матрёшки». В данном мероприятии дети проявили интерес к истории и культуре родного края, продемонстрировав в увлекательной форме знания о саамской культуре и подвижных играх.
В формировании любви к родному краю большую роль играет семья — хранительница национальных традиций. Ведь без примера взрослых, которые являются авторитетом в глазах детей, трудно привить детям любовь к Родному краю, к Родине. Поэтому, для родителей на групповых стендах и в социальной сети Вконтакте публиковали консультации такие как: «Воспитываем патриотов с детства», «Семейные традиции», «Читайте детям сказки». Родители оказывали нам помощь в подготовке к занятиям и в обогащении предметной развивающей среды. Изготовили домик с забором, печкой, столом, лавками, ухватом; сани и оленя, пошили национальный костюм для куклы.
Исходя из опыта работы в этом направлении, можно утвердительно сказать, что дошкольникам младшего возраста, доступно чувство любви к родному краю, родной природе, к своей Родине. Очень важно продолжать дальнейшую работу в этом направлении, прививать детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Малышам о малой родине.docx