РАЗВИТИЕ ПЛАТИКИ ТЕЛА У ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Халикова Лилиана
Развитие здоровья детей и полноценное формирование их организма — один из основных вопросов современного сообщества. В настоящее время задача преподавателей и педагогов, руководителей детских творческих коллективов — отыскать и применять специализированные способы, позволяющие наиболее эффективно приблизиться к проблеме формирования детей (физического, эмоционального, умственного) с применением новых технологий. Непосредственно музыка и движения сформировывают у детей свободу творческого мышления, дают возможность фантазировать и в результате предоставляют ребенку эмоциональные взаимодействия — радость, наслаждение.
Формирование системы направленной работы по обучению «выразительным движениям» и развитию пластики — задача многогранная. Необходимость в двигательной активности у детей до такой степени огромна, что физиологи именуют данный период «возрастом двигательной экстравагантности».
Детская хореография представляет собой целый комплекс занятий:
1. Хореография как вид спорта — это укрепление мышц, развитие физической выносливости, укрепление дыхательной системы.
2. Хореография как урок танцев — это улучшение координации движений и контроля над собственным телом, развитие пластики и грации движений.
3. Хореография как музыкальное развитие — хореографические упражнения имеют прямое отношение к музыке и развивают у ребенка чувство ритма и слуха.
4. Хореография как развивающее занятие — хореография дает ребенку, помимо общего физического и музыкального развития, способность к концентрации, развивает логическое мышление, творческие способности, а также делает его более внимательным и дисциплинированным, потому что это не только развлечение, но и серьезная работа.
В процессе обучения ребенок осмысливает собственные двигательные действия и создаст динамическую картину движения, которая, предполагает собою сенсорно-предметный процесс, наполненный познавательными, аффективно-смысловыми образованиями. Движение активно не внешними, беспристрастными формами, а внутренними, эмоциональными. Формирование подходящих обстоятельств для начального развития образно-пластического творчества — одно из основных элементов формирования креативного потенциала личности.
Применяя различные формы работы по организации детей в различных видах работы, приобретается непрерывная заинтересованность к пластике. Работу необходимо проводить постепенно, на любой стадии имеется собственные проблемы и методы их решения: на первом уровне немаловажно учить детей не только лишь «оперативной» моторике (то есть технике выполнения движения), однако и выразительной моторике. Для свершения данных вопросов, напротив, применяется передача образов разных персонажей (игрушек, животных), их внешних действий, передача внутренних свойств образа (грустный — счастливый и др.). На последующем этапе ребенок непосредственно ищет новые методы образно-пластического взаимодействия, способы детализации, разыгрывая сказки и художественные сюжеты.
Итог формирования пластики движения как части формирования творческих способностей, самодостаточности, возможности к взаимному общению и социализации детей выявляет ее позитивную динамику на любой стадии. Во-первых, это увеличение «двигательной моторики», то есть техники выполнения движения, затем увеличение уровня контролирования экспрессивной моторики, но к концу дошкольного детства возникает возможность показать пластическую связь.
Для выявления танцевальных способностей детей можно использовать следующие методы:
1) Педагогический контроль — педагогическое наблюдение осуществляется с целью контролируемого изучения культуры движений детей как показателя общей культуры; с целью выявления умения дошкольников сохранять правильную осанку на протяжении всего занятия. Во время наблюдений также обращают внимание на положение детей, их мимику и жесты и т.д.
2) Методы диагностики:
— «Поза» — ходьба по скамейке с сохранением позы, ранее прикрепленной к стене – ребенок становится спиной к стене так, чтобы его затылок, плечи, ягодицы и пятки касались стены, затем отходит и идет рядом с гимнастической скамьей, стараясь сохранить правильную осанку. Оценивается способность ребенка сохранять правильную осанку (без напряжения) при ходьбе по скамейке. Частью теста, целью которого является формирование правильной осанки как основы пластичности, является использование дополнительных отягощений. Мешок с песком надевают на голову и держат при ходьбе на двух обручах восьмеркой и зигзагом.
— «Пластичность» — объемная волна — Он стоит в полшаге от стены лицом к нему, руки держатся за верх стены. Корпусом делается круглая полусвошная волна. Определяется степень слитности движений: постепенное соприкосновение коленей, бедер, груди и плавное возвращение в полуприсед.
— «Координация» — общеразвивающие упражнения — курс. Выполните три танцевальных движения — в линию. Оценивается четкое выполнение упражнений и правильный переход от одного движения к другому (сочетание упражнений), соблюдение динамической позы.
Освоение базовых танцевальных движений основано на формировании у ребенка способности соизмерять свои усилия с определенной задачей, согласовывать движения разных частей тела с разными усилиями, согласовывать их работу во времени и пространстве.
Сложность обучения ребенка танцевальным движениям заключается в том, что вовлечь его сознание в этот процесс при необходимости невозможно. С другой стороны, ребенок лучше юношей и взрослых он воспринимает и запоминает форму движения, его пространственную и, что очень важно, ритмическую структуру.
Очень поучительна установка детей, через которую он опосредует внутреннюю радость и печаль, состояние глубокой концентрации и т.д. Каждое из этих состояний выражается движениями рук, определенным наклоном, поворотом головы, напряжением рук. Функция пластики — умение выражать характер движений рук, мимики, глаз. Одно из проявлений динамической пластичности — эмоциональная мимика, через которую передается внутреннее состояние человека.
Человек, хорошо владеющий своим телом, ловко управляет своими мышцами, обычно красиво ходит, его осанка отличается равновесием, гармонией и расслаблением одновременно. Такой человек держит голову высоко, красиво и прямо, плечи умеренно распределены, тело прямое.
Чтобы рационально составить целенаправленные практические упражнения, направленные на формирование развития пластики тела у детей хореографической деятельности, необходимо исходить из следующих основных общих методических правил:
— учитывать возрастные особенности формирования и развития костно-мышечной системы, основанной на окостенения скелета человека;
— следить за хронологией критических периодов развития физических свойств в процессе жизнедеятельности человека.
Уроки хореографии на практике обычно организованы по следующим принципам обучения и воспитания, которые в первую очередь отражают их направленность на развитие творческого потенциала.
Занятия хореографией обеспечивают всестороннее развитие личности ребенка: его гармоничное, творческое, интеллектуальное, физическое, эмоциональное и нравственное развитие. Кроме того, через формирование сильных качеств личности планируется обеспечить ребенку успех в самореализации и социальной адаптации в будущем. Систематические занятия хореографией позволяют ребенку развить красивую и правильную осанку, развить пропорциональную фигуру, придать внешнему виду ребенка такие характеристики, как изящество и хладнокровие. Последовательность гарантирует развитие гармоничной личности у детей, понимающих и любящих искусство в целом.
Визуализация считается важным элементом хореографии, потому что ребенку обычно показывают живое движение (танец), которое повторяется во время движения и одновременно видит свое отражение в зеркале.
Доступность зависит от того, что изучается любое хореографическое движение, учитывающее возрастные, психологические и анатомические особенности. В принципе, у всех детей есть способность к двигательному подражанию, благодаря чему уроки хореографии доступны каждому. При этом учитывается подготовленность и особенности физического аппарата ребенка во избежание травм. Поэтому сюжеты и темы танцевальных движений, изучаемые на уроках хореографии, должны соответствовать способностям и возрасту детей, а также их интересам.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения дает детям возможность преодолевать трудности в обучении, которые заключаются в основном в небольшом количестве часов, отведенных на хореографию. Также помогает детям с разными природными способностями, возможностью применить индивидуальный подход к каждому, кому подчиняются одни и те же задания для всей группы. Индивидуальный подход учитывает уровень подготовки, тип личности и физические возможности ребенка.
В индивидуальном танце раскрываются средства выражения ребенка: выражение лица и собственного тела, а также его индивидуальность. Коллективный подход определяется тем, что хореография — это коллективное искусство, требующее как коллективных, так и индивидуальных форм работы. В группе детей учат не только синхронизировать выполнение отдельных движений, но и воспитывать так называемое «чувство локтя», а также умение работать с партнерами.
По принципу от простого к сложному ребенок постепенно развивает творческие способности. Обычно он начинает воспроизводить отдельные танцевальные движения, которые постепенно переходят в танцевальные комбинации, составляют их по отдельности, затем увеличивают объем и интенсивность нагрузок на занятиях, переходят к созданию индивидуальных творческих этюдов.
На основе этих принципов на занятиях по хореографии используются различные приемы, которые в хореографии ориентированы, прежде всего, на формирование творческих возможностей ребенка. С этой целью мы рекомендуем использовать комплексный подход к обучению и воспитанию на уроках хореографии. Исходя из того, что показателями эффективности комплексного подхода являются:
— рост творческого потенциала всех детей по хореографии в объеме танцевального коллектива;
— повышение активности, независимости и социальной адаптации в целом для всех детей;
— развитие эмоций у детей;
— развитие физических и интеллектуальных способностей.
Методика развития творческих качеств на занятиях по хореографии включает ряд методов:
1. диалогической подачи учебного материала по хореографии;
2. танцевального шоу;
3. танцевально-практических действий;
4. познавательной деятельности в области хореографии;
5. индивидуального подхода к каждому ребенку; манера игры и импровизация.
В то же время необходимо помнить, что многое зависит от того, что результаты обучения напрямую зависят от творческого подхода учителей и от используемых ими форм обучения. Важно использовать не только традиционные приемы, которые обычно задаются программой тренировок, но и современные комбинации новых и традиционных форм. Развитие пластики у ребенка помогает добиться не только выразительного и правильного исполнения танца, но и раскрыть органические качества у детей.
Список литературы
1. Голованова Е.С., Политаева Т.И. Игры и игровые приемы на занятиях по хореографии // Образование в условиях социальных изменений: сборник научных статей очной Международной молодежной научно-практической конференции. – Уфа: БГПУ, 2017. — С. 38-40.
2. Вавилова Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет. // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. — М., 2017. — 150 с.
3. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. — Киев: «Здоровье», 2018. – 230 с.
4. Гришон А. \»Танцевальная импровизация\». М., 2018. – 210 с.
5. Двигательные качества и моторика их развития у дошкольников. / сост. Н.А.Ноткина. — СПб.: Образование, 2015. – 310 с.
6. Дворкин, А.С. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания / А.С. Дворкин, Ю.К. Чернышенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2017. — № 2. – 234 с.
7. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 2. М., 2018. = 220 с.
8. Салмин А.В., Политаева Т.И. Обучение детей младшего школьного возраста современной хореографии как педагогическая проблема // Образование в условиях социальных изменений: сборник научных статей очной Международной молодежной научно-практической конференции. – Уфа: БГПУ, 2017. — С. 108-111.
9. Фомин А.С. Детский танец в системе воспитания и образования: Методические рекомендации для студентов ФДВ и ФНК. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. — 255 с.
10. Фомина Н.А. Интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики / Н.А. Фомина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2019. — № 1. – 355 с.

СТАТЬЯ Халиковой.docx

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *