Мы играем в подвижные игры народов России

Автор: Кухта Вера Михайловна
МАОУ «СОШ с.Поповка»
Учитель физической культуры
Кухта Вера Михайловна

Тема: «Эффективное применение игровых технологий»

«Мы играем в подвижные игры народов России»

В традициях нашей школы заложено изучение и проведение подвижных игр. Не имея спортивного зала, мы не можем широко культивировать игровые виды спорта, такие как баскетбол , волейбол, заменяя их подвижными народными играми.
Возможности применения народных национальных игр в условиях школы, как показала практика, широки и многообразны. С их помощью можно решать не только проблемы физического совершенствования в двигательных умениях и навыках, но и формирование духовно-нравственных основ человека.
Вопросы национальной самобытности культуры того или иного народа во взаимодействии с культурами других народов — сфера весьма деликатная, требующая взвешенности, тактичного подхода к ней, тем более что ныне во всем мире проблемы национального, а часто и религиозного самосознания являются весьма злободневными. Сказываются они и во взаимоотношениях учеников, поскольку национальный спектр контингента обучающихся на сегодняшний день имеет тенденцию к расширению, в основном за счет беженцев из бывших советских республик, а также мигрантов, устремляющихся в Россию (чаще всего в крупные города) в поисках заработка как по одиночке, так и семьями. Дети из этих семей в силу своего возраста обязаны учиться (и учатся) в школе, вследствие чего списочный состав обучающихся постоянно обновляется в течение всего учебного года, что само по себе изначально создает дополнительные поводы для конфликтных ситуаций типа «свой — чужой» между детьми, которые иногда перерастают во взаимную национальную неприязнь. И тут требуются особая методика обучения, разумная оценка таких ситуаций и благополучное их разрешение на основе личного опыта педагога и опыта коллег— учителей физической культуры.
Я полагаю, что в любом случае не следует возводить неблаговидные поступки детей разных национальностей в ранг национальной проблемы. Если, например, вопреки нашей просьбе ребенок — по национальности татарин — не берет за руку ребенка-бурята или русского, или те не подают ему руку, то прежде всего надо разобраться вместе с детьми, в чем тут дело, почему они так поступают. Опираясь на многолетние личные наблюдения за поведением школьников, могу утверждать, что, как правило, причиной таких поступков является затаенная обида по какому-либо бытовому поводу, первично проявившаяся на почве взаимных оскорблений и доходящая порой до безрассудства. Безрассудству в поведении нередко сопутствует элементарная распущенность в самом ее отталкивающем виде — как результат невоспитанности, неуважения к окружающим людям, а значит и к самому себе.
Дифференцированным должен быть, на мой взгляд, подход к включению игр разных народов в урочные и внеурочные формы занятий. Понятно, что в бурятском поселении будут преобладать бурятские игры, в русском — русские,
в татарском — татарские и т.д. Но нецелесообразно сводить весь игровой репертуар только к «своим» играм, искусственно обособляя и противопоставляя их играм других, живущих рядом, народов. Всегда в выигрыше будет тот учитель, у которого в педагогическом арсенале найдется хотя бы несколько народных игр, посвященных сотрудничеству и дружбе разных народов. При этом, соединяя разные национальные игры в один урок или одно внеклассное мероприятие, ни в коем случае нельзя превращать их в безликую массу. Напротив, важно отметить самобытность каждой игры, ее неповторимый национальный характер.
Всё чаще и чаще приходится слышать, что проведение дня игр в условиях школы невозможно из-за отсутствия денежного наградного фонда для закупки грамот, дипломов, ценных призов. Я считаю, что подобное стимулирование здесь необязательно: успешно проведенная игра сама по себе является удовольствием, прекрасным подарком для ее участников, а, как известно, бескорыстная радость всегда выше и чище.
Научиться умению достойно управлять собой, своими эмоциями в игровых ситуациях способен любой, если только постараться. Ведь народная игра — своеобразный полигон для апробации жизненного пути, прелюдия к житейским поступкам. В этом источнике радостных эмоций заключается сила воспитательного свойства.
Народные подвижные игры — традиционное средство педагогики. В них ярко отражены культурные традиции, быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, смелости, желание обладать ловкостью, красотой и быстротой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, волю, находчивость и стремление к победе.

Мы играем в подвижные игры народов России.doc