МБОУ «Средняя школа № 56» город Ульяновск

Автор: Михайлова Елена Николаевна
Тематический план факультатива «Вышивка лентой» 6 класс (16 часов)

п/п Тема занятия Количество
часов
Теория Практика
1. Вводное занятие. История вышивки. 2
2. Выполнение швов: «Крест», «Тамбурный»,
«Стебельчатый». 2
3. Выполнение швов: «Сетка», перекрученный вытянутый стежок. 2
4. Выполнение узора «Роза». 2
5. Выполнение швов: «Вытянутые стежки с узелками», «Петельки с прикрепом сверху». 2
6. Выполнение швов: «Вытянутые стежки», «Вытянутый стежок с завитком», «Вытянутый с прикрепками», «Вперёд иголку». 2
7. Самостоятельная работа учащихся по выполнению изделия. 2
8. Заключительное занятие. 2
Итого всего часов 2 14
Всего 16 часов
Программа факультатива
1. Вводное занятие. История вышивки.
Теоретические сведения: понятие «факультатив», обозначение задач факультатива, знакомство с литературой, показ готовых работ. Рассказать об истории вышивке лентами. Познакомить с инструментами, приспособлениями и материалами для работы. Беседа по охране труда на занятиях факультатива. Проведение вводного инструктажа по правилам техники безопасности при работе с иглой, ножницами, утюгом.
2. Выполнение швов: «Крест», «Тамбурный», «Стебельчатый».
Подбор ткани, канвы, игл, шёлковых лент. Обучение происходит через показ способов работы и по инструкционно – технологическим картам №1, №2, №3, №4, №5. Практическая работа: учащиеся должны научиться начинать вышивку, закреплять шов, вспомнить изученный программный по технологии 5 класс, выполнить швы «крест», « тамбурный», « стебельчатый» при помощи ленты.
3. Выполнение швов: «Сетка», «Перекрученный вытянутый стежок».
Учитель поэтапно показывает выполнение шва «сетка», опираясь на инструкционно – технологическую карту №6. Учитель демонстрирует выполнение шва «перекрученный вытянутый стежок» и несколько вариантов корзинок. Практическая работа: выбрав один из вариантов корзинок, выполняют его.
4. Выполнение узора «Роза».
Учитель показывает различные варианты роз на готовых образцах, раздав инструкционно – технологическую карту №8, поэтапно показывает выполнение розы и предлагает ученикам также поэтапно выполнить несколько вариантов роз.
5. Выполнение швов: «Узелки», «Перекрученный стежок с узелками», «Петельки с прикрепом сверху».
Учитель показывает приёмы выполнения швов и предлагает ученикам, опираясь на инструкционно – технологически карты №9, №10, №11 выполнить их самостоятельно.
6. Выполнение швов: «Вытянутые стежки», «Вытянутый стежок с завитком», «вытянутый стежок с прикрепками», «Вперёд иголку».
Учитель раздаёт инструкционно – технологические карты №12, №13, №14, №15 и предлагает ученикам самостоятельно выполнить эти швы, индивидуально показывает тем ученикам, у которых возникают затруднения.
7. Самостоятельная работа учащихся по выполнению изделия.
Учитель показывает лучшие практические работы учеников и предлагает, опираясь на них, продумать и выполнить свою, оригинальную вещицу, которая может быть подарком для близких.
8. Заключительное занятие.
Теоретическая и практическая часть: рассматривание изделий учащихся, анализ их с точки зрения эстетичности, художественной ценности, практической значимости, отбор работ для выставки, оформление выставочных стендов по работе факультатива «Вышивка лентой», а также оформление авторских стендов (см. фото). Альтернативой выставки может служить экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества или на городскую выставку технического и художественного творчества.
Ярким примером увлеченности школьниц новым видом рукоделия является приведенное ниже стихотворение ученицы 6 «А» МБОУ «СОШ №56» г. Ульяновска Ахмедовой Мадины, активной участницы факультатива «Вышивка лентой».

На занятиях труда долго мы скучали,
Пока лентой вышивку нам не показали.
Это дело сразу все девчонки полюбили,
Делать творческий проект тут же поспешили….
Час проходит, уж второй, а мы всё вышиваем,
Как остановиться нам, увы не знаем.
Вот и вышила тогда я сирень в корзинке,
Лучше нет, в городе картинки!

В завершении хотелось бы привести слова К.Д. Ушинского: «Свободный труд нужен человеку не сам по себе, а для развития и поддержания в нём чувства человеческого достоинства».

факультатив 2022.docx