Активизация познавательной деятельности на уроках химии и во внеурочной деятельности, как способ повышения качества знаний

Автор: Кукуева Екатерина Викторовна
Активизация познавательной деятельности на уроках химии и во внеурочной деятельности, как способ повышения качества знаний.»
Единственный путь, ведущий к знаниям,- это деятельность.
Бернард Шоу
Кукуева Е.В,
Учитель химии МАОУСОШ№11,
г.Калининград.
Портрет современного выпускника основной школы определяет выпускника как человека «активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества; умеющего учиться, осознающего важность образования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике».
Образовательное пространство школы должно быть построено таким образом, чтобы выпускники впоследствии смогли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, адекватно и конструктивно решать возникшие жизненные вопросы, планировать собственную деятельность. Развитие творческой личности ученика, как известно, возможно только при организации активной учебно-познавательной деятельности.
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Активизация познавательной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:
• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
• самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения;
• грамотно работать с информацией; • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня [1].
Для этого необходимо вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким и образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества образовательной деятельности является активизация познавательной деятельности обучающихся. Одним из недостатков знаний обучающихся, полученных в готовом виде на уроке или дома, при заучивании наизусть, является неумение применить их на практике.
Для предмета химии, где теория неразрывно связана с практической деятельностью, это особенно важно. Поэтому «реализация принципа активности, то есть формирование активности учащихся, в обучении имеет большое значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся» [2].
Желание каждого учителя − привить любовь и интерес к своему предмету. Однако школьная программа по учебному предмету химии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность обучающихся.
Чтобы вызвать у обучающихся познавательный интерес к новому учебному материалу, нам – учителям, необходимо использовать разнообразные методические приемы: создание на уроке проблемной ситуации, дискуссии, исследовательский прием, прием новизны, уроки-исследования, фронтальные опыты и др. При выборе тех или иных методов обучения мы, прежде всего, стремимся к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося [3].
Вызвать познавательную активность у учеников можно при условии хорошо продуманной и обоснованной системы обучения.
Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.
Также существенную роль в этой системе играют самостоятельные работы. Самостоятельная работа на уроках химии может выполняться в виде упражнений, лабораторных работ, экспериментальных задач, нахождения решения проблемных вопросов, решения расчетных задач. Например, карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план, или тестовые задания.
Активизировать познавательную деятельность учащихся помогает обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению [4].
Эксперимент является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи, развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера. Опыты могут проводиться фронтально, по группам и индивидуально. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны носить исследовательский характер.
Для детей увлеченных химии, очень часто, одних уроков бывает не достаточно. Для этого существуют различные элективные курсы или внеурочные занятия. На этих занятиях мы с обучающимися рассматриваем более сложные вопросы по химии, которые не удается затронуть на уроках, это может быть и решение задач повышенного уровня, так называемые олимпиадные задания, а также занимается проектной деятельностью.
В своей работе я использую проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся чаще всего во внеурочной деятельности или же как метод обучения во время уроков, обычно это групповая работа. Проектная и исследовательская деятельность помогает расширить мои возможности в обучении химии, развить практические навыки у обучающихся и вызвать интерес к своему предмету. Для ученика проект- это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
На своих уроках и во внеурочной деятельности я стараюсь объединить традиционные и инновационные методы обучения, сочетать теорию с практикой, закреплять теоретический материал опытами на практике.

Список литературы

1. Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении / Современная педагогика. – М., 2000. − №7. − С.18.
2. Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания / Химия в школе. – М, 2002. − №7. − С.25.
3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.М.: Вербум-М, 2001.
4. Леонтовия А.В. Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей/ Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии». М.,2006.

статья.docx