Автор: Галина Андреевна Дубинина
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Кемеровской области
«Средняя общеобразовательная школа при исправительных учреждениях
уголовно-исполнительной системы»
(Территориальное структурное подразделение в Чебулинском районе, ФКУ КП-2,
ГУФСИН России по Кемеровской области)
СООБЩЕНИЕ
по теме
«Урок творчества (урок – исследование)»
на заседании
методического объединения
2018-2019 учебный год
Подготовил:
Дубинина Галина Андреевна-
учитель математики, физики
В каждом человеке есть доброе начало,
и это начало нужно лишь беречь и развивать.
Ф.М. Достоевский.
В условиях лишения свободы вечерняя школа является той нитью, которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. А ещё чаще педагоги пенитенциарных школ являются первыми и даже единственными из людей, говорящими ученику доброе слово. Главная задача таких школ – обеспечить смену мировоззрения учащихся, воспитать людей гражданского общества. Особенность вечерней школы при ИУ состоит в том, что её ученики как бы существуют в двух ипостасях – с одной стороны, осужденные, отбывающие наказание в исправительном учреждении, с другой – это наши ученики. Работа педагога в вечерних открытых школах радикально отличается от таковой в дневных школах.
Проводимые в начале учебного года проверочные работы показывают низкий уровень ЗУН. Поэтому приходиться использовать разнообразные средства, методы и формы в работе с нашими учениками. Меня всегда волнует проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью физики развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения?
Эти задачи, по моему мнению, могут быть реализованы в условиях деятельности учащихся при использовании учителем активных методов и приемов обучения. Отсюда вытекает необходимость на каждом уроке формировать познавательный интерес путем поощрения стремления учащихся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Использование преимущественно традиционных форм работы малоэффективно, поскольку требует от учеников повышенного уровня внимания, но при этом не вовлекает их в учебный процесс, оставляет равнодушными к изучаемому материалу. Авторитарные технологии ставят учителя в положение жёсткого руководителя, подавляющего инициативу учащегося, не обращающего внимания на особенности его личности. Это неизбежно ведёт к отторжению учеником содержания предмета и вызывает негатив по отношению к учителю. Всё это усугубляется ещё и психологическими особенностями учащихся нашей школы, не склонными к подчинению, сдерживанию агрессии.
Современное образование предлагает широкий спектр педагогических технологий, позволяющих учителю сделать процесс обучения наиболее эффективным и соответствующим основным образовательным задачам. Среди них технологии проектного обучения, проблемного и модульного обучения, информационно-коммуникационные технологии и т.д. В своей работе я стремлюсь внедрять разные технологии, но, учитывая специфику школы, особенности наших учеников и их отрицательный опыт обучения в обычной общеобразовательной школе, не все технологии оказываются эффективными. Наиболее приемлемой является интегрированная технология, поскольку она предполагает использование сплава из различных технологий, ставя во главу угла межпредметные связи и формирование ключевых жизненных компетенций.
В настоящее время проектно-исследовательская работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативностью, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и планировать собственные действия.
Надо отметить: не следует отождествлять такие понятия как исследовательская деятельность учащихся и урок — исследование: исследовательская деятельность — понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок — исследование ограничен временными рамками — 45 мин. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока — новые знания.
Урок – исследование — деятельность учащихся и учителя, связанная с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
Ø постановку проблемы;
Ø повторение теории, посвященной данной проблематике;
Ø подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
Ø обработка полученного результата, его анализ и обобщение,
Ø собственные выводы.
Главная цель урока — исследования — приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока — исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.
Ведущей ценностью урока – исследования является ценность процесса движения к истине. Урок — исследование — это совместный (учитель и ученик) процесс движения к истине.
Доминирующие приёмы на уроках в условиях реализации исследовательского метода обучения:
Ø сравнение,
Ø анализ,
Ø синтез,
Ø обобщение,
Ø выдвижение гипотез,
Ø доказательство и опровержение,
Ø обсуждение,
Ø комментирование,
Ø дискуссии.
Основными видами практических работ при использовании исследовательского метода обучения –
Ø наблюдение,
Ø самостоятельная работа над книгой и документами,
Ø сбор информационного материала из различных источников.
Применение метода исследования (или открытия) как единицы обучения, обеспечивающее творческое развитие обучающегося в процессе приобретения новых знаний, предполагает наличие некоторых этапов проведения исследования, которые в той или иной мере соотносятся с различными этапами цикла продуктивного мыслительного акта. Эта этапность и характеризует сущность методики обучения, в основе которого и лежит метод исследования.
Как организовать и провести урок-исследование
Исходя из основной цели образования – воспитание творческой личности учащегося, способности к саморазвитию, самосовершенствованию – в качестве приоритетного подхода в обучении и воспитании может стать поисково-исследовательский подход. Практика показывает, что без целенаправленной организации учебной, исследовательской деятельности учащихся формирование и развитие соответствующих навыков идет очень медленно.
Исследовательская проектная работа ученика – это не игра в науку, не новая форма игровой технологии, но очень серьезная работа. И поэтому учитель прежде чем вовлекать ученика в эту деятельность, должен сам ей овладеть, ибо научить можно лишь тому, что хорошо умеешь делать сам.
На уроке-исследовании ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель). Поставленные цели достигаются в ходе решения ряда задач.
Например, с целью обучения предмету следует решать следующие задачи
— приобретение учащимися общенаучных умений (работа с учебником, составление таблиц, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ)
— приобретение учащимися специальных знаний и умений (усвоение фактического материала по предмету и т.д.)
— приобретение учащимися интеллектуальных умений (умение анализировать, сравнивать, обобщать).
Постановка цели обучения исследовательской деятельности требует решения других задач: приобретение учащимися исследовательских знаний и умений (знания специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности, методики научного исследования; умение выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы).
По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на типы:
— изучение нового материала,
— повторение,
— закрепление,
— обобщение и систематизация знаний,
— контроль и коррекция.
По объему осваиваемой методики исследования можно выделить уроки с элементами исследования и уроки-исследования.
На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности такие уроки могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.
На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания.
Освоение учащимися исследовательских умений и навыков должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности учащихся. Исходя из этого, можно начинать с подготовительного этапа – теоретического изучения учащимися этапов и ступеней исследовательской деятельности. Затем следует освоение ими процесса исследования на уроках “Образец исследования” (этап 1), отработка учебных приемов исследовательской деятельности на уроках “Исследование”, а также на уроках с элементами исследования (этап 2) и использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках “Собственно исследование” (этап 3). На уроках-исследованиях возможно использование разнообразных форм обучения учащихся: индивидуальной, парной, групповой, коллективной.
В структуре урока-исследования выделяют несколько этапов ( как было отмечено), которые следует соблюсти:
Ø актуализация знаний,
Ø мотивация,
Ø создание проблемной ситуации,
Ø постановка проблемы исследования,
Ø определение темы исследования,
Ø формулирование цели исследования,
Ø выдвижение гипотезы,
Ø проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, просмотр фрагментов учебных фильмов)
Ø интерпретация полученных данных,
Ø выводы по результатам исследовательской работы,
Ø применение новых знаний в учебной деятельности,
Ø подведение итогов урока,
Некоторые учебные приёмы, составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:
· выделение основной проблемы в предложенной ситуации,
· определение темы и цели исследования,
· формулирование и отбор полезных гипотез,
· определение пригодности выбранных для проверки гипотез,
· разграничение допущений и доказанных положений,
· планирование эксперимента для проверки гипотезы,
· анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них,
· планирование результата,
· проведение эксперимента,
· конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта,
· составление таблиц, графиков, диаграмм для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования, графическое изображение законов, правил,
· установление связи полученных данных с поставленной проблемой,
· систематизация фактов, явлений,
· использование обобщения и абстрагирования, метода анализа и синтеза, индукции и дедукции, принципа формализма,
· решение задач в новой ситуации,
· написание творческих сочинений, работ.
Деятельность учителя и учащихся определяется уровнем урока-исследования.
По итогам урока в рабочих тетрадях учащихся должны остаться следующие записи:
Проблема …
Тема исследования …
Цель исследования …
Гипотеза …
Подтверждение гипотезы …
Вывод …
Информация по решению проблемы, практическое применение и перспектива дальнейшей разработки …
Учитель подводит итоги урока, объясняет домашнее задание и задает вопросы для размышления и закрепления изученного материала.
Таблица 1
Уровень урока-исследования |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Урок “Образец исследование”
Урок “Исследование”
Урок “Собственно исследование”
|
На доске обязательно пишет название основных ступеней исследовательской деятельности. Формирует проблему, сообщает тему и цель исследования. Дает готовый алгоритм исследовательской работы. Ведет учебный процесс, используя термины: проблема, гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод. Использует вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследователя? Что такое гипотеза? Как можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное?
На доске может написать названия ступеней исследования (при необходимости).
Формулирует проблему. Подводит учащихся к пониманию цели исследования. Направляет деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных. Обращает внимание учеников на схему исследовательской деятельности. Использует вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор?
Формулирует проблему Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создает условия для исследовательской деятельности учащихся: обеспечивает учебный процесс дидактическим материалом, организовывает индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группе и парах. Использует вопросы: Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном материале? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока? Оцените результат! |
Отвечают на вопросы учителя. Следуют алгоритму работы, который предложил учитель. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске.
Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются с учителем. Получают оценку учителя (правильно и неправильно) за каждый этап исследовательской работы.
Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно без непосредственной помощи учителя. |
Поэтому очень важно применять технологию поддержки где надо выделить несколько основополагающих принципов:
1. Задания должны соответствовать возможностям. Никогда не давай заданий, с которыми учащийся заведомо не справится. В арсенале каждого учителя на сегодняшний день существует огромное количество дидактических материалов, которые помогают подобрать работу в соответствии с уровнем ученика. Почувствовав, что они способны справиться с работой, учащиеся обретают уверенность в себе, постепенно избавляясь от установки «не могу, не умею, не хочу».
2. Никаких негативных оценок. Если ученик не справляется с заданием, значит он просто не получит на данном этапе оценку в журнал, но получит помощь и словесную поддержку учителя.
3. Мнение каждого важно и ценно. Любая мысль, высказываемая учеником по проблеме урока, должна быть выслушана, осмыслена и прокомментирована. Только будучи внимательным и терпеливым учитель может рассчитывать на диалог с учащимися.
Используя различные технологии, мы «переламываем» негативные стереотипы учащихся по отношению к школе, процессу обучения и, главное, к собственным способностям. В результате вводим ученика в ситуацию успеха, помогаем ему увидеть собственные способности, тем самым даём толчок к саморазвитию. Этот процесс несёт в себе немаловажную воспитательную функцию. На мой взгляд, воспитание самоуважения – первый и самый важный шаг в воспитании уважения к окружающим людям, обществу в целом, переосмыслении своего места в социуме.