Автор: Свистова Евгения Анатольевна
Тема: Формирование лидерских качеств через совместное творчество педагога и воспитанника.
Разработала педагог организатор
МОАУ «Гимназия №6»
Свистова Е.А.
В настоящее время всё больше усилий приходится прилагать для работы с детьми, нуждающимися в особой педагогической защите. Современные школьники испытывают потребность в освоении новых социальных ролей, но у большинства из них сильно искажено представления о них; подросткам просто необходимо проявить свою общественность, однако, чаще всего для этого нет соответствующих условий. Одним из основных условий становления личности является самореализация, но школьники не всегда чётко представляют себе те сферы деятельности, где можно проявить себя, где и как можно самоутвердиться. Каждый подросток испытывает естественную потребность быть любимым и защищённым, но часто действительность оказывается противоположной. Всё это требует от школы внесения изменений в сложившуюся в последнее время систему воспитательной работы.
В сознании многих педагогов стереотип «воспитательной работы» с одной стороны предполагает существование в школе неких особых, специальных актов воспитания, а с другой стороны, ограничивает пространство школьного воспитания внеурочными формами деятельности. Это идет в разрез с современной теорий воспитательных систем, в которой воспитание понимается как управление процессом развития личности человека.
Для воспитания современного человека необходимо использование таких методов и форм работы, которые были бы направлены на освоение учащимися различных видов социальной деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию и самоутверждение в ней и через неё в обществе, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности. Ведь сейчас, когда социально-экономические проблемы обусловили потребность в человеке, способном принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, воспитание в детях инициативности, самостоятельности, умения вести за собой становится также важно, как и овладение, конкретной предметной деятельностью.
Практика убеждает в том, что именно детские общественные организации обладают оптимальными условиями для формирования лидерской позиции подростков. Дух лидерства свойственен природе каждого ребёнка, поэтому руководителю детской организации необходимо владеть современными методами и формами взаимодействия с детьми, работы с коллективом, которые были бы направлены на поддержку и развитие, а не подавление лидерских качеств ребёнка. Очень часто подростки не имеют представления о наличии у себя лидерских способностей, так как в роли организатора никогда не выступали.
Невозможно ожидать, а тем более требовать от подростка серьезной организаторской работы без соответствующей методической и психологической подготовки, поэтому очень важно правильно организовать работу школы актива.
Сегодня, как никогда уделяется внимание той среде, в которой вращается индивид образовательного процесса. Внимание уделяется чёткой гражданской позиции. И я, как педагог организатор должна чётко грамотно выстроить свою работу со своими воспитанниками.
Лидерство не может быть без окружающей его среды, а социальная среда определяет положение лидера.
Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Лидер не только направляет, и ведёт своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.
Большую роль в развитии лидерских и организаторских качеств у подростков играет ученическое самоуправление.
Ученическое самоуправление — это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки.
Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Мы хотим, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через ученическое самоуправление могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.
В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.
В нашей гимназии действует детская общественная организация «Радуга», которая взаимодействует (сотрудничает) с ученическим самоуправлением.
Участие детей в управлении делами детской школьной организации рассматривается, прежде всего, как способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни. Сделать процесс воспитания демократическим, открытым, гуманистическим помогут особые органы самоуправления школьной жизни: советы, комитеты, парламент и т.д. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, управлению собой, своей жизнью в коллективе.
Вот что говорят о результатах развития ученического самоуправления в нашей школе сами ребята.
Крейдина Елена – председатель детской общественной организации «Радуга», участвует в школьных, районных и областных мероприятиях: «При ученическом самоуправлении в школе веселее, интереснее жить. Ребята понимают, всё, что делают хорошего, всё для них. Поэтому каждый класс старается сделать больше хорошего».
Шарифова Авсана – председатель совета старшеклассников, участвует в школьных, районных и областных мероприятиях: «При ученическом самоуправлении школа для нас превратилась в единый, монолитный коллектив. А такому коллективу любое дело по плечу».
А вот что говорят о результатах развития ученического самоуправления педагоги нашей школы:
«Несравненно возросла активность каждого класса»
В концепции и программе развития нашей гимназии говорится о том, что школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого ребенка с учётом его индивидуальных особенностей. В годовом плане одним из главных является раздел воспитательной работы.
Эффективность воспитательной работы достигается благодаря сочетанию традиционных и инновационных методов. Одним из инновационных методов включения учащихся в общественную жизнь является социальное проектирование, которое ориентировано на формирование таких качеств, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе Отечества, умение адаптироваться к современным экономическим условиям. В этом учебном году группа старшеклассников приступила к работе над социально – значимым проектом “Волонтерство”. Сейчас мы находимся на стадии сбора информации и разработки собственного решения проблемы.
Права и обязанности школьника в морально-правовом аспекте в школьном коллективе определяются на основании конкретных документов, в разработке которых принимают участие сами дети. Одновременно детям предоставляются и организационные права, например, выбор детского объединения, формы и содержания деятельности. Новый подход к самоуправлению сегодня предлагает соблюдение принципа: «все, что делается для детей, должно происходить с их участием». Тогда дети становятся хозяевами, гражданами, патриотами своей школы, а значит и патриотами своей Родины.