Статья История аэродрома «Кряж» города Самары.

Автор: Осипова Тамара Ивановна

Статья

История аэродрома «Кряж» города Самары.

Осипова Тамара  Ивановна Воспитатель

МБДОУ «Детский сад№350»г.о.Самара

 

У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где прошло детство человека, ведь именно с детством у многих людей возникают воспоминания. Человек всегда помнит какие-то моменты из детства, а вместе с ними и места где они происходили, то есть в любом городе. Мой любимый город Самара и родной Куйбышевский район. Я  с пяти лет проживаю  в Куйбышевском районе,  и мне интересно было узнать историю нашего Кряжского аэродрома.

В нашем городе Самара не найдешь района, в котором не было бы памятных мест, связанных с космической историей!  Всем,  известной загородной гостиницы обкома партии, что на 1-й просеке, это и санаторий «Волга», в котором останавливались космонавты, и аэродром Смышляевка — именно оттуда шесть летчиков, кандидатов на первый полет в космос, вылетели на осмотр предполагаемого места посадки «Востока».

Космических  страниц в историю Куйбышевского района вписано немало. 
Многим будет интересно узнать, что именно на Кряжский аэродром
находился штаб поисково-спасательных групп, которым руководил командующий ВВС ПриВО  К.Т.Цедрик, и именно с Кряжского аэродрома вылетел в г. Энгельс самолет Ил-14, на котором доставили в Куйбышев Ю.А.Гагарина. Как сам это объяснил подполковник ВВС: «Почему за Гагариным послали именно наш экипаж?» На Кряж накануне, 11 апреля, прилетел московский самолет-«салон» Ил-11 и,  заруливая на стоянку, повредил центроплан.  Иначе мы, конечно, за космонавтом не полетели бы, если бы все было нормально! Но когда уже  с Гагариным на борту подлетали к Кряжу, получили команду — лететь на «Трехгорку», это был позывной заводского аэродрома на Безымянке». Вот такая история.
 История военного аэродрома Кряж начинается задолго до открытия космических далей. Он был известен еще в 30-е годы, но свою официальную биографию военного аэродрома начинает в 1943 году. Здесь базировался запасной авиационный полк.

После войны экипажи военных транспортных самолетов стали переобучаться в поисково-спасательные группы. Летчики помогали при спасении людей в чрезвычайных ситуациях. Поскольку в то время сведения и ЧС были крайне засекречены, то о деятельности экипажей ПСС сведения весьма скудные.

В 1960 году перед летным составом была поставлена задача, обучиться летать на ИЛ-14, для дальнейшей работы по поиску космических летательных аппаратов. Десантник Вениамин Петрович Расторгуев был в составе одной из поисково-спасательных групп, работавших на Кряже до начала 70-х годов, и в любой момент лучшие куйбышевские  парашютисты были готовы вылететь туда, где потребуется их помощь в эвакуации космонавтов и космических аппаратов, которые возвращались на Землю, а не сгорали в атмосфере. 

 Воспоминания  Расторгуева Вениамина Петровича: 
Летом 1960 года заместитель командира нашей эскадрильи Маракин привез с места приземления Белку и Стрелку. Собаки, обвешанные всевозможными датчиками, после приземления выглядели уставшими, но через некоторое время начинали бегать и прыгать возле своих спасателей.
В феврале 1961 года наши ребята летали за собачкой Чернушкой и манекеном  «Иваном Ивановичем». И Чернушку,  и манекен привезли 
к нам на Кряж, а потом отправили в Москву.

 На Кряже в начале 60-х годов тренировалась свердловская парашютистка Ирина Соловьева, член сборной команды СССР – она была потом  дублером № 1 Валентины Терешковой.
Для всех это была некая генеральная репетиция перед историческим полетом человека в космос.
12 апреля 1961 года летчик Ю.А.Гагарин совершил полет в космос.

 Ю. Гагарин приземлился в степи невдалеке от г. Энгельс Саратовской области, и именно с Кряжского аэродрома вылетел в г. Энгельс самолет Ил-14, на котором доставили в Куйбышев в санаторий «Волга». На месте приземления Гагарина сооружён обелиск.
 
Полеты в космос продолжались с завидной скоростью. 6-7 августа на корабле «Восток» Герман Титов совершил многовитковый полет вокруг Земли. Полет продолжался 25 часов 11 минут.
Облетев 17 раз вокруг земли, приземлился он также в саратовской области в районе г. Красный Кут, но вскоре был доставлен на самолёте Ил-14 на аэродром Кряж, где летчикам посчастливилось увидеть космонавта № 2, тогда еще капитана Титова.

Трудно передать словами, что творилось на аэродроме «Кряж». Словно весь Куйбышев высыпал на аэродром, и люди заполняли лётное поле. Ни милиция, ни военный кордон не смогли остановить нашествие людей на аэродром. Люди бежали, ехали на лошадях, на велосипедах, машинах со всех сторон аэродрома.
Всем хотелось увидеть живого космонавта. Через некоторое время высокие чины, встречавшие Германа Титова, увезли его в военный санаторий «Волга»
Но и после этого люди оставались на аэродроме; они ликовали, целовались, радовались, гордились подвигом СССР в космосе. Это был триумф! В воздух летели фуражки, похоже, было на День победы 1945 года на Красной площади.

Я сама была очевидцем этого события. Мои детские воспоминания, девятилетней девочки,  очень стертые, для меня в то время непонятные, все люди почему-то шли, бежали, ехали на велосипеде в сторону аэродрома, и говорили о космонавте, который приземлится на нашем аэродроме. Когда мы с мамой пришли на аэродром, который находился не далеко от нашего дома, там было много народа , все ждали самолета с космонавтом Титовым. Самолет приземлился все стали поздравлять друг друга, целоваться, петь песни.

А в 1967-69 годах на нашем аэродроме совершил первые прыжки с парашютом студент Куйбышевского авиационного института 
Геннадий Манаков, будущий летчик-космонавт.
Еще одна важная страница – создание школы юных летчиков-космонавтов
, которую возглавлял широко известный  в Самаре генерал Ф.Г. Кисель, 
бывший  начальник Сызранского вертолетного училища.
Она открылась 31 августа 1977 года и носила имя нашего земляка, дважды Героя Советского Союза Владимира Шаталова. Набор в школу шел на базе аэроклуба. На Кряжском аэродроме подростки, мечтающие связать 
жизнь с небом, совершали свои первые парашютные прыжки, 
и школа помогала им определиться с выбором будущей профессии. Воспоминания выпускницы школы юных лётчиков – космонавтов Ирина Свечникова. Она отметила, что поступление в школу юных летчиков — это осознанный шаг навстречу к будущей профессии. В то время, в 1977 году, мы все мечтали об авиации, о космосе. Школа помогла ей определиться с выбором  дальнейшей профессии, вся  жизнь она  так или иначе связана с авиацией.  Ирина Свечникова  закончила  Куйбышевский  Авиационный институт, затем уехала работать в Смоленский авиационный завод, где она занимались разработкой космического корабля «Бурана».
Первый в стране юношеский авиационно-космический комплекс имени дважды Героя Советского Союза В.А.Шаталова проработал 15 лет (1977-1992). Куйбышевский район очень гордился своим парашютным клубом.

 В 2003 году в Куйбышевском районе появился первый в Самаре районный космический музей. На открытие экспозиции тогда впервые собрались самарские ветераны — «гагаринцы» и члены семей тех, кто встречал на Земле первых советских космонавтов. Ветераны самарской космонавтики Ю.А. 
Инцин,  В.Я. Стрельцов, В.А. Малыгин. 
     Время неумолимо, уходит в прошлое история нашей страны, поэтому так важно не потерять ту живую нить, что связывает нас с пионерами космического ракетостроения, тем более что жители нашего родного района вписали в летопись покорения космоса одну из самых славных страниц. 
На сегодняшний день аэродром Кряж существует, как транзитный и запасной аэродром области и города. На его базе проводятся всевозможные спортивные соревнования, связанные с небом. Достаточно долго он был базой для подготовки парашютистов.
Летчики части принимали участие в ликвидации ЧС на Чернобыльской АЭС, вывозили пострадавших в железнодорожной катастрофе под Уфой. Сюда же прилетали экипажи из Афганистана.
Но сколько бы лет не прошло, маленький аэродром на окраине Самары навсегда останется в памяти современников, как участник исторического космического события.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *