СИСТЕМА «УЬУЙУУ» КАК ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЕМОГО В ПРОЦЕСС САМОРАЗВИТИЯ

Автор: Заболоцкая Дария Михайловна

 

СИСТЕМА «УЬУЙУУ» КАК ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЕМОГО

 

В ПРОЦЕСС САМОРАЗВИТИЯ

 

 

 

Тема моей методической работы: «Обновление традиционной системы обучения на основе дидактической теории деятельностного метода обучения». С 2016 года работаю по авторской педагогической системе Ивановой С.Р. «Уьуйуу- вовлечение в процесс развития».

 

Как всё начиналось? За годы педагогической деятельности каких только «опытов» не перенимала. Но все новое, передовое преломляла по-своему, корректировала и применяла на работе, исходя из целесообразности, состава класса и своей личности, своих убеждений. Я долгое время работала по традиционной системе, где понятие самого образования выглядит  так: обучение способно сделать из ученика – человека обученного, то есть обладающего  определенной  суммой знаний, но  далеко не  всегда способного  надлежащим  образом  распорядиться  своим   интеллектуальным багажом. Здесь, если есть субъект, то это только теория. Даже сам учитель не может быть в полной мере быть субъектом. Поскольку играет роль передатчика заведомо известного знания.

 

Главная задача школы: не просто давать нашим детям формальные знания по предметам, а научить их мыслить, помочь каждому ребенку раскрыть свой потенциал, стать личностью, созидателем, чтобы успешно жить и работать. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается  сформированности  «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».

 

Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

 

Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

 

С 1997 года я применяю математике технологии и УМК  Л.Г.Петерсон.  Накопленный опыт позволил мне определить основные направления своей работы. Мой выбор тесно связан с этапами развития национальной школы:

 

1.         Начало 90-х годов характеризуется всплеском педагогических идей по возрождению национальной культуры и самосознания.

 

2. Необходимость изменения содержания учебного процесса: вводились новые предметы культурологического характера

 

3.  На современном  этапе педагоги понимают необходимость изменения учебно-воспитательного процесса в национальной школе с целью достижения каждым ребенком внутреннего согласия с самим собой.

 

Каждый человек носит в себе исторический опыт своего народа. У якутов-язычество. Нас окружает современный мир, постоянно изменяющийся и быстро развивающийся. Педагогическая наука тоже развивается быстрыми темпами. На практике существуют различные педагогические технологии, которые являются продуктом западной культуры. Это развивающее обучение Эльконина-Давыдова, Занкова, Школа 2000, Гармония и др. Слепо копировать их, значит наносить ущерб внутреннему миру ребенка. Главное качество современного учителя-грамотно выбрать технологию, соблюдая принцип «Ненавреди!»

 

Как гласит древняя легенда, ворон считается самой умной птицей. Мудрая птица, долгожительница ворон, чтобы научить вороненка находить свое гнездо с любого расстояния, поднимается вместе с ним в небеса и оставляет его одного, для принятия самостоятельного решения. И старые якуты говорили: «Ворон приучает своё дитя (уьуйар), они не употребляли слово «учит».

 

Так в моей педагогической концепции возникла идея не только обучения, учения, но и самое главное «Вовлечение в процесс» (уьуйуу). Аналогов в русском языке этому слову нет, поскольку он отражает целостный процесс:

 

          формирование у учащихся стойкой познавательной мотивации;

 

          организация активной совместной деятельности взрослого и детей;

 

          вовлечение учащихся в самостоятельную работу.

 

Педагогическая деятельность в якутской школе должна основываться на мудрости: «Человек саха- дитя природы». Национальные особенности мироощущения народа саха на примере структуры народного эпоса-олонхо включают: формирование мотивации слушателя, развертывание событий, где происходит осуществление, анализ, сравнение, сопоставление, рефлексия, возникновение нового осмысления основного сюжета…

 

Исторический опыт народа (обособленное компактное проживание) формировал субъектность жизнедеятельности. В этом плане человек является дитем природы, свободной и самостоятельной личностью.

 

Общение, коммуникация призваны формировать необходимые на современном этапе коммуникативные качества современного человека. В школе этому способствует применение групповой формы обучения. Использование группового метода работы, где представляется больше свободы, позволяет формировать качества личности, необходимые для адаптации в обществе; развивают его коммуникативность, умение выражать свои мысли, вариативность мышления. Потому основной формой  организации учебно-познавательной деятельности учеников является коллективный диалог.  А самореализация будет иметь значение только в сотворчестве, в диалоге и содействии.

 

Технология по математике Л.Г.Петерсон. На основе наглядного материала происходит развитие математического мышления. Одной из особенностей народа саха является образное восприятие мира. Использование метода моделирования в виде схем к задачам стала мостиком между учеником и учебником.

 

 

 

«Уьуйуу»-вовлечение в процесс саморазвития предполагает взаимовлияние взрослого и ребенка. В основе лежит идея сочетания принципов и методов народной педагогики и современных образовательных технологий, в частности система «Школа 2000…»  по математике  Л.Г.Петерсон.

 

Механизмы реализации этой концепции предусматривают следующие направления:

 

1. Приобщение к родной культуре .Включение регионального компонента.

 

2. Вовлечение в культуру народа через использование педагогических технологий.

 

а) содержание образования — деятельность  ;

 

б) структура урока введения нового знания в деятельностном подходе:

 

    побудительно-мотивационная фаза.

 

    аналитико-синтетическая фаза (планирование);

 

    исполнительная фаза (реализация);

 

    рефлексия, планирование следующего шага.

 

в) технология Л.Г.Петерсон по математике.

 

3. Обучение родной речи, как основе дальнейшего развития культуры

 

Родной язык-основа реализации интеллекта, формирование эмоциональной сферы ребенка, становление творческой личности, способный создавать национальные и общечеловеческие культурные ценности.

 

            Для обеспечения возможности использования национальных  языков как средства обучения и воспитания необходимо наличие по всем предметам полных комплектов учебной литературы на родном якутском языке.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *