Развитие творческих способностей школьников во внеурочной работе художественно-эстетического направления

Автор: Халилова Елена Владимировна

Normal
0

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;}

КГБОУ «Ключевская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  НАПРАВЛЕНИЯ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

учитель швейного дела 

Халилова Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Ключи – 2018

 

Оглавление
Введение
Глава 1. Психологические основы формирования творческих способностей
1.1 Понятие о способностях психологии
1.2 Виды способностей
1.3 Развитие творческих способностей у младших школьников
1.4 Условия развития творческих способностей в педагогике и психологии

Глава 2. Особенности формирования творческих способностей в процессе внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте

2.1 Задачи внеурочной деятельности в свете ФГОС

2.2 Направления и виды деятельности во внеурочной работе

2.2.1Задачи и содержание художественно-эстетического направления

2.3 Формы внеурочной работы по художественно-эстетическому направлению

2.4 Значение и задачи декоративно-прикладной деятельности в формировании творческих способностей младших школьников

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение
            В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. В России активизировалось исследование проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные понятия изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; исследуются творческое мышление и творческие способности.
Развитие творческих способностей младших школьников является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность; воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Во внеурочной деятельности имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов, Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания. С точки зрения педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

               Развитие творческих способностей — важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Художественно-эстетическое воспитание будет более результатив­ным, если оно будет основываться на приобщении учащихся к  декоративно-прикладному творчеству, ибо, во-первых, природа народного творчества и детского имеет много общего, поэтому оно более доступно для детского понимания; во-вторых, декоративно-прикладное творчество наиболее открыто выражает идеалы красоты и гармонии, духовные эс­тетические ценности, таящиеся в душе народа; в-третьих, общение с произведениями народного творчества, изготовление аналогичных изделий не только воспитывает в ребенке творца, но и способствует формиро­ванию развитого, образованного, обогащенного духовно человека; в-четвертых, обращение к декоративно-прикладному творчеству придает учебно-воспитательному процессу школы «больше полноты, законченности, способствует гармоническому развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей» (Д.Д. Рондели). Кроме того, овладение учащимися доступными им техническими приемами прикладного творчества открывает перед ними новые возможности для собственного творчества. Ведь, «истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев» [37].

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важ­ное значение в  формировании творческих  способностей младшего школьника, развитии личности, формировании личностных взгля­дов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.

Внеурочная деятельность способствует формированию творческих способностей младшего школьника, раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Вид  творческой деятельности даёт большой воспитательный эффект. При решении творческих задач происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Развитие творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Творческая деятельность, помогает ребенку почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству во внеурочной деятельности, строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Творческие способности, формируемые во внеурочной деятельности, помогают ребенку сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам, учат культуре общения, носят деятельный характер, формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством делает их добрее, отзывчивее, внимательнее ко всему окружающему миру.

 

ГЛАВА 1. Психологические основы формирования творческих способностей

1.1.         Понятие о способностях в психологии

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности.

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.

С.Л. Рубинштейн под способностями понимает пригодность к определённой деятельности. О способностях можно судить по достижениям, по темпам духовного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения.

В основе способностей, по Рубинштейну, лежат «наследственно закреплённые предпосылки для их развития в виде задатков». Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека [21;314].

Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей.

В.Г. Белинский понимал под способностями потенциальные природные силы личности, или её возможности.

По Б.М. Теплову, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.

В учебнике «Психология» (под редакцией доктора психологических наук А.А. Крылова) дано несколько определений способностей:

1.Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое определение в психологии.

2.Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Это определение появилось в психологии XVIII-XIX вв., и употребляется в настоящее время.

3.Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

На основе изложенного можно дать ориентировочное и предварительное определение способности.

Способность представляет собой выражение соответствия между требованиями деятельности и комплексом нервно-психологических свойств человека, обеспечивающим высокую качественно-количественную продуктивность и рост его деятельности, которое проявляется в высокой и быстро растущей (по сравнению со средним человеком) умелости овладевать этой деятельностью и владеть ею.

1.2Виды способностей

Для классификации способностей используются разные критерии. Так могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемонические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (лингвистические, гуманитарные), творческие (музыкальные, литературные, художественные, инженерные).

Различают также общие и специальные: общие – это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных, выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются (технические, художественные, музыкальные) [ 9;с.111].

Выявлены компоненты, составляющие структуры специальных способностей, что позволяет сформировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования способностей у учащихся.

Как общие, так и специальные способности взаимосвязаны. Общие способности развиваются одновременно с развитием и формированием познавательных процессов. Разумеется, формирование специальных способностей невозможно представить без общих способностей у индивида.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно – теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Эти способности чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие – отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействие с людьми, предметно — деятельностный, или предметно – познавательный.

К ним относится речь как средство общения ( ее коммуникативные функции) Межличностное восприятие и оценивание людей, социально – педагогическая адаптация к различным ситуациям: входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.

Таким образом, способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями — они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки. Каждая деятельность предъявляет определенные требования к общим, и к специальным способностям. Только всестороннее развитие личности поможет выявить и сформировать общие и специальные способности в их единстве.

В настоящее время ученые выделяют два уровня способностей:

— репродуктивный (быстрое усвоение знаний и овладение определенной деятельностью по образцу);

— творческий (способность при помощи самостоятельной деятельности создавать новое оригинальное).

Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них.

Творческие способности — это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

В большинстве случаев творческий человек — это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.

В сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

Рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием творчество, творческая деятельность.

Творчество — это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. П. Торренс в структуре творческой деятельности он выделял:

— восприятие проблемы;

— поиск решения;

— возникновение и формулировку гипотез;

— проверку гипотез;

— их модификацию;

— нахождение результатов.

Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, поэтому справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

· способность видеть проблему там, где её не видят другие;

· способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

· способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

· способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

· способность легко ассоциировать отдалённые понятия;

· способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

· гибкость мышления;

· способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

· способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;

· способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

-лёгкость генерирования идей;

· способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

1.3 Развитие творческих способностей у младших школьников    

                Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. С психологической точки зрения дошкольное и школьное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И учителя, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Кардинально изменяется его социальный статус — он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.

Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

Склонность к творчеству присуща ребенку. По утверждению Л.С. Выготского, творчество — норма детского развития. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. В этот период жизнь во всем ее разнообразии, не иллюзорная и фантастическая, а самая настоящая, реальная, всегда нас окружающая — вот что возбуждает его деятельность. В этом периоде ребенок мало-помалу покидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше. Ребенок тяготеет к реальной жизни. Он уже не мистик и мечтатель. Он — реалист.

Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора.

Непосредственность детских реакций и ненасытная впечатлительность в этом возрасте бывают наиболее заметны во внешкольной обстановке. В ситуациях, где дети чувствуют себя достаточно непринужденно, они почти непроизвольно удовлетворяют свое любопытство: подбегают поближе к тому, что их интересует; стремятся все, что возможно, испытать сами. Им нравится применять новые для них наименования, замечать вслух, что кажется красивым и что неприятным.

Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый нормальный ребенок способен получить среднее образование, способен овладеть материалом школьной программы. Но каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость с самого начала школьной жизни стали основой успеха в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Однако у каждого ребенка свой путь развития способностей. Начало обучения ребенка в школе — важнейший этап в его воспитании и развитии, и, конечно, не начало воспитания, а тем более развития. Именно поэтому начальное обучение должно строиться на основе достигнутых результатов предшествующего воспитания и учета всей истории развития ребенка

В способностях младших школьников обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что разные ученики с разной глубиной понимания и с разной степенью творчества справляются с учебными заданиями. То, чего одни школьники достигают легко, без особых усилий, для других оказывается сложным делом, требующим большой работы и напряжения. Педагогическая задача в отношении младших школьников состоит в том, чтобы раскрыть, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить их полноценное развитие.

Развитие задатков способностей в школе неразрывно связано с их поощрением. Необходимо постоянно «тренировать» способности, так как они не могут «лежать про запас», ожидая подходящего случая для проявления. Если способности не развиваются, они хиреют.

Прогноз относительно способностей школьников должен быть очень осторожным. Недопустимо по низкой успеваемости делать вывод о неспособности ребенка. Жизнь показывает, как нелегко распознать даже выдающиеся способности. Декарт считался в школе неспособным. Эдисон как неспособный был взят отцом из школы, где обучился только грамоте. Гоголь имел в гимназии по литературе «три», а за сочинения «два». Менделеев в гимназии был «середняком».У некоторых детей развитие совершается несколько замедленно, растянуто, как бы исподволь, происходит постепенное накопление определенных достоинств интеллекта.

В начальной школе центральной задачей является развитие у всех детей общих способностей и формирование интереса к учению вообще в контексте ведущей в этом возрасте учебной деятельности. Нетрудно заметить, что самые разные школьные предметы имеют много общего, предъявляют ряд сходных требований к особенностям мышления, внимания, памяти ученика, к таким его свойствам, как умственная активность, любознательность. Вместе с тем отдельные учебные предметы требуют для своего овладения специальных свойств, таких, как, например, фонетический слух или пространственное воображение и др. Общие способности являются не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности ребенка. Специфические (или специальные) способности детей проявляются тем ярче, чем выше их общее умственное развитие.

Интерес ребенка к тому или иному предмету или к учению вообще побуждает к соответствующей деятельности. Между способностями и интересом существует очень тесная связь. Ведь, в сущности, мы хорошо слышим, замечаем, понимаем то, что хотим слышать, замечать, понимать. Сами дети отмечают, что больших успехов они добиваются в тех учебных предметах, к которым испытывают интерес. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы.

Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение к тому, что задает направленность и уровень развития его способностей. 

Младший школьный возраст – период впитывания, накапливания знаний, период усвоения по преимуществу. Разнообразие занятий, интересов является обязательным условием полноты развития ума ребенка, его способностей. В самых различных видах деятельности имеются общие моменты (требования к вниманию, наблюдательности, памяти и т.д.), поэтому разнообразие детских занятий и интересов связано с развитием и общих, и специальных способностей. Интерес тесно связан с успешностью учения. Быстро и легко усваивая определенный учебный предмет, ребенок получает удовлетворение. Успех пробуждает желание больше и глубже заниматься именно этим предметом, что, в свою очередь, способствует развитию способностей ребенка.

Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма. И воспитатель, и учитель не вправе объяснять неудачи своих воспитанников и учеников их плохим умственным развитием, так как оно само в значительной степени определяется обучением, зависит от особенностей его содержания и организации. Л.Н. Толстой предупреждал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельные приложения этих сведений».

Какие педагогические условия необходимо соблюдать, чтобы повысить эффективность данной деятельности?

1.4 Условия развития творческих способностей в педагогике и психологии

         Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

1. Изменение роли ученика. Принципиальное изменение роли ученика начальной школы на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно — деятельностное взаимодействие учащихся и педагога. Суть его — в неразрывности прямого и обратного воздействия, осознание взаимодействия как сотворчества.

2.Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им присуща повышенная эмоциональность. Важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

  3. Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

   4. Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

    5.  Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. В процессе рефлексии ученик осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в творчестве (свои потребности, мотивы, возможности и т. п.), что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.

   6. Межпредметность. В процессе решения творческих задач, как правило, необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.

   7. Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.

    8. Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.

    9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.

Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка.

Есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные”. Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности. Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:

· принцип исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);

· принцип поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);

· принцип требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;

· принцип признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:

1) проблемное изложение знаний;

2) дискуссия;

3) исследовательский метод;

4) творческие работы учащихся;

5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке.

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка.

Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:

1) по результату (продукту) деятельности;

2) по способу ее протекания (процессу).

Изучение и анализ литературы показал, что проблему формирования и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста изучали многие. В отечественной психологии развиваются направления, ведущие преимущественно исследование процессов творческого мышления, как решения творческих проблем.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме детского творчества, развития потенциала школьников, который все чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме. Творчество ребенка превращается в непременный фактор социализации. В «Концепции общего среднего образования» основополагающий принцип обновления содержания образования – личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей.

Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования,  можно сделать следующие выводы:

1) Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

2) В результате анализа практического опыта педагогов – практиков, научно-методической литературы можно сделать выводы, что воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников.

Под творчеством понимается создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).

С одной стороны, эти знания довольно специфически (т.е. относятся к области художественного конструирования), но, с другой стороны, они универсальны и способны сформировать у детей мировоззренческие установки относительно места человека и создаваемой им среды в системе мироздания. Особенно важно, что мы имеем возможность наблюдать, как эти две стороны неразрывно связаны между собой: наиболее совершенные конструкции являются и наиболее красивыми. Творчество детей активизирует процесс обучения. При этом развивается инициатива, самостоятельность и активность побуждает осваивать знания, умения, навыки. Развивается способность к самообучению и саморазвитию. Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и внеурочной. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т.д. Разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что даже маленькие дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств – цвета, формы, звука. Поэтому нам следует уделить внимание большой педагогической проблеме – поиску таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять».

         Для развития творческой, разносторонней личности имеются большие возможности во внеурочной деятельности, суть которой раскрывается далее.

Каким образом внеурочная работа по художественно-эстетическому  направлению способствует формированию творческих способностей младшего школьника, мы рассмотрим во второй главе доклада.

Глава 2. Особенности формирования творческих способностей в процессе внеурочной деятельности

2.1. Задачи внеурочной деятельности в свете ФГОС

          В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО)  основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под  внеурочной деятельностью  в рамках реализации  ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная работа — составная часть учебно — воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т. п. Развиты художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продлённого дня.

Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

Цели организации внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.

В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Конкретные цели определяются педагогическим коллективом образовательного учреждения самостоятельно.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

-выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей гимназистов к различным видам деятельности;

-оказание помощи в поисках «себя»;

-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

-формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

-создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

-развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

-расширение рамок общения с социумом;

—  организация досуга школьников, культурного отдыха и разумных развлечений.

2.2. Направления и виды деятельности во внеурочной работе

           Внеурочная деятельность  организуется  по направлениям развития личности:

-спортивно-оздоровительное;

-духовно-нравственное;

-обще- интеллектуальное;

-художественно — эстетическое ( культурно – просветительское);

-социальное.

 Направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ внеурочной деятельности, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

При организации внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения педагогическими работниками разрабатываются соответствующие направлениям базисного учебного плана образовательную(ые) программ(у)ы внеурочной деятельности.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

Примерный перечень форм внеурочной деятельности по направлениям.

Спортивно-оздоровительное: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, олимпиады, праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры.

Социальное направление: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально-моделирующие игры.

Духовно-нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы (КТД); праздники; поисково-краеведческие экспедиции.

Обще интеллектуальное направление:   предметные факультативы, олимпиады, исследовательская деятельность, школьные научные общества, конференции, общественный  смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальные марафоны и др.

Художественно-эстетическое (культурно-просветительское) направление: культпоходы в театры, кино (с последующим анализом),  концерты, выставки, смотры-конкурсы, досугово-развлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия в коллективах художественной самодеятельности.

При организации эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера и утренники, «Час поэзии», экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, классный диско-вечер, праздники искусств, обзоры журналов, выпуск рукописных журналов.

2.2.1. Задачи и содержание  художественно-эстетического направления

        Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах.

Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности человека. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.

       Стержневой основой в системе эстетического воспитания можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно-прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

       Задача педагога — воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

     Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус. Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты художественно — эстетического воспитания:

— эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

— художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

— воспитание творческих потребностей и способностей.

В развитии художественно – творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлечениям.  Педагоги, которые организуют внеурочную работу по общекультурному направлению должны  работать  увлечённо, успешно развивать художественные способности детей.

Цель общекультурного направления: формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи:

-развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей;

-формирование коммуникативной общекультурной компетенций;

-овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;

-овладение навыками межличностного общения;

-формирование интереса к творческим профессиям.

Художественно-эстетическая деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:

·                                 изобразительная

·                                 художественно-речевая

·                                 музыкальная

·                                  хореографическая

·                                 культурно-массовая

Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественно-творческих способностей школьников. Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько обучающиеся овладевают различными видами искусства и испытывают потребности и удовольствия от художественно-творческой деятельности.

2.3 Формы внеурочной работы по художественно-эстетическому  направлению

      Внеурочная работа, как любое социально-психологическое культурологическое явление, имеет форму. Форма внеурочной  работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми. Форма внеурочной работы выполняет чрезвычайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся начальной школы возможности широкого спектра занятий, направленных на их разностороннее развитие.

1. Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные массовые потребности детей, развить их способности к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах (коллективах) или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).

Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Кружок, как правило, имеет свою эмблему и девиз.

  А)  Кружки прикладного творчества.

Дополнительные преимущества: ребёнок приобретает умения и навыки, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни.

К этой группе, в частности, относятся кружки лоскутной пластики, вязания, кройки и шитья, бисероплетения, мягкой игрушки, лепки и т. п.

  Б). Художественные кружки.

         Дополнительные преимущества: ребёнок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов и т. п.). Ребёнок получит некий объём знаний об истории искусства, его основных направлениях.

2. Студия – форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительными особенностями студии являются: общие задачи, единые ценности совместной деятельности, эмоциональ-ный характер межличностных отношений.

Студия – место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких-либо действий, знаний, умений. Это может быть студия дизайна, киностудия, музыкально-хореографическая студия и т. д. Основной целью деятельности студий является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка ее и развитие. Студии организуют свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.

Проведение занятий в студиях может проходить по следующей схеме: повторение содержания предыдущего занятия; введение в новое; отработка отдельных элементов деятельности; задания к следующему занятию. В работе студий важное место занимают показательные выступления, представления юных талантов.

А). Студия дизайна.

Краткая характеристика:

— развитие интеллектуальных и эстетических параметров креативности;

— включение ребенка в активные формы различных видов творческой деятельности (дизайн-деятельность) ;

— создание эстетически выразительной и комфортной предметной среды;

— формирование и совершенствование психических процессов лежащих в основе творчества.

— создание разных конструкций и моделей из различного материала

Б).  Театральные студии.

Краткая характеристика:

— физическое развитие: занятия по технике речи дают возможн6ость разрабатывать речевой аппарат, н6аучиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;

— психическое развитие: развитие коммуникативных навыков – умения ясно выражать свои мысли и чувства, умение понимать других людей. Развитие основ-ных психических функций – внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;

— дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.

В).  Музыкальные студии.

Краткая характеристика:

— физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух. Тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

— психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность. От ребёнка потребуется хорошее внимание и память;

— дополнительные преимущества: ребёнок получит музыкальное образование.

Г).  Хореографические студии.

Краткая характеристика:

— физическое развитие: так же как и спортивные секции, способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений. Кроме того, помогают выработать чувство ритма, гибкость;

— психическое развитие: требуют силы воли, твёрдого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Даёт возможность ребёнку проявить свою индивидуальность;

— дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится ребёнку в жизни.

4. Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей.

Мастерская имеет определенные отличительные черты:

•      принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства;

•      приоритет целей обучения и предметно-практических задач;

•      ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий;

•      демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).

2.4  Значение и задачи декоративно-прикладной деятельности в формировании творческих способностей младших школьников

В окружающей нас жизни творчество- необходимое условие существования, и все в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому началу человека.

Детское творчество ближе всего к народному, так как является проявлением эмоциональной сферы человека. В народном искусстве раскрываются исконные начала духовной жизни народа в наглядных и совершенных образах. Обеспечить на занятиях непосредственный контакт внутреннего мира ребенка с произведениями мастеров — самое главное, на что обращают внимание большинство педагогов. Освоение мастерства — это путешествие, не всегда, правда, только романтическое, легкое, но такое желанное для натур творческих, энергичных, ищущих в этом мире себя и красоту.

Главным помощником в деле развития творческих способностей  ребенка становится сегодня искусство декоративно-прикладное.

            Декоративно-прикладное искусство – создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, украшения, игрушки и т.д.).  При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используется литьё, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, вышивка, набойка и т.д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают.(36.с.370)

Известные исследователи декоративно-прикладного искусства В.С.Воронов, А.В.Бакушинский, В.М.Василенко в своих трудах отмечали,  родственность     мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая, главным критерием подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в развитии творческих способностей детей. (13.с.1).

Ребенок по своей природе – искатель, исследователь, открыватель мира. Поэтому очень важно раскрыть перед ним чудесный образ мира в живых и ярких красках, тёплых и нежных словах, трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте души человеческой.

Занятия народным искусством способствуют развитию художественного мышления, восприятия, воображения, умения анализировать.

Занятия декоративно-прикладным искусством содержат большие возможности и могут стать сильным средством развития творческих способностей. Это источник творческой фантазии ребенка. 

Декоративно-прикладное творчество способствует художественному развитию детей, учит видеть красоту в реальной действительности, развивает фантазию и воображение, изобразительность и технические навыки, чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии. Декоративно-прикладная деятельность отличается большим разнообразием художественных видов работ и техник.

Отличительная особенность программы текстильная пластика: самопознание через реализацию себя в выбранном виде деятельности, возможность организовать ребенка в социокультурной  среде и создать условия для его творческой самореализации.

Декоративно-прикладное искусство является благоприятной почвой для развития творческих способностей, так как именно оно способствует проявлению индивидуальных склонностей и интересов, обогащает их личный опыт и является сферой свободного выбора отношений и поведения.

Наибольшего эффекта работа по развитию творческих способностей будет достигать при широком разнообразии видов самостоятельной работы, использовании образцов декоративно-прикладного искусства, при учёте индивидуальных способностей учащихся.

Использование ценностей прикладного творчества в воспитании подрастаю­щего поколения диктуется следующими соображениями:

1) социаль­ными (народное ДПИ — это удобное и эффективное средство для разви­тия культуры личности, воспитания благородных чувств, любви к тру­ду);

2)психологическими (народное ДПИ, в силу его близости детско­му художественному творчеству, восприятию ребенка действенное средство гармонического развития всех душевных сил, воображения, фантазии, творческих способностей молодежи);

3) эстетическими (общение с его произведениями способствует воспитанию стремления к добру, правде, красоте, что играет немаловажную роль при развитии чувства прекрасного, формировании эстетического вкуса, умения по­нимать и ценить произведения искусства, красоту природы и окру­жающей действительности);

4) экологическими (народное ДПИ, явля­ясь поэтическим отображением красоты Земли, способно воспитать чувство любви к природе родного края и бережного к ней отношения);

5) патриотическими (общение с произведениями народного ДПИ способствует приобщению молодежи к культурно-историческому насле­дию своего народа, воспитанию любви и уважения к своему Отечеству, воспитанию национального самосознания подрастающего поколения).

         Следует отметить, что художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами народного ДПИ, на наш взгляд, необходимо строить на следующих основных принципах:

1) опора на ведущие положения современной педагогики и психологии;

2) выявление главных черт и особенностей народного ДПИ;

3) учет возрастных особенностей и возможностей учащихся при отборе материала по  ДПИ;

4) индивидуальная работа с ребенком в процессе коллективных художест­венно-практических занятий;

5) сочетание теоретической и практиче­ской форм приобщения учащихся к народному ДПИ.

      Лоскутная пластика является одним из видов деятельности декоративно-прикладного творчества.  Лоскутная пластика — старинный вид рукоделия, имевший прежде широкое распространение в России. Лоскутная пластика — творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Ручная работа из лоскутков способствует  формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Творчество из лоскутков ткани помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.

Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветовидения.  Основой её является ориентация на личностный потенциал ребёнка и его самореализацию на занятиях активным творчеством.

Развитие творческих способностей младших школьников является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность; воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Внеурочная работа уникальна по своим возможностям и является целенаправленной учебно-воспитательной работой по формированию и развитию творческих возможностей и способностей школьника, формирование его личности. Создание системы занятий  по приобщению школьников к различным видам народного  декоративно-прикладного творчества дает возможность полноценному раскрытию и развитию творческого потенциала каждого школьника, охватывает те аспекты воспитательного процесса, где через декоративно-прикладное  творчество происходит формирование творческих навыков у школьников. Во внеурочной деятельности есть возможность  учитывать личные запросы школьника  и создавать условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, что важно в условиях  образовательного процесса. множество разнообразных оригинальных способов творческой деятельности необычайно развивает ребенка, у него развивается фантазия творческое воображение, появляется эстетический вкус, что важно не только в искусстве, но и повседневной жизни. Разнообразные технологические приемы служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность. Внеурочная  деятельность  оказывает существенное значение в формировании творческих способностей учащихся:  способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Внеурочная деятельность — это форма творческого целенаправленсного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного. В этом состоит воспитательный потенциал внеурочной деятельности. Обучение детей во внеурочное время позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует ограниченность школьного образования путем эстетических, художественно-творческих запросов. Таким образом, формирование творческих способностей детей в процессе внеурочной деятельности является необходимым компонентом современного образования.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *