Автор: юдакова ольга витальевна
Тема урока: Уравнения
Цель: активизировать знания учащихся об уравнениях, полученные в начальной школе; дать понятие корня уравнения; ознакомить учащихся с алгебраическим способом решения задач; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – действительного мышления; воспитывать культуру при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
Предметные: обобщить и закрепить знания учащихся об уравнениях, формировать навыки решения уравнений с использованием правил нахождения неизвестного компонента действий сложения, вычитания, умножения и деления.
Личностные: формировать умения планировать свои действия в соответствии с учебными заданиями.
Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.
Планируемые результаты: Учащимся научиться решать уравнения с помощью правил нахождения неизвестных компонентов действий.
Основные понятия: Уравнение, корень уравнения.
Формы работы с учащимися: Фронтальная, индивидуальная.
Техническое обеспечение:
Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Г.Мерзляк /– М: Вентана-Граф, 2014
Дидактический материал по математике для 5 класса/ А.Г.Мерзляк/- М: Вентана-Граф, 2017
Структура урока
№п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
1 |
Организационный момент |
— Ребята! Я рада видеть сегодня вас на уроке в хорошем настроении. Ну-ка проверь дружок Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ли внимательно глядят? Каждый хочет получать, Только лишь оценку «5». Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения. Я желаю вам хорошей работы |
Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку, настраиваются на работу. |
Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок. Познавательные: ставят перед собой цель «Что хочу узнать сегодня на уроке?» Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
|
2 мин |
2 |
Актуализация знаний |
Создаю условия для формирования внутренней потребности учеников во влечения в учебную деятельность. — Рассмотрите записи на доске: а + 37, у – 75, х + 86= 112. Выберите лишнее. Почему вы так решили? Кто сможет сформулировать тему нашего урока? |
Сравнивают запись на доске и выбирают лишнее. Отвечают на вопросы учителя и формулируют тему урока. |
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме. |
5 мин |
3 |
Постановка учебной задачи |
Обобщение актуализированных знаний. — Любое ли равенство можно назвать уравнением? Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Какая цель на уроке? |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. Формулируют учебные задачи и цель урока. |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность. |
3 мин |
4 |
Изучение нового материала |
Организую уточнение составления совместного плана действий: — Из пяти терминов выберите два, которые наиболее точно определяют математическое понятие «уравнения». Корень, равенство, сумма, неизвестное, множитель. — Кто может дать определение уравнения? Корня уравнения? Что значит решить уравнение? — Откройте учебник с. 70. и прочитаем определение уравнения, корня уравнения, и что значит решить уравнение. — Разбейте данные термины на две группы: множитель, сумма, слагаемое, частное, произведение. Обоснуйте свой выбор. Каких компонентов действий не хватает? Каких значений действий? Как мы будем решать уравнения? Восстановите уравнения по их решению. Какое уравнение нельзя восстановить? *- *=7 х=34-8 *·*=12 х=23+7 *:*=3 х=12:3 *· *=* х=3·6 х=12·3 |
Выбирают два термина, которые наиболее точно определяют понятие «уравнение». Дают определение уравнения и корня уравнения, что значит решить уравнение. Самостоятельно работают с текстом учебника. Вспоминают компоненты действий и составляют план решения уравнения. |
Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. |
8 мин |
5 |
Первичное закрепление материала |
Организую усвоение учащимися решений уравнений с проговариванием компонентов действий и их нахождения. Работа с учебником: № 267 Работа с дидактическим материалом с. 12 №69 -Разгадайте шараду, и вы узнаете, чем мы будем заниматься дальше: Первое – предлог. Второе – летний дом. А целое порой решается с трудом. В математике встречается много задач, которые удобнее решать не арифметическим, а алгебраическим способом. Алгебраическим способом-с помощью уравнения. Чаще всего буквой следует обозначать то, что требуется найти в задаче. Решение задачи: На остановке из автобуса вышло 6 пассажиров, а зашло 10. После этого в автобусе оказалось 40 пассажиров. Сколько пассажиров находилось в автобусе до его остановки? |
Выполняют задание № 267на доске и в тетрадях.
Выполняют задание №69
Разгадывают шараду.
Слушают учителя.
Решают задачу. Было – х пассажиров Вышло – 6 пассажиров Зашло – 10 пассажиров Стало – 40 пассажиров (х – 6)+10=40 х-6=40-10 х-6=30 х=30+6 х=36 Ответ: 36 пассажиров находилось в автобусе до его остановки.
|
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: уметь формулировать своё мнение и позицию в коммуникации. |
8 мин |
6 |
Физкультминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Раз – согнуться – разогнуться. Два – нагнуться – потянуться. Три – в ладошки три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. |
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
|
2 мин |
7 |
Самостоятельная работа |
Организую выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; выявляю места и причины затруднений. Выполнение по вариантам № 269 1 вариант – 1,2; 2 вариант – 5,6 № 273 1 вариант – 1; 2 вариант – 2 |
Выполняют задания самостоятельно в тетради. Называют место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. |
Познавательные: уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию. Регулятивные: уметь вносит необходимые коррективы в действие после его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
10 мин |
8 |
Информация о домашнем задании |
Домашнее задание: п.10, вопросы 1-5, № 268, №270,№278 |
Записывают домашнее задание в дневниках. |
|
2 мин |
9 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Организую фиксирование нового содержания, рефлексию. — Давайте подведём итог работы на уроке. — Какую цель мы ставили на уроке? — Достигли ли цели? — Предлагаю продолжить предложение: «Сегодня на уроке: Я повторил… Я закрепил… Я научился… Я узнал…»
|
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о том, что узнали, что получилось. |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|