Автор: Шадрина Наталия Петровна
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья.
Главная цель уроков СБО — подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки в бытовой и социальной сторонах жизни.
Этот предмет охватывает большой объем как теоретических, так и практических навыков в разной сфере.
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам СБО, если на них они могут проявить себя и реализовать свои возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Проанализировав все трудности обучения и воспитания, я пришла к выводу что, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.
Продуктивность применения проектного метода обусловлена:
· технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», обязательно достигается желаемый результат;
· достаточно высокой эффективностью уроков;
· развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;
· развитием и поддержанием интереса к предмету;
· практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
· развитием коммуникативных навыков учащихся;
· созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.
Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять творчество. У школьников формируется ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
В течение нескольких лет на своих уроках я использую проектную деятельность. Первая работа была выполнена учениками 5 класса при изучении темы по кулинарии « Изготовление бутербродов». Воспитанники с большим энтузиазмом подключились к этой работе , возник интерес к созданию новых проектов.
И вот уже третий год при изучении тем по медицине учащиеся выполняют проектную работу. Первая работа – это создание музея «Доктора Айболита».
Учащиеся собрали большую информацию о развитии медицины, о медицинских инструментах, о методах лечения. Причем создание мини музея объединило учащихся разного возраста. Учащиеся 9 класса писали рефераты о лекарственных растениях Челябинской области, учащиеся 8 класса на уроках труда изготавливали макеты первых медицинских инструментов. Учащиеся 7и 6 классов собирали информацию и работали с методической литературой. Учащиеся 5 класса собрали информацию о комнатных лекарственных растениях и оформили уголок.
Благодаря такой работе был создан действующий музей, который пополняется информацией.
Продолжая изучать тему «Медицина» в прошлом году нами была проведена исследовательская работа по изучению качества меда, это также один из видов проектной деятельности.
Целью данного проекта было:
· познакомиться с разновидностями меда
· изучить целебные свойства
· выполнить исследования по качеству меда.
Учащиеся поддержали идею учителя и с большим интересом включились в работу: изучали литературу о меде, о его происхождении, мальчики на уроках труда изготовили макет первой медогонки, а девочки сшили пчелку-носительницу меда.
Итогом проекта была работа по определению примесей в меде. Исследовали три вида меда: купленный в аптеке, на базаре и в магазине.
Эксперимент показал, какой мед является качественным.
Используя метод исследовательского проекта, учащиеся получили не только теоретические знания, но и опыт в определении качественного продукта.
В этом году был запущен еще один проект «Лекарственные растения Таганая».
Учащиеся 6 класса на одном из уроков задали вопрос – А можно ли выздороветь без таблеток? И у нас родилась идея об изучении лекарственных трав.
Работа началась с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи проекта.
Выдвигаемые идеи анализировались, и из них отбирались наиболее перспективные.
Далее мы собрали большую информацию о травах, обработали её, и пришли к выводу, что нужно изучить лекарственные растения Таганная так этот район считается экологически чистым.
Для ознакомления с растительностью Таганая, в разные время года
совершили экскурсии в национальный парк, цель экскурсий была: познакомиться с растительным миром; составить гербарий лекарственных растений. С помощью учителя дети составили справочник по применению трав при различных простудных заболеваниях.
На занятиях учащиеся учились правильно приготавливать отвары, настои.
В данном проекте участвовали не только воспитанники и учитель, а также родители. Родители в содружестве с детьми оформляли рисунки, гербарии, писали сочинения.
Итогом работы над проектом был вывод сделанный учащимися, что лекарственные растения являются одним из помощников при лечении и укреплении иммунитета при простудных заболеваниях.
При неоднократном использовании проектной деятельности я убедилась, что
метод проекта позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам, соответствует их способностям и в то же время формирует современные знания, умения, навыки.
Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.
Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Воспитанники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что способствует адаптации и реализации в современных жизненных условиях.Главная цель уроков СБО — подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки в бытовой и социальной сторонах жизни.
Этот предмет охватывает большой объем как теоретических, так и практических навыков в разной сфере.