Приемы рефлексии на современном уроке

Автор: Кадырова Гульнара Реджепбаевна

Приемы рефлексии на современном уроке

На первом этапе занятия, который является организационным, вводно-мотивационным предлагается рефлексия по следующим форме:

      Выбор индивидуальной цели обучающими,

      Студенты могут выразить свои пожелания по теме занятия, с чего бы они начали изучение темы

      Рефлексия выступает своеобразной диагностикой индивидуальных предпочтений обучающихся

Этот вид называется «Рефлексией настроения и эмоционального состояния».

Здесь можно применить следующие приёмы:

— «Облачка»,

— «Смайлики»

— «Острова»

— «Светофор»

Обучающимся предлагается выразить свое мнение, приклеив стикер к определенной фигуре, либо поднять карточку с определенным цветом.

Также может быть предложен метод «Зарядка», когда студент может продемонстрировать свое настроение, выбрав определенную позу рук.

 

На втором этапе занятия «Изучения, осмысления» предлагается рефлексия по следующей форме:

       Решение учебных задач

       Выбор формы организации учебной деятельности

       Групповая или индивидуальная рефлексия

Это «Рефлексия деятельности» дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных

С этой целью можно применить следующие приёмы рефлексии:

1. «Лесенка успеха», где студент может выбрать свою ступеньку, выражая свою позицию;

2. «Лист самоконтроля», обучающийся самостоятельно оценивает этапы работы в течение занятия;

3. «Бортовой журнал», в котором студент фиксирует, какая информация для него является уже известной, а какая новой;

4. «Кластер», заполняется по ходу изучения темы;

5. «Фиш-боун».  Схема включает в себя основные четыре блока,

Голова — проблема, вопрос или тема

Верхние косточки —понятия темы, причины, которые привели к проблеме

Нижние косточки — факты, подтверждающие причины, или суть понятий, указанных на схеме

Хвост —выводы, обобщения.

6. «Лови ошибку» -обучающимся предлагается текст / задача / пример, содержащие энное количество ошибок.

7. «Жокей и лошадь» — группа делится на две группы. Одна группа получает карточки с вопросами, другая — с ответами. Затем каждый ищет свою пару.

 

На заключительном этапе предлагается провести рефлексию по следующей форме:

      Подведение итогов, обучающиеся говорят о позитивных и негативных элементах занятия

      Осознание обучающимися уровня их знаний, умений и навыков (в том числе с перспективой на будущее, практическое применение этих знаний)

 

С этой целью можно использовать приемы:

1. «Синквейн» — короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

2. «ПОПС-формула»: позиция-объяснение-пример-суждение. Сначала студент выражает свою позицию по решаемой задаче, затем объясняет её, приводит пример и подводит итог.

3. «Инсёрт » — приём при работе с текстом.

4. «Телеграмма»После завершения занятия каждому предлагается отправить телеграмму, подумав над вопросами:

—  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

—  Чему вы научились?

—  Что вам понравилось?

—  Что осталось неясным?

    Напишите об этом короткое послание – телеграмму из 10 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе

5. «Чемодан, мясорубка, корзина», а также «Лист самооценки» поможет подвести итоги занятия.

6. «Благодарю» — в конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *