Автор: Коробка Светлана Александровна
Конспект урока русского языка в 7б классе
Тема: «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато»
Цель: Создать условия для достижения учащимися предметных, личностных и метапредметных результатов через изучение темы «Правописание союзов тоже, также, зато».
Образовательный аспект цели: Расширить понятийную базу учащихся за счёт включения нового правила «Правописание союзов тоже, также, зато».
Развивающий аспект цели: Формировать у учащихся умений реализации нового способа действия (отличать союзы от омонимичных частей речи).
Воспитательный аспект цели: воспитывать гордость за достижения России в области развития космоса.
Прогнозируемые результаты учебного занятия
Предметнее |
Метапредметные (УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные) |
Личностные |
Уметь отличать союзы тоже, также, зато от омонимичных частей речи. Выбирать способ написания. |
Регулятивные: Уметь делать выводы. Коммуникативные: Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Познавательные: Уметь наблюдать, читать, слушать. |
Осмысливать роль семьи в своей жизни и жизни других людей. |
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: мультимедиа — проектор, электронная презентация, маршрутный лист, индивидуальные карточки, шляпы шести цветов.
Ход урока:
1.0ргмомент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, и начать я его хочу, обратившись к эпиграфу: «Много звезд — украшение неба, много знаний – украшение ума». Как вы понимаете это высказывание? Как вы думаете, почему я взяла высказывание о звездах? ( День космонавтики)
Верно, и в честь такой знаменательной даты я предлагаю вам отправиться на орбитальную станцию «Союз». Конечно, это своеобразная метафора: мы продолжаем изучать большую тему «Союз». А этапы урока я оформила в виде маршрутного
листа, который представлен на доске. Хочу сообщить, что в центре управления полётом за прохождением нашего путешествия наблюдают учёные-эксперты — гости на нашем уроке. Давайте их поприветствуем.
Руководство полётом разрешите взять на себя. Сегодня на уроке у нас будет 4 экипажа. Все необходимое на партах.
На этапе рефлексии нам понадобятся шляпы (раздаю).
Итак, в бортовых журналах запишите число, «Классная работа», оставьте строку для темы.
2.Повторение. «Подготовка к полету»
Чтобы отправиться в космос, космонавты опираются на опыт, имеющиеся знания, составляют план и схемы. Как вы думаете, какое упражнение мы будем выполнять? (Схематический диктант)
Схематический диктант (слабым текст перед глазами, остальным читаю)
1.Легкий ветерок то просыпался, то утихал.
2.Раздался легкий свист, и Дубровский умолк.
3.Над долиной, где мы ехали, спустились тучи. ( Синтаксический разбор предложения на отвороте доски)
4.Туман расходился, но ещё закрывал вершины леса.
Индивидуальная работа по карточкам Задание- поставить «+» или «- »
1. Союз — самостоятельная часть речи.
2. Союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.
3. Союзы не являются членами предложения.
4. Подчинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.
5. По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные иподчинительные.
6. Союзы изменяются по числам.
7. Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ относятся к соединительным, союз ЗАТО — противительный.
8. Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО – подчинительные
3.Мотивационный этап урока ( встреча с проблемой) «Неопознанный объект».
На слайде предложения:
Сергей выполнил задание, я тоже его сделал. |
Сергей выполнил то же задание, что и я. |
|
Оля легко решает задачи, сочинения также пишет хорошо. |
Оля так же решила задачу, как и все остальные. |
|
Отец попросил, чтобы я был осторожен. |
Что бы мне подарить другу? |
|
Все устали, зато цели достигли. |
Спрячься за то дерево. |
|
— Что необычного? (Произносятся одинаково, пишутся по-разному)
— Какая перед нами проблема (Понять, почему пишутся по-разному)
— Почему? Предположите. ( Разные части речи)
— Опираясь на опыт изучения правописания производных предлогов, вы сможете определить, где союз, а где омонимичные части речи? (Определяют)
— А как докажете? (трудно). Мы только увидели, что пишутся слитно. Запишем тему урока: Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато»
—
4. Изучение новой темы. «Научные исследования в условиях космического пространства.»
Итогом любого исследования будет какой-либо продукт: статья, научное открытие… А результатом нашей работы станет алгоритм «Различие союзов и омонимичных частей речи»
Учащиеся заполняют таблицу, работая в группах:
Союзы. |
Омонимичные словосочетания. |
|
|
Нельзя убрать или переместить часть на другое место. |
Можно переместить часть на другое место. |
|
|
Нельзя поставить вопрос. |
Можно поставить вопрос. |
|
|
Не является членом предложения. |
Является членом предложения. |
|
|
Играет связующую роль. |
Заменяем синонимом (самостоятельной частью речи). |
|
|
Заменяем союзами : тоже, также=и, чтобы= для того чтобы, зато= но. |
|
||
Заменяем союзами : тоже, также=и, чтобы= |
|
||
для того чтобы, зато= но. |
|
||
5. Первичное закрепление. Работа в бортовых журналах.
Задание — раскрыть скобки.
1 .Что(бы) мне почитать о космосе?
2. Юрий Алексеевич Гагарин долго тренировался, что(бы) отправиться в полет.
3. Что бы вы сделали, затерявшись в открытом космосе?
4. Так(же), как и вчера, небо сплошь усыпано звездами.
4. Наш класс то(же) пойдет в планетарий.
5. Берись(за) то, что тебе по душе.
6. Путешествие в космос для Валентины Терешковой было сложным, за(то) оно сделало ее героиней в глазах жителей страны и всех девочек, мечтавших о космических полетах!!! Объясните постановку запятой!!!.
Упр. 386(1-3)
6.Перспективное задание. «Через терни к звездам»
Как вы понимаете фразеологизм Через терни к звездам ? .(Высказывания учащихся, переход к тестам ЕГЭ).
(Выполнение тестовых заданий ЕГЭ)
1.В каком предложении оба выделенные слова пишутся раздельно?
1).Что(бы) вовремя приехать (на)встречу с одноклассниками, мы вышли пораньше.
2).(По)причине затяжного (не)настья поход был отменён.
3).(В) течение вечера Ольга была весела так (же), как и ее подруга.
2.В каком предложении оба выделенные слова пишутся слитно?
1).(В)следствие дождей мы не пошли в поход, за(то) весело провели выходные с семьей.
2).Небо хмурилось так (же), как и вчера, (по)этому прогулку на катере пришлось отложить.
3)(В) течение суток Ломоносов наблюдал за звездами и (в)последствии опубликовал свои выводы в научном труде.
3. В каком предложении оба выделенные слова пишутся слитно?
1).(В)течение (полу)часа «Меркурий» маневрировал, уклоняясь от губительного огня мощной вражеской артиллерии.
2).(Кое)где ночной снег начал таять, а на обочине лежал, и (по)этому снегу недавно прошёл волк.
3).Иван взглянул (в)верх, куда показывал человек, но никакого дома не увидел, за(то) заметил, как из чащи выскочила
Джулия.
(Взаимопроверка)
7.Рефлексия. Пресс-конференция
(Проходит с использованием приема «Шесть шляп».Ученики знают, как работать по этой стратегии. Под белой шляпой — факты, что нам известно. Под зеленой — каковы творческие идеи по применению , под желтой шляпой — плюсы, позитивные моменты. Под черной шляпой — негативные стороны, под синей — контроль, все ли высказывания соответствовали заявленной шляпе: обобщение и выводы. Вместе ставим отметки)
-Попробуйте в своих высказываниях употребить изучаемые нами союзы и омонимичные части речи.
8. ДЗ: п.65, упр.387