Автор: Ливада Ирина Петровна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, у которых сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении речевой функциональной системы, влияющие на становление высших психических функций, т. е. дети, имеющие первично –нарушение речи (по психолого-педагогической классификации – общее недоразвитие речи (далее – ОНР) I – III уровня ) (по Р. Е. Левиной), по медико-педагогической классификации – моторная алалия, дизартрия, ринолалия, дисграфия и дислексия)
У значительной части обучающихся отмечаются такие особенности речевого поведения как незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.
В настоящее время контингент обучающихся с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Эти изменения обусловлены таким, например, позитивным фактором как:
— влиянием позитивных результатов деятельности логопедической помощи в дошкольных организациях для детей с нарушениями речи, которые позволили минимизировать воздействие первичного речевого дефекта на общее психическое развитие ребенка и его обучаемость.
И негативным фактором:
— возросшей распространенностью органических форм речевой патологии, нередко в сочетании с другими (множественными) нарушениями психофизического развития.
В ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» поступают дети с тяжёлыми нарушениями речи.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, т.е. вследствие парезов или паралича органов артикуляции.
Моторная алалия – это отсутствие или недоразвитие речи органического генеза вследствие запаздывания созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии – нейробластов.
У учащихся с ОНР выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных и высших психических функций.
Перечисленные особенности обучающихся с ТНР обуславливают трудности, возникающие в процессе учебной деятельности, а также выступают в качестве основания для реализации коррекционной направленности образовательного процесса.
В новой социально-экономической реальности XXI века повышаются требования к уровню образованности, развитию и социальной адаптации подрастающего поколения в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Это касается всех без исключения школьников, даже если они имеют какие-либо проблемы в развитии. Таким образом, с 1 сентября 2016 года был введен ФГОС начального общего образования (далее – НОО) обучающих с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Реализация ФГОС предусматривает достижение лучших для данного учащегося в данных конкретных условиях успехов, которые могут быть достигнуты при правильной организации обучения.
А правильно организовать обучение поможет АООП НОО обучающихся с ТНР. Это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
А реализация программы коррекционной работы обеспечивается видеопроекционным оборудованием, индивидуальными логопедическими зондами, зеркалами, лингводидактическими комплектами, специальным дидактическим материалом для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции (компенсации) дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма, специальными компьютерными программами по диагностике и коррекции нарушений речи.
На сегодняшний день в арсенале всех педагогов ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Остановлюсь подробнее на некоторых методах и приемах, технологиях коррекции речи.
1. Артикуляционная гимнастика, которая дается детям нелегко, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир Веселого Язычка, мы добиваемся того, что у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады. Актуальным является совмещение артикуляционной гимнастики с упражнениями для развития мелкой моторики пальцев.
2. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность. В связи с этим в системе обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями предусматриваются коррекционные занятия и упражнения в этом направлении.
Упражнения для мелкой моторики
— пальчикова гимнастика
— здоровьесберегающие технологии: биоэнергопластика (синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь. Принцип биоэнергопластики — сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата.), массажеры для рук (Су-Джок, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными предметами, массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами и т. п.)
— работа с крупами, макаронами (аппликации, рисунки)
— шнуровка
— пальчиковый театр
— упражнения на листе бумаги (подготовка руки к письму) и др.
3. Песочная терапия способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Этот материал очень нравится детям. Они могут довольно продолжительное время создавать песочные сюжеты, что говорит о развитии устойчивости их внимания.
Вряд ли найдется много людей, которые в детстве не играли в песочнице. Но, строя замки из песка, едва ли кто-то из детей задумывается, что они таким образом выражают свои чувства и отношение к окружающему миру. Сегодня учеными разработано целое направление — песочная терапия, которая помогает не только детям, но и взрослым.
Кинетический песок поспособствует развитию воображения и творческих способностей, логического и образного мышления, памяти, внимания, речи и моторики. Песок приносит немалую пользу и в подростковом возрасте, когда сложно выражать открыто свои чувства и делиться переживаниями. Для освобождения от внутреннего напряжения можно заняться изображением на песке пугающих образов или нарисовать предполагаемый выход из сложной ситуации. Не менее полезен кинетический песок и для взрослых. Ведь игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения.
4. Технология обучения на основе схемных знаков и модулей
Мнемотехника – это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно помогает решить ряд задач.
Такие приемы особенно важны для младших школьников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
5. Театрализованная деятельность позволяет развивать фонематическое восприятие, совершенствовать слоговую структуру слов, автоматизировать вызванные звуки речи, пополнять, уточнять и активизировать словарный запас, уточнять структуру предложений, совершенствовать связные высказывания. На таких занятиях дети преодолевают робость, страх, раздражительность, негативизм, упрямство, замкнутость и пр.
Традиционно в конце учебного года школьный кукольный театр радует детей новыми постановками. Зрители завороженно следят за игрой кукольников, подбадривая их аплодисментами. В течение часа дети эмоционально сопереживают происходящему на театральной ширме: смеются, грустят, поют вместе со сказочными героями.
6. Введение компьютерных технологий на сегодняшний день является новой ступенью в образовательном процессе. Использование компьютера в логопедической работе с детьми способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом.
7. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что успешная реализация ФГОС НОО обучающихся с ТНР невозможна без организации коррекционно-развивающей образовательной среды. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях.
Взаимодействие специалистов является важной частью адаптивной образовательной среды.
Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии – сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью педколлектива является помощь ребенку с ОВЗ в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Подводя итог, хочу подчеркнуть, что вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка с ОВЗ позволяет предотвратить или смягчить нарушения.