«Моё педагогическое открытие»

Автор: Рязанова Татьяна Михайловна

Бибиковский филиал

МБОУ Умётской СОШ имни Героя Социалистического Труда П.С.Плешакова

 

 

 

 

 

 

 

Метод проекта как средство развития коммуникативных умений младших школьников на уроках английского языка

 

 

 

 

Рязанова Татьяна Михайловна

 

Учитель английского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

                                                                                                                    Стр.

 Введение ………………………………………………………………….3

1. Теоретическое обоснование педагогической идеи ………………….4

2. Описание опыта ………………………………………………………..7

Список использованной литературы ……………………………………10 Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           Современной целью обучения иностранного языка в средней школе является формирование коммуникативной компетенции, овладение которой начинается с начальной школы. Одной из составляющих коммуникативной компетенции являются коммуникативные умения, цель которых -осуществлять устно-речевое общение. Соответственно, перед современным учителем ставится задача обучить иностранному языку как средству общения.

С психологической точки зрения младший школьный возраст является достаточно тяжелым, так как ведущая деятельность меняется с игровой на собственно учебную, что требует от школьника концентрации внимания и интенсивности работы мысли. Так как младшим школьникам нравится деятельность, связанная с рисованием, конструированием, вырезанием фигур, лепкой и т.д., то метод проекта является тем видом деятельности, который совмещает в себе задания предметно- манипуляционного характера.

         Метод проекта  учитывает психологические закономерности процессов мышления и памяти младшего школьника,  опирается на развитие вербальной памяти с помощью наглядных материалов, двигательной активности, которая помогает поддерживать моторную память. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, лучшему усвоению и закреплению знаний по иностранному языку.

Таким образом, можно сделать вывод, что выбранная нами тема: Метод проекта как средство развития коммуникативных умений младших школьников на уроках английского языка, является актуальной в современной методике преподавания английского языка.

Объектом данного исследования является обучение коммуникативным умениям младших школьников, а предметомиспользование метода проекта как средства развития коммуникативных умений младших школьников

Целью  исследования является определение эффективности использования метода проекта при развитии коммуникативных умений младших школьников на уроках английского языка.

Для решения данной цели  были сформулированы следующие задачи:

    — раскрыть теоретические основы  метода проекта;

    — рассмотреть сущность и технологию использования метода проекта с младшими школьниками;

    провести предметную диагностику уровня сформированности коммуникативных умений;

          Таким образом,  можно выдвинуть следующую гипотезу: использование метода проекта в процессе обучения иностранному языку будет способствовать  эффективности развития коммуникативных умений младших школьников.

          Проблема, решаемая в рамках данной работы, состоит в том, как развивать коммуникативные умения на начальном этапе обучения.

 

Теоретическое обоснование педагогической идеи

          

         Овладение основами коммуникативной компетенции начинается на начальном этапе со знакомства с  языком как средством общения и продолжается весь период обучения. Это значит, что учащиеся должны понимать иностранную речь  на слух, выражать свои мысли устно, уметь читать и писать. Чтобы заложить основы по каждому виду речевой деятельности необходимо накопление языковых средств, которое обеспечивает функциональность речи на элементарном языковом уровне. В дальнейшем это позволит перейти на более высокую ступень усвоения иностранного языка. От успеха овладения иностранным языком на начальном этапе зависит  успех  овладения им в последующем.

         Методика обучения иностранному языку в начальной школе имеет определенную специфику в силу особенностей учащихся младшего школьного возраста, и вместе с тем она тесно связана с курсом общей методики обучения иностранному языку, с педагогикой и психологией. Методика обучения иностранному языку младших школьников основывается на учете ряда базовых концепций обучения, лежащих в основе обучения и развития личности в целом. Одной  из таких концепций является деятельностный подход. Деятельностная основа усвоения иностранного языка – основа процесса обучения, состоящая  в понимании сути и значения изучаемого языка через самостоятельную, групповую, коллективную деятельность в окружающем мире, которая протекает в условиях реального общения у младших школьников, формируя и развивая умение вступать в межкультурную коммуникацию.

 Изучение иностранного языка перестает быть самоцелью, а становится способом решения тех или иных задач в конкретных ситуациях, в познании языка через деятельность .В результате   школьники приобретают интеллектуальный, трудовой, творческий, эмоционально — психологический опыт, они с удовольствием выполняют задания межпредметного характера, связанные с двигательной активностью, рисованием, конструированием, музыкой, драматизацией, при этом они осознанно выбирают языковые средства для решения конкретной задачи, что в свою очередь делает иностранный язык инструментом для осуществления конкретной деятельности. Обучение иностранному языку на выполнение заданий межпредметного характера разработал и описал британский методолог Виллисон. В основе его подхода лежит принцип осознания учащимися конкретных языковых понятий и явлений, равно как и конкретных языковых структур и лексических единиц через понимание их важности при выполнении определённого задания.  Это предоставляет широкие возможности для использования проектных методик на занятиях английского языка.
         В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие
projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Применительно к уроку иностранного языка, проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов, таким образом, это — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией результатов.

         Приступая к реализации педагогической идеи на практике, я провела анализ научно — методической литературы, в ходе которого были определены требования к проекту, его виды по доминирующей деятельности, комплектности, продолжительности, а также формы продуктов и виды презентаций проектов применительно для младших школьников на уроках английского языка.

         Основные требования к учебному проекту.

1.  Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально- значимой проблемы (исследовательской, информационной, практической), которая ставится в игровой ситуации для младших школьников ( выставка домашних животных, посещение зоопарка необычных животных и др.).

2.   Планирование действий по разрешению проблемы — иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации

3.   Исследовательская работа учащихся – поиск информации. Младшие школьники используют изученный материал, который обрабатывается, осмысливается и представляется учащимися в конкретной ситуации.

4.  Создание продукта проекта.

5.  Презентация продукта и его защита.

Формы организации работы над проектом

индивидуальная

— групповая

         В силу своих психологических особенностей, учащиеся младших классов не имеют навыков работы в группе, не могут распределять обязанности для достижения единой цели. В начальной школе у младшего школьника только формируются основные элементы ведущей учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения, поэтому предпочтение отдаётся индивидуальной форме работы.

                  Преимущества персональных проектов:

• план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

• у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

• учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексии;

• формирование и развитие у ученика важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных).

         Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

· Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

   Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

  Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.  ·Творческий проект предполагает максимально свобод и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участники проекта берут себе литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации Результат проекта остается открытым до самого окончания.

         Младшие школьники выполняют только практико-ориентированные проекты.

         По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:

1.   Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник. Такие проекты проводятся  в рамках классно-урочной системы, реализация которых проходит в рамках данной педагогической идеи.

2.  Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

         Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4- б уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.

Долгосрочные (ящичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

         Формы продуктов проектной деятельности

• книжка-малышка

• книжка-раскладушка

• праздник

• экскурсия

• выставка

• стенгазета

• постер

• закладка для книг и др.

         Виды презентаций проекта

• демонстрации продукта

• путешествия

• рекламы

• спектакля

• экскурсии

 

Описание опыта

         Реализация педагогической идеи на практике проводилась во 2 классе, первый год обучения иностранному языку, среди обучающихся, с нулевым уровнем коммуникативной компетенции. Поэтому перед собой я поставила цель: формирование и развитие речевых умений  при реализации метода проекта, который помогает использовать язык как средство общения на элементарном языковом уровне. Следовательно, в данной деятельности метод проекта выступает как средство развития коммуникативных умений.

         В начале обучения иностранному языку происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач.

         К концу обучения учебного материалу определенного раздела, когда  ребята овладели необходимыми  лексическими и грамматическими единицами, учитель предлагает выполнить проектное задание. С одной стороны, проекты помогают учителю увидеть степень усвоения учениками языкового материала, с другой, показать важность изучения иностранного языка как средства общения.

Продукт проекта выполняется индивидуально каждым учеником, что помогает отследить личностное развитие каждого.

Метод проекта позволяет обучающимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, формирует навыки самостоятельной деятельности. Проектная работа является презентацией творческих возможностей ребят в области иностранного языка.

         Создание продукта проекта является как домашним заданием, так и частью рабочего урока. Презентация проектов проходит в игровой форме, школьникам предьявляетя ситуация общения. Примерными заданиями для развития коммуникативных умений могут быть : выставка животных, посещение зоопарка необычных животных, реклама школьных принадлежностей и др.

         Младшие школьники проявляли активное желание рассказать о своих проектах, используя иностранный язык, им было интересно поделиться информацией, задать вопрос, узнать, что приготовили их одноклассники, а также продемонстрировать свои красочные работы.

Поначалу, учащиеся могли задать 1-2 вопроса и дать на него ответ, но по мере накопления языковых средств, их возможности растут.

         При презентации своих результатов, младшие школьники учатся строить цельный рассказ в логической последовательности. Данная деятельность способствует развитию навыков аудирования, когда ученики учатся понимать смысл однократно предложенного высказывания,  задавать вопрос и адекватно на него реагировать, оценивать работу; практически и творчески применять полученные навыки, развивать умения реагировать на речь в процессе коммуникации.

          Некоторым проектам необходимы подписи, что способствует развитию умения правильного написания слов. Обучающиеся выбирают грамматический и лексический материал под контролем учителя. Продолжается  расширение лексического запаса,  развиваются навыки написания сочинения на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматика, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Обучающиеся начинают более внимательно и самостоятельно подходить к выполнению заданий.

На уроках презентации проектов наблюдалась сформированность умения большинством обучающихся задавать вопрос в рамках коммуникативной задачи и адекватно на него реагировать, правильно выбрать  лексический и грамматический материал,  умение слушать и услышать необходимую информацию, по сравнению с контрольным классом, где метод проекта не использовался как средство развития коммуникативных умений. Данные  показали, что уровень практического владения английским языком у младших школьников повышается. (см.Приложение 1, 2, 3). Наличие наглядной опоры – продукта проекта, позволяет обучающимся чувствовать себя  увереннее в использовании языка. Метод проекта помогает создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

         Таким образом, полученные нами результаты в ходе реализации педагогической идеи на практике позволяют сделать вывод о том, что использование метода проекта в процессе обучения английскому языку способствует развитию коммуникативных умений младших школьников. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бушуева Л.С. Творческие работы на уроках во 2-ом классе // Начальная школа. – 2012. — №11. – С.19 — 21

2. Варакина Л.В. Проектная деятельность детей и взрослых как фактор успешности воспитания и обучения // Начальная школа. – 2004. — №11. – С.61 — 63

3. Безукладников К.Э. Залог успешности овладения иностранным языком в начальной школе // Начальная школа. – 2004. — №5. – С.17 — 21

4. Бондаренко А. И. Проект как одна из форм организации образовательно–     воспитательного процесса в начальной школе // Начальная школа. – 2004. — №4. – С.9 — 13

5. Брошюра «Технология проектного обучения

 

 

«Нетрадиционные уроки»

Автор: Рязанова Татьяна Михайловна

Нетрадиционные уроки             выступление учителя иностранного языка Рязановой Т.М. на МО

В последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям иностранным языком. Произошло в какой – то степени отчуждение их от познавательного труда. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Комбинированный урок направлен в основном на пассивное усвоение предлагаемого учителем материала, заучивание правил, без учета способностей, склонностей, интересов учащихся.

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению иностранного языка. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Нетрадиционный урок – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать следующие: уроки — деловые или ролевые игры, уроки – пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки типа КВН, уроки с групповыми формами работы, уроки-игры, уроки-праздники, уроки-суды, и т.д. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д.

Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

  • использование коллективных форм работы;
  • привитие интереса к предмету;
  • развитие умений и навыков самостоятельной работы;
  • активизацию деятельности учащихся;
  • при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
  • более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
  • становление новых отношений между учителем и учениками.

Остановлюсь на некоторых из представленных типов нетрадиционных уроков.

1. Урок – пресс-конференция.

Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы. Например, в 10 классе, по теме “ Political System of Russia”. После закрепления и активизации в речи лексики и повторения всех типов вопросов, делимся на группы. Одна группа является представителями политической системы России, другая – представители зарубежной прессы. Все готовятся дома основательно, особенно россияне, т.к. их ответы должны быть полными, понятными. Кроме того, готовятся карточки, на которых написаны названия газет. На уроке группы садятся напротив друг друга. Начинается прессконференция. Корреспондент может начать так: “I have a question to …”, May I ask a question to …?”, “Will you answer my question please? “ и т.д. Затем идет непосредственно вопрос, на который отвечает тот, кому он адресован. Детям нравятся такие уроки, т.к. они предполагают развитие навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. После урока, как правило, делимся впечатлениями, определяем, что удалось, а что не очень, планируем, по какой теме можно провести такой урок.

2. Урок- соревнование.

Я думаю, любой коллега согласится со мной, что работа над грамматикой всегда вызывает трудности. Детям бывает иногда очень сложно понять, почему в английском языке столько времен, как они образуются, как правильно их применять. Для того, чтобы учащимся было легче понять употребление того или другого времени, я использую на своих уроках прием моделирования, много игровых моментов, соревнования, которые повышают познавательную активность и стимулируют детей.

Например, в 5 или 6 классах закрепляем употребление грамматических времен, строим различные виды предложений с использованием моделей. Группа делится на две команды. Проводятся различные виды упражнений, включая игровые. За каждое правильно и быстро выполненное задание командам выдаются жетоны. В конце урока считаем жетоны. Дух соревнования оказывает влияние на всех. На таких уроках смотрю и не узнаю своих учеников: столько горения, желания победить вижу в их глазах. Здесь же корректируется речевая деятельность отдельных учеников, если она не согласуется с общим мнением команды.

В последнее время компьютер играет все большую роль в современном образовании. Использование его в учебной и внеурочной деятельности является эффективным средством для повышения мотивации и индивидуализации обучения, реализации дифференцированного подхода к обучению, повышению эффективности самостоятельной работы учащихся, расширяет дидактические возможности учителя, облегчает труд педагога, способствует его рационализации за счет высвобождения учебного времени для творческих видов работ.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, внести разнообразие в урок английского языка. Урок становится интересным и более интенсивным. Естественно, компьютер не заменит учителя, он только его дополнит.

Работа с компьютером способствует повышению интереса к учебе, помогает устранить отрицательное отношение к ней, т.к. все мы знаем, что непонимание материала приводит к потере интереса к предмету. Активное и уместное применение компьютера на уроке английского языка представляется возможным исходя из специфики самого предмета. Компьютер играет роль тренажера, с помощью которого учащиеся учатся работать самостоятельно, компьютер помогает учиться.

3. Урок с применением элементов проектной методики и информационных технологий.

Проектная методика при обучении английскому языку в рамках программного материала может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с учетом практической значимости для школьника (“Человек и его окружение”).

В ходе выполнения ряда проектных тем, предлагаемых учебником английского языка для 10 – 11 классов ( Кузовлев В.П.) представляется возможность реализации межпредметных связей на уроках английского языка и информатики. Приведу пример осуществления таких связей с использованием метода проектов на некоторых этапах работы по теме “Легко ли быть молодым”. Так, на этапе проведения интервью с целью выяснения того, каково им быть молодым, работа начинается на уроке английского языка. Вопросы подбираются таким образом, чтобы при ответах на них учащиеся отразили свои мнения по данной проблеме. Затем, работая небольшими группами и переходя из одной группы в другую, учащиеся проводят интервью по составленной анкете. Далее работа над проектом проходит в кабинете информатики. В процессе обработки числовых данных, полученных в результате анкетирования на уроке английского языка, учащиеся используют знания о работе Мастера функций и мастера диаграмм в электронной таблице Excel. Учащиеся имеют возможность освоить принцип работы электронной таблицы, имея дело не с абстрактными упражнениями из учебника, а при решении конкретной, интересной для них задачи.

С полученными диаграммами и таблицей учащиеся ведут обсуждение результатов на уроке английского языка, завершающееся дома написанием выводов, где предлагается использовать предложенные учителем клише, слова и выражения. После проверки учителем учащиеся обрабатывают свои выводы в кабинете информатики, где проходит урок английского языка. Там они с помощью программы редактора текстов Word создают на английском языке документ, включающий текст, таблицу и диаграмму.

Такой же вид работы был использован при изучении темы “Is the System of Social Welfare Fare?” в 11 классах. Здесь им был предложен проект “An Ideal Welfare State”, где одним из пунктов проекта было распределение социальных выплат различным категориям граждан. Сначала ученики обсудили проблему в группах, затем на уроке в кабинете информатики с помощью программы Excel сделали графики и диаграммы, которые затем вошли в проект.

Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности школьников. Примером применения ресурсов Интернет является создание ученицей 11 класса Рекида Н. проекта “Молодежные течения. Скинхеды.” Она провела исследование причин появления скинхедов в России, затронула историю возникновения этого течения, сделала свои выводы. Проект выполнен в виде презентации в Power Point. Ученица 9 класса сделала огромную работу по поиску информации о родном крае, выполнила перевод с русского на английский язык. Мои ученики с удовольствием принимают участие в фестивале творческих работ учащихся “Портфолио”.

4.Урок — ролевая игра.

Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем:

1.     Ролевая игра – самая точная модель общения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации.

2.     Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно – побудительного характера.

3.     Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала.

4.     Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.

5.     Предполагает усиление личной сопричастности к происходящему.

Приведу несколько примеров использования ролевой игры в 10-м и 11-м классе.

10-й класс, тема “Teen Court-Guilty of Not?” Ученики жалуются на учителей по поводу большого количества задаваемого домашнего задания.

Предварительно на уроке мы обсудили проблему, выбрали судей, прокурора, адвоката, остальные стали обвиняемыми и истцами, повторили образование различных типов вопросов, обсудили проблему на русском языке.

Дома каждой группе нужно было обдумать вопросы, варианты своих ответов, вступительную и заключительную речь. Следует сказать, что ученики отнеслись к заданию ответственно, так как следующий урок, на котором прошла игра, удивил не только участников процесса, но и учителя. Вопросы были разнообразными, речи выступающих интересными. Дети были настолько увлечены игрой, что совершенно не боялись говорить. Решение судей стало неожиданностью для всех. Они вынесли свой вердикт и назначили наказание обвиняемым (не задавать домашнего задания в течение месяца).

11-й класс, тема “Изобретения”.

Домашним заданием учащихся было создание рекламы какого-либо предмета бытовой техники.

Кроме того, учащимся было сказано:”Imagine, you are going to get a well-paid job in a world-famous ad’s agency. The director of this agency will listen to your adverts and choose the best one. The author of this advert will be invited to work in the agency”. На следующем уроке из числа учащихся был выбран директор, который слушал рекламу, задавал вопросы, если возникала необходимость, интересовался скидками, ценой и т.д. Хочется сказать, что учащиеся постарались. Проекты были разными: две группы рассказали о своем товаре, продемонстрировали его действие, даже дали его директору. Третья группа представила свою рекламу в виде презентации, выполненной с помощью программы Power Point. Она была настолько яркой, полной, что директор выбрала именно эту группу для работы в своем агентстве. Все учащиеся отнеслись творчески к своему домашнему заданию, поэтому участвовать в игре им всем было интересно.

5. Урок с использованием компьютерного тестирования.

Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

  • быстрое получение результатов;
  • объективность в оценке знаний;
  • позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;
  • дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;
  • компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.

Прежде, чем начать работу с компьютерными тестами, необходимо сформировать содержание тестовых заданий, распределить их по типам и уровню сложности и создать программное содержание теста. Необходимо учитывать возможности программной оболочки. В своей работе я использую тестовые оболочки “Тест 2000”, Test System 2.0, язык программирования Delphi.

Конечно, составление тестов – дело трудоемкое, отнимает достаточно много времени, но это стоит того, т.к. результативность выполнения тестов высокая, поскольку они носят не только контролирующий характер, но и обучающий. Учащиеся могут посмотреть, в каких заданиях ими сделаны ошибки, сделать тест еще раз, и не только добиться правильного выполнения, но и запомнить нужный материал. Тесты составляю тематические на знание культурных, социокультурных, исторических, географических, политических и других сведений о стране изучаемого языка и о своей собственной; грамматические; с помощью Delphi делаю тесты с целью проверки полученных навыков чтения.

Практически по каждой изучаемой теме о стране изучаемого языка, можно составить подобные тесты.

6. Урок с применением компьютерных обучающих программ.

Обучающая программа “Профессор Хиггинс” может успешно применяться на уроках грамматики. Данный курс содержит 130 уроков. Каждый урок посвящен определенному разделу грамматики. Уроки состоят из нескольких упражнений типа: построй предложения, поставь слово в нужной форме, подбери нужное слово из предложенных и т.д. Выполняя упражнение, учащийся может потренировать данное правило и проверить, насколько хорошо он его понял. Программа позволяет проверить себя в процессе выполнения упражнения: нужно набрать правильный ответ, если он правильный, компьютер его примет. Если неправильный, вам будет дано еще две попытки. Если ученик ошибется опять, компьютер даст подсказку. Курс очень удобен для учителя и экономит много времени. Один взгляд на экран, и учитель знает, правильно ли ученик делает упражнение, потому что неправильные ответы выделяются другим цветом. Кроме того, у учителя будет информация о количестве ошибок, сделанных учеником.

Естественно, эта работа вносит разнообразие в скучную для учащихся работу над грамматикой, т.к. все мы знаем, как они не любят ей заниматься. Поэтому эту программу уместно применять после объяснения грамматического явления и его первичной обработки. У нас в школе учащиеся работают в кабинете информатики с 7 класса, поэтому эта программа используется в процессе работы над грамматикой, начиная с этого возраста.

Итак, в заключение следует сказать, что использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания иностранного языка доступно каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который может запросто пообщаться с иностранцем, прочесть объявление на иностранном языке, понять иноязычную речь. А использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нем.

Организация исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время.

Автор: Бабурина Наталья Анатольевна

Всякий ребёнок рождается исследователем.Главная цель исследовательского обучения —  формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Презентация

Автор: Долгих Любовь Михайловна

Оглавление:

 

1. Актуальность.____________________________________________2

2. Литературный обзор.______________________________________2-3

3. Цель работы. Задачи.______________________________________3

4. Методы исследования._____________________________________3

5. Экспериментальная часть.__________________________________3

6. Основная часть.___________________________________________4-5

7. Выводы._________________________________________________6

8. Литература.______________________________________________6

         

 

              

 

 

1

Актуальность.

   Когда у меня болел живот и немного подташнивало, мне мама дала чёрные таблетки. Через несколько минут самочувствие улучшилось. Я спросил у неё их название. Она мне сказала, что это волшебное лекарство и называется оно активированный уголь. Мне стало любопытно. Я захотел ещё больше узнать об этих таблетках и узнал очень многое.

    Явление адсорбции известно очень давно. Такие природные материалы, как песок и почва, использовали для очистки воды еще на заре человеческого общества. В конце XVIII века обнаружили способность свежепрокаленного древесного угля поглощать различные газы. В 1785 году предложили использовать уголь для очистки фармацевтических препаратов, спирта, вина, органических соединений. И сейчас основным действующим началом фильтров для воды служат углеродные материалы. Важное значение адсорбции как в промышленности, так и в быту подтолкнуло нас на исследование явления адсорбция в школьной лаборатории и дома.

Литературный обзор.

Адсорбция – поглощение вещества из газообразной или жидкой среды поверхностным слоем твёрдого тела или жидкости [1] .

С физико-химическим явлением, о котором сейчас пойдет речь, знаком, наверное, каждый, хотя, может быть, не все знают, что оно называется адсорбцией. Как только вы сажаете чернильную кляксу на бумагу или, что гораздо хуже, на одежду, так сразу и знакомитесь с этим явлением. Когда поверхность одного вещества (бумаги, ткани и т. д.) поглощает частицы другого вещества (чернил и проч.), это и есть адсорбция.

Очень хороший адсорбент — уголь. Причем не каменный, а древесный, и не просто древесный, а активный (активированный). Такой уголь продают в аптеках, обычно в виде таблеток [2].  Активный уголь отличается от обычного тем, что у него гораздо большая поверхность. Его частицы буквально пронизаны порами (для этого уголь особым способом обрабатывают и удаляют из него примеси). А коль скоро адсорбция — это поглощение поверхностью, то ясно: чем больше поверхность, тем и поглощение лучше [3].

Не обязательно брать для этих опытов активный уголь. Есть много других веществ, которые могут служить адсорбентами: туф, сухая размолотая глина,

2

мел, промокательная бумага. Словом, самые разные вещества, но обязательно с развитой поверхностью. В том числе и некоторые пищевые продукты — вы, наверное, знаете, как легко хлеб впитывает посторонние запахи. Недаром пшеничный хлеб не советуют держать в одной упаковке с ржаным — их запахи смешиваются, и каждый теряет свой особый, только ему присущий аромат [4].

   На явлении адсорбции основаны многочисленные способы очистки воздуха от вредных примесей, воды, а также сахарных сиропов при сахароварении, фруктовых соков и др. жидкостей в пищевой. промышленности, отработанных смазочных масел. Удаление влаги как вредной примеси из газов и жидкостей с помощью твердых адсорбентов — одна из важных отраслей адсорбционной техники. Быстро развивающаяся область применения адсорбционной  техники -медицина, где она служит для извлечения вредных веществ из крови (метод гемосорбции) и других физиологических  жидкостей. Высокие требования к стерильности ставят очень трудную задачу подбора подходящих адсорбентов. К ним относятся специально приготовленные активные угли [5].

Цель работы:

Изучить адсорбционную способность активированного угля и других адсорбентов.

Задачи:

1. Выяснить факторы, влияющие на адсорбцию.

2. Найти и исследовать другие адсорбенты

3. Изготовить и проверить фильтры для воды.

Методы исследования, которые использовались в работе:

— изучение и подбор материала;

 — наблюдение и анализ явлений адсорбции;

 — эксперимент.

Экспериментальная часть.

В ходе  работы в качестве адсорбентов были исследованы таблетки активированного угля, кукурузные палочки,  сахар, кофе, мелкие и крупные сухарики. Были изготовлены и проверены в работе фильтры для воды.

 

 

3

Основная часть.

1. Адсорбция активированным углём красящих веществ из раствора.

 Для исследования возьмём растворы зелёнки и марганцовки (фото 1, 2, 3). Добавим по одной таблетке активированного угля. Окраска раствора марганцовки исчезла за 5 мин. 20сек., а зелёнки за 35 мин. 7 сек. Следовательно, скорость адсорбции зависит от характера растворенного вещества.

2. Зависимость адсорбции от измельчения адсорбента.

Растолчём таблетку активированного угля и добавим в исследуемые растворы (фото 4, 5). Время исчезновения окраски для растворов марганцовки и зелёнки

 2мин 20 сек. и 4 мин. 15 сек. соответственно. Вывод: таким образом, можно утверждать, что порошок как адсорбент действует быстрее.

3. Адсорбция активированным углём паров пахучих веществ.

   Добавим в сосуд с плотной крышкой немного пахучего вещества и таблетку угля (фото 6, 7). Легкими взмахами руки направили к носу воздух вместе с парами вещества, немного согрели руками. Запах исчез за 34 часа. Он поглотился адсорбентом. Вывод: адсорбенты способны поглощать вещества не только из растворов, но и из  газообразных веществ.

4. Зависимость адсорбции газов от измельчения адсорбента.

В одну колбу с пахучим веществом добавим целую таблетку угля, а в другую измельчённую (фото 8). Запах перестал ощущаться через 1 час 30 мин.  Адсорбция-это поглощение поверхностью, то ясно: чем больше поверхность, тем и поглощение лучше

5. Адсорбция активированным углём красителей из напитков.

Для эксперимента необходимо измельчить  таблетки активированного и добавить к  напиткам, полученную смесь нагреваем и после охлаждения раствор фильтруем (фото 9, 10).  Кока-Кола при нагревании загустела. Её отфильтровать не получилось, а с Фантой эксперимент прошёл успешно.

 

4

 Активированный уголь поглощает красители, входящие в состав  напитков, и

раствор становится прозрачным.

А могут ли быть другие адсорбенты? 

Рассмотрим таблетку угля под микроскопом (фото 11, 12). Таблетка угля имеет пористую структуру. Следовательно, ищем такие же вещества.

5. Найденные нами адсорбенты.

В ходе наблюдений мы решили, что адсорбентами могут быть: кукурузные палочки,  сахар, кофе, мелкие и крупные сухарики. Выясним, какой из адсорбентов лучше?

6. Исследования новых адсорбентов.

Для исследования взяли найденные нами адсорбенты, поместили в колбы и добавили пахучее вещество (фото 13, 14). По итогам эксперимента построили диаграмму сравнения эффективности адсорбентов от времени. Самыми лучшими оказались кукурузные палочки (диаграмма 1). Вывод: чем пористее поверхность адсорбентов, тем процесс протекает быстрее.

7. Десорбция.

Десорбция  — процесс, обратный адсорбции, при котором поглощённое вещество покидает поверхность или объём адсорбента. Немножко нагрели колбу с кукурузными палочками. Через 1 минуту 12 секунд почувствовали знакомый аромат (фото15). Следовательно, десорбция происходит при нагревании.

8. Изготовления фильтра для воды.

 Изготовили фильтр для воды из пяти слоёв толщиной по 1 см: марля, уголь, перлит, песок, марля. Взяли 200 мл загрязнённой воды (фото 16, 17). После первой фильтрации  вода получилась мутной, вторая фильтрация дала положительный результат, и мы получили прозрачную воду. Фильтрация заняла 1 мин. 15сек (фото 18, 19, 20).

 9. Изготовление карманного фильтра.

Взяли 20 миллиметровый шприц. В него поместили слоями по 2 см адсорбенты:

Вату, уголь активированный, речной песок, вату (фото21,22).

 Вода очистилась с первого раза, но гораздо медленнее. Мы сделали вывод, что слои адсорбентов должны быть шире и плотно упакованы.

                                                                                       Выводы:

          Скорость адсорбции зависит от характера       растворенного вещества.

         Адсорбция-это поглощение поверхностью. Выяснили: чем больше поверхность, тем и поглощение лучше, а также, чем пористее поверхность адсорбентов, тем процесс протекает быстрее. Порошок активированного угля и кукурузные палочки как адсорбенты действуют лучше.

         Адсорбенты способны поглощать вещества не только из растворов,

           но и из  газообразных веществ.

          Десорбция происходит при нагревании.

          В домашних условиях можно изготовить  фильтр для воды, состоящий  из  слоёв: марля (вата), порошок активированного угля, перлит, речной песок, марля (вата). При пропускании загрязнённого раствора через наш фильтр получили очищенную воду.

                                                                          Литература:

1.Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова «Химия» 9 кл.  Москва. «Вентана-Граф» 2015г.

2. http://allforchildren.ru

3. http://festival.1september.ru

4. http://www.alhimik.ru

5. http://www.xumuk.ru

Программа внеурочной деятельности » Мир человека»

Автор: Турецкова Надежда Ивановна

Программа внеурочной деятельности » Мир человека»( духовно- нравственного направления) призвана помочь обучающимся 2 класса понять, что представляет собой человек,  какова его роль и место в окружающем мире.

Программа внеурочной деятельности » Мир человека»

Автор: Турецкова Надежда Ивановна

Программа внеурочной деятельности » Мир человека»( духовно- нравственного направления) призвана помочь обучающимся 2 класса понять, что представляет собой человек,  какова его роль и место в окружающем мире.