Автор: Рязанова Татьяна Михайловна
Нетрадиционные уроки — выступление учителя иностранного языка Рязановой Т.М. на МО
В последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям иностранным языком. Произошло в какой – то степени отчуждение их от познавательного труда. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Комбинированный урок направлен в основном на пассивное усвоение предлагаемого учителем материала, заучивание правил, без учета способностей, склонностей, интересов учащихся. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению иностранного языка. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Нетрадиционный урок – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать следующие: уроки — деловые или ролевые игры, уроки – пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки типа КВН, уроки с групповыми формами работы, уроки-игры, уроки-праздники, уроки-суды, и т.д. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д. Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения. Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:
Остановлюсь на некоторых из представленных типов нетрадиционных уроков. 1. Урок – пресс-конференция. Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы. Например, в 10 классе, по теме “ Political System of Russia”. После закрепления и активизации в речи лексики и повторения всех типов вопросов, делимся на группы. Одна группа является представителями политической системы России, другая – представители зарубежной прессы. Все готовятся дома основательно, особенно россияне, т.к. их ответы должны быть полными, понятными. Кроме того, готовятся карточки, на которых написаны названия газет. На уроке группы садятся напротив друг друга. Начинается пресс—конференция. Корреспондент может начать так: “I have a question to …”, May I ask a question to …?”, “Will you answer my question please? “ и т.д. Затем идет непосредственно вопрос, на который отвечает тот, кому он адресован. Детям нравятся такие уроки, т.к. они предполагают развитие навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. После урока, как правило, делимся впечатлениями, определяем, что удалось, а что не очень, планируем, по какой теме можно провести такой урок. 2. Урок- соревнование. Я думаю, любой коллега согласится со мной, что работа над грамматикой всегда вызывает трудности. Детям бывает иногда очень сложно понять, почему в английском языке столько времен, как они образуются, как правильно их применять. Для того, чтобы учащимся было легче понять употребление того или другого времени, я использую на своих уроках прием моделирования, много игровых моментов, соревнования, которые повышают познавательную активность и стимулируют детей. Например, в 5 или 6 классах закрепляем употребление грамматических времен, строим различные виды предложений с использованием моделей. Группа делится на две команды. Проводятся различные виды упражнений, включая игровые. За каждое правильно и быстро выполненное задание командам выдаются жетоны. В конце урока считаем жетоны. Дух соревнования оказывает влияние на всех. На таких уроках смотрю и не узнаю своих учеников: столько горения, желания победить вижу в их глазах. Здесь же корректируется речевая деятельность отдельных учеников, если она не согласуется с общим мнением команды. В последнее время компьютер играет все большую роль в современном образовании. Использование его в учебной и внеурочной деятельности является эффективным средством для повышения мотивации и индивидуализации обучения, реализации дифференцированного подхода к обучению, повышению эффективности самостоятельной работы учащихся, расширяет дидактические возможности учителя, облегчает труд педагога, способствует его рационализации за счет высвобождения учебного времени для творческих видов работ. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, внести разнообразие в урок английского языка. Урок становится интересным и более интенсивным. Естественно, компьютер не заменит учителя, он только его дополнит. Работа с компьютером способствует повышению интереса к учебе, помогает устранить отрицательное отношение к ней, т.к. все мы знаем, что непонимание материала приводит к потере интереса к предмету. Активное и уместное применение компьютера на уроке английского языка представляется возможным исходя из специфики самого предмета. Компьютер играет роль тренажера, с помощью которого учащиеся учатся работать самостоятельно, компьютер помогает учиться. 3. Урок с применением элементов проектной методики и информационных технологий. Проектная методика при обучении английскому языку в рамках программного материала может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с учетом практической значимости для школьника (“Человек и его окружение”). В ходе выполнения ряда проектных тем, предлагаемых учебником английского языка для 10 – 11 классов ( Кузовлев В.П.) представляется возможность реализации межпредметных связей на уроках английского языка и информатики. Приведу пример осуществления таких связей с использованием метода проектов на некоторых этапах работы по теме “Легко ли быть молодым”. Так, на этапе проведения интервью с целью выяснения того, каково им быть молодым, работа начинается на уроке английского языка. Вопросы подбираются таким образом, чтобы при ответах на них учащиеся отразили свои мнения по данной проблеме. Затем, работая небольшими группами и переходя из одной группы в другую, учащиеся проводят интервью по составленной анкете. Далее работа над проектом проходит в кабинете информатики. В процессе обработки числовых данных, полученных в результате анкетирования на уроке английского языка, учащиеся используют знания о работе Мастера функций и мастера диаграмм в электронной таблице Excel. Учащиеся имеют возможность освоить принцип работы электронной таблицы, имея дело не с абстрактными упражнениями из учебника, а при решении конкретной, интересной для них задачи. С полученными диаграммами и таблицей учащиеся ведут обсуждение результатов на уроке английского языка, завершающееся дома написанием выводов, где предлагается использовать предложенные учителем клише, слова и выражения. После проверки учителем учащиеся обрабатывают свои выводы в кабинете информатики, где проходит урок английского языка. Там они с помощью программы редактора текстов Word создают на английском языке документ, включающий текст, таблицу и диаграмму. Такой же вид работы был использован при изучении темы “Is the System of Social Welfare Fare?” в 11 классах. Здесь им был предложен проект “An Ideal Welfare State”, где одним из пунктов проекта было распределение социальных выплат различным категориям граждан. Сначала ученики обсудили проблему в группах, затем на уроке в кабинете информатики с помощью программы Excel сделали графики и диаграммы, которые затем вошли в проект. Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности школьников. Примером применения ресурсов Интернет является создание ученицей 11 класса Рекида Н. проекта “Молодежные течения. Скинхеды.” Она провела исследование причин появления скинхедов в России, затронула историю возникновения этого течения, сделала свои выводы. Проект выполнен в виде презентации в Power Point. Ученица 9 класса сделала огромную работу по поиску информации о родном крае, выполнила перевод с русского на английский язык. Мои ученики с удовольствием принимают участие в фестивале творческих работ учащихся “Портфолио”. 4.Урок — ролевая игра. Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем: 1. Ролевая игра – самая точная модель общения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации. 2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно – побудительного характера. 3. Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала. 4. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности. 5. Предполагает усиление личной сопричастности к происходящему. Приведу несколько примеров использования ролевой игры в 10-м и 11-м классе. 10-й класс, тема “Teen Court-Guilty of Not?” Ученики жалуются на учителей по поводу большого количества задаваемого домашнего задания. Предварительно на уроке мы обсудили проблему, выбрали судей, прокурора, адвоката, остальные стали обвиняемыми и истцами, повторили образование различных типов вопросов, обсудили проблему на русском языке. Дома каждой группе нужно было обдумать вопросы, варианты своих ответов, вступительную и заключительную речь. Следует сказать, что ученики отнеслись к заданию ответственно, так как следующий урок, на котором прошла игра, удивил не только участников процесса, но и учителя. Вопросы были разнообразными, речи выступающих интересными. Дети были настолько увлечены игрой, что совершенно не боялись говорить. Решение судей стало неожиданностью для всех. Они вынесли свой вердикт и назначили наказание обвиняемым (не задавать домашнего задания в течение месяца). 11-й класс, тема “Изобретения”. Домашним заданием учащихся было создание рекламы какого-либо предмета бытовой техники. Кроме того, учащимся было сказано:”Imagine, you are going to get a well-paid job in a world-famous ad’s agency. The director of this agency will listen to your adverts and choose the best one. The author of this advert will be invited to work in the agency”. На следующем уроке из числа учащихся был выбран директор, который слушал рекламу, задавал вопросы, если возникала необходимость, интересовался скидками, ценой и т.д. Хочется сказать, что учащиеся постарались. Проекты были разными: две группы рассказали о своем товаре, продемонстрировали его действие, даже дали его директору. Третья группа представила свою рекламу в виде презентации, выполненной с помощью программы Power Point. Она была настолько яркой, полной, что директор выбрала именно эту группу для работы в своем агентстве. Все учащиеся отнеслись творчески к своему домашнему заданию, поэтому участвовать в игре им всем было интересно. 5. Урок с использованием компьютерного тестирования. Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:
Прежде, чем начать работу с компьютерными тестами, необходимо сформировать содержание тестовых заданий, распределить их по типам и уровню сложности и создать программное содержание теста. Необходимо учитывать возможности программной оболочки. В своей работе я использую тестовые оболочки “Тест 2000”, Test System 2.0, язык программирования Delphi. Конечно, составление тестов – дело трудоемкое, отнимает достаточно много времени, но это стоит того, т.к. результативность выполнения тестов высокая, поскольку они носят не только контролирующий характер, но и обучающий. Учащиеся могут посмотреть, в каких заданиях ими сделаны ошибки, сделать тест еще раз, и не только добиться правильного выполнения, но и запомнить нужный материал. Тесты составляю тематические на знание культурных, социокультурных, исторических, географических, политических и других сведений о стране изучаемого языка и о своей собственной; грамматические; с помощью Delphi делаю тесты с целью проверки полученных навыков чтения. Практически по каждой изучаемой теме о стране изучаемого языка, можно составить подобные тесты. 6. Урок с применением компьютерных обучающих программ. Обучающая программа “Профессор Хиггинс” может успешно применяться на уроках грамматики. Данный курс содержит 130 уроков. Каждый урок посвящен определенному разделу грамматики. Уроки состоят из нескольких упражнений типа: построй предложения, поставь слово в нужной форме, подбери нужное слово из предложенных и т.д. Выполняя упражнение, учащийся может потренировать данное правило и проверить, насколько хорошо он его понял. Программа позволяет проверить себя в процессе выполнения упражнения: нужно набрать правильный ответ, если он правильный, компьютер его примет. Если неправильный, вам будет дано еще две попытки. Если ученик ошибется опять, компьютер даст подсказку. Курс очень удобен для учителя и экономит много времени. Один взгляд на экран, и учитель знает, правильно ли ученик делает упражнение, потому что неправильные ответы выделяются другим цветом. Кроме того, у учителя будет информация о количестве ошибок, сделанных учеником. Естественно, эта работа вносит разнообразие в скучную для учащихся работу над грамматикой, т.к. все мы знаем, как они не любят ей заниматься. Поэтому эту программу уместно применять после объяснения грамматического явления и его первичной обработки. У нас в школе учащиеся работают в кабинете информатики с 7 класса, поэтому эта программа используется в процессе работы над грамматикой, начиная с этого возраста. Итак, в заключение следует сказать, что использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания иностранного языка доступно каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который может запросто пообщаться с иностранцем, прочесть объявление на иностранном языке, понять иноязычную речь. А использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нем. |