НООД для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР « Путешествие по родному городу»

Автор: Федорова Вера Сергеевна

НООД для детей старшей группы

компенсирующей направленности для детей с ТНР

 

« Путешествие по родному городу»

Цель: способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к родному городу через художественно-эстетическое и познавательное развитие детей. 

Задачи:

Образовательные:

— объяснить символику герба, закрепить и расширить знания детей о городе в прошлом и настоящем;

— учить внимательно слушать песню-гимн, различать жанр и характер музыкального произведения;

— способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении.

Развивающие:

— развивать наблюдательность, внимание, связную речь;

— активизировать словарь по теме, познавательный интерес;

— развивать чувство ритма в игре на музыкальных инструментах, добиваться сыгранности, выразительности исполнения.

Воспитательные:

— воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу;

— воспитывать у детей гордость за свой город, свою страну, историю своего народа;

— обогащать духовный мир детей;

— воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах.

Методы и приемы: показ, художественное слово, беседа, просмотр слайдов, слушание музыки, исполнение, загадывание загадок, игра на музыкальных инструментах.

Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, музыкальный центр, музыкальные инструменты, фотовыставка «Мой родной Димитровград».

Ход.

Музыкальное приветствие.

Дети садятся на стульчики («не автобус»)

Вос-ль.    Ребята, в каком городе мы живём? (ответы). 

                  А кто из вас знает, как он назывался раньше?

                  Правильно. Посмотрите, вот каким был раньше наш город раньше.

Слайд  1 – Мелекесс.

                   Обратите внимание, в основном были деревянные одноэтажные дома. Сейчас наш

                    город изменился – появилось много красивых зданий, многоэтажных домов,

                    магазинов, школ и, конечно же, детских садов.

                  А вы любите свой город?

                  Давайте сегодня отправимся на  прогулку по нашему современному городу.

Слайд  2 – фасад детского сада

                  Ребята, вы узнали это уютное здание. (ответы)

                  Как называется наш детский сад? (Ответы детей).

                  Как вы думаете, как мы можем отправиться на прогулку по городу? 

                 (ответы детей)

                  Давайте поедем на автобусе. Посмотрите он нас уже стоит, ждет у крыльца.

(Дети пересаживаются на стульчики – «автобус»)                

Вос-ль.          Как мы стали называться, когда вошли в автобус? (ответы).

                      Вы будете пассажирами, а я вашим экскурсоводом. А вы знаете, кто такой

                      экскурсовод? (ответы). Экскурсовод – это человек, который руководит

                      экскурсией.

                       Все готовы к отправлению? А чтобы было веселее ехать, давайте споём песню

                      «Весёлые путешественники».

Исполняется песня «Весёлые путешественники» М. Старокадомского

     Слайд  3 – здание администрации

Вос-ль.    Ребята, посмотрите в окно (экран ) – это главное здание нашего

                 города, называется Администрация.

                 В этом здании работает глава нашего города — мэр. Он заботится о том, чтобы нам

                 было жить в городе уютно и комфортно. Еще в этом здании работают люди,

                 которые помогают мэру решать важные вопросы.

                     У каждого города есть свой герб. Что такое Герб? (ответы) Герб – это эмблема,

                     отличительный знак того или иного города, государства. У нашего города тоже

                     есть свой герб, вот он, посмотрите внимательно.

    Слайд 4 – герб города.            

                     Что изображено на нашем гербе?? (ответы) 

                     Какие основные цвета у герба?

                     Как вы думаете, о чем рассказывает нам герб города?

                     Почему именно три  сосны стали символом нашего города?

    Три сосны символически показывают три района города: Центральный, Первомайский, Западный. 
    Золото — символ прочности, силы, великодушия, богатства и интеллекта. 
    Лазоревое поле герба показывает географическое расположение города Димитровграда в Заволжье, в месте впадения р. Б. Черемшан в Черемшанский залив Куйбышевского водохранилища, и символизирует богатство и разнообразие окружающей город природы. 
     Черный цвет оконечности (земли) дополняет символику герба и подчеркивает удобное географическое положение города на пересечении автомагистралей, связывающих крупные промышленные центры Поволжья, и означает благоразумие, мудрость, скромность, честность и вечность бытия.

 У каждого города есть не только герб, но и свой гимн. Кто знает, что такое гимн? (Гимн – это торжественная песнь, восхваляющая город или целую страну) Гимн всегда слушают стоя. Давайте мы с вами тоже встанем и послушаем гимн нашего города.

Слушание гимна города Димитровград.

                   О нашем любимом городе  димитровградские поэты и музыканты пишут стихи  и

                     песни, давайте послушаем стихотворение, которое написала жительница нашего

                     города Белова Александра Георгиевна

    Ребёнок.  Димитровградский вальс

                    В городе нашем сосны шумят.

                    Клены кострами над нами горят.

                    Белые здания, как корабли.

                    Рядом тропинки лесные легли

                    Солнце ли светит, идет снегопад

                    Или осенний шумит листопад,

                    Встрече с тобою всегда будет рад

                    Ласковый город Димитровград.

                    Утру навстречу мой город встает.

                    Кто-то, проснувшись, спешит на завод.

                    Кто-то науке подарит свой труд.

                    Славные в городе люди живут

                    Раньше рассветов встают рыбаки,

                    Будят просторы спокойной реки.

                    Песней звучит на устах горожан

                    Нежное имя реки Черемшан.

Восп-ль.  Ну а наше путешествие по городу продолжается. Отгадайте загадку:

                      Отгадайте, что за дом,

                      Музыку услышишь в нем,

                      Пенье, танцы, плач и смех-

                      Удовольствие для всех. (Ответы)

                       Вот мы и приехали в Детскую школу искусств

    Слайд 5  – детская школа искусств

                      Ребята, кто здесь учиться и чему? (Ответы детей).

                      Я предлагаю вам поиграть.

    Слайды 6, 7 – дети рисуют, дети играют на музыкальных инструментах.

                      Посмотрите на экран и определите, чем занимаются в первом кабинете этой

                      школы? (учатся рисовать) А чем занимаются эти ребята? (играют на муз.

                       инструментах)

                       Молодцы ребята, мы с вами справились с заданием. Кто-нибудь из вас был в

                        этой школе? Давайте и мы с вами превратимся в музыкантов и поиграем на

                       инструментах. А для этого мы выйдем из автобуса. Посмотрите возле школы,

                      стоит стол, на нем для нас уже приготовили музыкальные инструменты.

                       (за мультимедийным экраном стоит столик с муз. инструментами, пока дети

                       выходят из «автобуса» педагог-помощник ставит заранее подготовленный

                       стол возле экрана)

                       В руки ложки мы возьмём, весело играть начнём.

                       Хохломские, расписные, ложки будто золотые.

Ансамбль исполняет любое произведение на выбор муз.руководителя.

Восп-ль.    Ну что ж, ручки ножки размяли, пора продолжить наше путешествие.

                   Прошу всех занять свои места. А сейчас мы отправляемся на следующую

                   остановку. Вот мы и приехали. А куда мы приехали, послушайте мою загадку.

Полями, лесом и лугами
Она бежит меж берегами,
Петляет от обрыва к мели,
Тут – быстро, где-то — еле-еле.
Она течёт уже века,
Вот — полноводная …
 (РЕКА).

                     Какая река течет вблизи нашего города? (ответы) Правильно, это река Большой

                      Черемшан. Кто отдыхал на берегу Черемшана?

    Слайд 8 – река Черемшан.

                     Какую пользу река приносит людям? (рыбалка, отдых, средство передвижения)

                      Наше путешествие продолжается.

    Слайд  9 — Музей города.

    Вос-ль.    Ребята отгадайте, куда мы с вами приехали. На какую остановку?

                      (ответы) Вы правы мы приехали в музей. Сколько здесь нового,

                      Интересного можно увидеть.

                     Здесь хранят и показывают красивые картины, старинные и очень интересные

                     предметы. Кто из вас посещал городской музей? Выставку кого или чего вы там

                     видели.

Слайд 10 – ЦКиД «Восход»

                    Кто догадался, куда мы с вами приехали? Правильно, это центр культуры и

                    досуга «Восход». Кто был в этом центре? Чем там занимаются?

                       Здесь проходит большинство городских торжественных  мероприятий.

    Слайд 11 – ФОК

Вос-ль.    Как вы думаете, на какую остановку мы приехали?

                 Кто знает, чем занимаются в спортивном комплексе?

                  Давайте  проведем  физкультурную минутку.

Исполняется разминка «Танец зарядка»

Восп-ль:       Ребята, в каждом городе есть свои достопримечательности, они украшают

                      город, рассказывают людям об исторических событиях. Какие

                       достопримечательности нашего города вы знаете?/Ответы/

             Молодцы. Некоторые из них мы сейчас посетим.

 Слайд 12 – памятник купцу Маркову

Восп-ль.   Посмотрите, это памятник купцу Маркову. Константин Григорьевич Марков –

                   первый посадский голова, 40 лет управлявший Мелекессом, очень много сделал

                  для развития и процветания нашего города.

Слайд 13 – памятник Димитрову

Восп-ль.   А это памятник Георгию Димитрову.  Именно в честь него много лет назад наш город переименовали из Мелекесса в Димитровград.

Слайд 14 – вечный огонь

Ребята, куда мы приехали?  Правильно. Это памятник боевой славы.

В честь кого зажжен Вечный огонь? Почему он называется вечным? /ответы/

Кто из вас бывал у вечного огня? Для чего туда приходят люди? Да, дети, сюда приходят поклониться  и почтить память тех, кто отдал свою жизнь ради нас с вами, сюда приносят цветы. Это главный памятник всех городов нашей большой родины. А что такое Родина?(Родина – это страна, в которой мы живём). Как называется наша страна? (Россия)    Про родину написано много песен и стихов. Послушайте некоторые из них.

Чтение стихов детьми

    Слайд 15 – детский сад.

    Вос-ль.   Вот и подошла к концу наша прогулка по городу.

                     И мы с вами вернулись в наш любимый детский сад. Понравилось вам

                     путешествовать? Давайте вспомним, где мы сегодня побывали и что

                     интересного узнали.

 

Зачем читать сказки детям?

Автор: Бритва Оксана Александровна

Зачем детям сказки? Вопрос, конечно, интересный. Есть подозрение, что сказки нужны всем, даже взрослым, ведь сказка – это приглашение окунуться в иной мир, встретиться с интересными персонажами, успеть полюбить положительных героев и испытать негодование к отрицательным. Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает нам незыблемую уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни. Но, всё-таки, так ли необходимы детям сказки? Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений. Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни. Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе. Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться отыскать для самых юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира. Тем более, эти книги переиздаются регулярно, к их оформлению добавляются более яркие иллюстрации.  Слушая сказки, ребенок испытывает наслаждение, это такой себе вид развлечения, кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. При этом в сказке отсутствует прямое нравоучение, сказка учит, но не навязчиво. Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку. Играть таким образом с одной и той же сказкой можно сколько угодно раз, пока не иссякнет интерес ребенка к процессу. Этот метод широко используется в сказкотерапии, кроме этого часто психологи рекомендуют дать ребенку возможность самому придумать сказку, в которой герои подчас могут совершать весьма нелогичные, где-то неправильные, по мнению родителей, поступки.          С какого возраста читать ребенку сказки? Можно начинать читать ребенку сказки еще в утробе матери. После выписки из роддома приступать к чтению можно сразу, как только будет налажен быт с появлением нового члена семьи, примерно с двухнедельного возраста.  Кроме сказок можно петь ребенку колыбельные. Ребенок сразу их полюбит и с взрослением родители начнут замечать по реакции малыша момент, когда ребенок начнет их узнавать по первым звукам.          Читаем сказку в сотый раз… Родители, практикующие чтение сказки на ночь, вероятно уже столкнулись с таким явлением, как требование ребенка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. При этом никакие уговоры, заманивание более яркими иллюстрациями других книг, почему-то не помогают, ребенок упорствует и требует только одну книгу.  С чем это связано и нужно ли с этим бороться? Психологи объясняют это двумя факторами. Во-первых, мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено. Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать. Кроме этого, у ребенка есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и, тем самым,  у ребенка возникает  чувство уверенности, защите, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий. И, конечно же, с этим бороться не нужно, а скорее наоборот, всеми действиями поддерживать у ребенка привязанность к конкретной сказке.        Обсуждение прочитанной сказки Не следует забывать о необходимости обсуждать прочитанную сказку. Даже если складывается впечатление, что ребенку всё понятно, лучше обсудить сказку лишний раз, убедившись, что ребенок всё понял правильно, не исказил отношение к поступкам героев, сумел разобраться, где поступили правильно, а что – пример негативных поступков. Через обсуждение можно выявить скрытые страхи ребенка перед некоторыми персонажами из сказки или же из обыденной жизни ребенка. Правильно выбираем ребенку сказки Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей психологического развития. С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями, как, например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка». Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных, ребенок любит повторять звуки, имитирующие персонажи сказки. С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать игру, о которой упоминалось выше – ребенок сам придумывает концовку сказки. В этот период следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе. С пяти до семи лет, как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом, приключенческая литература. В этом возрасте следует интересоваться у самого ребенка его предпочтениями в литературе, выбирать ему героев близких по душе, не нужно навязывать свои предпочтения. Даже после освоения ребенком навыков самостоятельного чтения, не следует отказывать ребенку в чтении перед сном. Ведь иногда любопытство ребенка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может навредить и отбить у ребенка интерес к книжкам надолго. Ребёнок, регулярно слушающий или читающий сказки, вырастает более зрелым, наполненным чувственно, эмоционально, всесторонне развитым. Где-то даже более уверенным в себе, четко различающим границу добра и зла, что в будущем помогает ему выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими. Детство – благодатная почва для посевов родительского внимания. Добрых сказок вам и вашим детям

Музейная педагогика

Автор: Тушенова Алёна Игоревна

В данной статье, подробно рассматривается музейная педагогика на конкретном примере- это музейный квест.  Экскурсия в форме квеста – это уникальное сочетание игры и познавательного процесса, в ходе которого происходит знакомство с особенностями, историческими фактами и другими основами родного города. Большинство информации по выбранной теме участники получают не от экскурсовода в виде лекции, а добывают самостоятельно. Таким образом, повышается мотивация участников, за счет соревновательной формы игры добавляется азарт, что позволяет наравне с изумительными видами экспозиций музея получить незабываемые и яркие эмоциональные переживания от участия в настоящей детективной истории.

Методическая разработка » Времена года»

Автор: Савенкова Ольга Николаевна

Паспорт проекта «Дикие животные наших лесов»

Тип проекта: творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Возраст: 5 – 6 лет.

 Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Образовательные области:

Познание, коммуникация, художественное творчество.

Актуальность:

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.

Задачи проекта:

1) Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.

2) Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)

3) Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.

4) Воспитывать желание оказывать помощь животным.

Основные направления реализации проекта:

1) Познание: «Дикие животные наших лесов»;

2) Драматизация сказки «Теремок»;

3) Домашнее задание для детей и родителей – совместное рисование (разукрашивание) в нетрадиционной технике животного леса с составлением описательного рассказа о нем.

Предварительная работа:

1) Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.

2) Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.

Участие родителей в проекте:

1) Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (рисование – разукрашивание дикого животного в нетрадиционной технике).

Продукты проектной деятельности:

1) Лепка «Лиса — Патрикеевна», «Мышка».

2) Рисование «Медведь», «Белочка»

3) Рисунки «Кто что ест?», «Узнай по контуру».

4) Оригами «Волк».

5) Аппликация «Заяц» или «Белка», «Ежик».

6) Изготовление мини — альбома «Дикие животные леса».

7) Оформление выставки «Животные леса».

8) Презентации проекта: «Правила поведения в лесу», «Дикие животные в зимнем лесу», «Дикие животные наших лесов».

Этапы работы над проектом:

 

 

 

 

Понедельник:

1)    Познание «Дикие животные наших лесов».

2)    Игры: «Кто, где живет?», «Собери животное – медведя», «Найди маму».

3)    Физкультминутка «Дикие животные».

4)    Сказка «Как зайчонку маму искали».

5)    Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

Вечером:

1)    Опыты:

ü Почему заяц зимой белый?

ü Почему белка меняет шубку зимой?

2)    Сообщение детям о белке и зайце с рассматриванием мини альбома.

3)    Чтение Скребицкий Г. А «Всяк по-своему».

4)    Аппликация «Белка» или «Заяц».

Вторник:

1)    Развивающая игра «Что не так?».

2)    Подвижная игра «У медведя во бору».

3)    Чтение художественной литературы В.Бианки «Как животные к зиме готовятся?», беседа по содержанию рассказа.

4)    Физкультминутка «Еж с ежатами».

5)    Д/и: «Запомни и назови».

6)    Художественное творчество: предложить детям рисование на тему: «Медведь».

Вечером:

1)    Сообщение детям о медведе и еже с рассматриванием мини альбома.

2)    Чтение художественной литературы Г.А.Скребицкий «Пушок».

3)    Аппликация «Ежик».

Среда:

1)    Просмотр презентации «Правила поведения в лесу».

2)    Д/и: «Чем бы мы угостили животных».

3)    П/и: «Лиса и зайцы».

4)    Художественное творчество: предложить детям лепку «Лиса – Патрикеевна».

5)    Физкультминутка «Будем прыгать и скакать». 

Вечером:

1)    Сообщение детям о волке и лисе с рассматриванием мини альбома.

2)    Предложить детям оригами «Волк».

3)    Драматизация сказки: «Теремок».

Четверг:

1)    Просмотр презентации «Дикие животные в зимнем лесу».

2)    Д/и: «Кто живет в лесу».

3)    П/и: «Хитрая лиса».

4)    Художественное творчество: предложить детям рисование на тему: «Белочка зимой».

5)    Массаж биологически активных зон: для профилактики простудных заболеваний: «Наступили холода».

Вечером

1)    Сообщение детям о бобре, барсуке, мыши с рассматриванием мини альбома.

2)    Чтение художественной литературы В.Бианки  «Готовятся к зиме».

3)    Лепка «Мышка».

Пятница:

1)    Просмотр презентации «Дикие животные наших лесов».

2)    Словесная игра «Доскажи словечко».

3)    П/и: Зайцы и волк».

4)    НОД «Ручной труд» изготовление из природного материала, поделку «Медведь».

5)    Физкультминутка: «Зайцы»

Вечером

1)    Выставка рисунков «Животные леса».

2)    Разучивание считалки «Белки зайцев угощали…».

3)    П/и: «Бездомный заяц».

 

Рабочая программа производственной практики ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом

Автор: Филитов Игорь Александрович

Рабочая программа производственной практики  ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом. 

«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.»

Автор: волкова оксана владимировна

Формирование читательской самостоятельности младших школьников   через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

 

            Современный человек, человек будущего не может жить без книги.
Чтение в его жизни — это важнейший способ восхождения,

самосовершенствования, самообразования.
Ш. А. Амонашвили

1.1 Тема самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС»

1.2 Цель: развивать у детей мотив обращения к книгам, формировать конкретные знания, умения, навыки, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом  на этапе реализации ФГОС НОО.

1.3 Объект исследования: процесс формирования самостоятельного чтения текста у младших школьников

1.4 Предмет исследования: методы формирования  читательской самостоятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время .

1.5 Гипотеза исследования: формирование читательской самостоятельности у детей будет эффективным, если:

   формирования самостоятельного чтения текста у младших школьников дифференцируется с учетом их психофизиологических особенностей;

  содержание уроков литературного чтения содержит нравственные проблемы;

     предусматривается использование комплексных средств, позволяющих обеспечивать формирование читательской самостоятельности.

 1.6 Актуальность темы:

         В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.

          На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются проблемы приобщения школьников к чтению (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, М.П. Воюшина, Т.Г. Галактионова, О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская и др.). Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании образец общения с книгой задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания. В начальной школе цель литературного чтения — формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения. Специфика литературного чтения заключается в интеграции с другими предметами, что делает его ведущим в системе формирования функциональной грамотности младших школьников (М.И. Губанова, Е.П. Лебедева и др.).

          К проблеме чтения младших школьников обращались многие: Д.Б. Эльконин рассматривает процесс чтения как средство развития теоретического мышления; Л.В. Занков, З.И. Романовская, В.И. Яковлева раскрывают механизмы развития личности путем детского чтения; В.Г. Казанская считает, что современный урок чтения – это целостная взаимосвязанная система зависимостей и закономерностей, где психологический фактор является определяющим; Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова и др. изучают чтение как процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников.

            Значительный вклад в изучение проблемы чтения внесла Н.Н. Светловская, которая рассматривает читателя как объект методической науки. Её теория формирования типа правильной читательской деятельности младших школьников, законы становления читателя, исследования её последователей Г.М. Первовой, Т.С. Пичеоол, О.В. Кубасовой, и др. заложены во многих современных образовательных программах чтения младших школьников. Модель самостоятельной читательской деятельности Н.Н. Светловской предполагает, что квалифицированный читатель ставит цель чтения, знает мир книг и владеет необходимыми читательскими умениями, позволяющими самостоятельно выбрать нужную книгу и уяснить её смысл.

            Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности.

             В психолого–педагогических исследованиях (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, В.Г. Виненко, И.А. Маркова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин и др.) отмечается, что знания, умения и навыки становятся средством формирования личности ребенка тогда, когда они интегрируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Компетентностный подход в образовании (И.А.Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской) выдвигает новую цель обучения в начальной школе — развитие и воспитание ученика как субъекта учебной деятельности.  Новое целеполагание определяет повышенные требования, предъявляемые к личностным характеристикам человека: высокий уровень его интеллектуальных способностей, самостоятельность и компетентность (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, Г.А. Цукерман).

              Обозначенная проблема рассматривалась в «Стратегии модернизации содержания общего и среднего образования» (В.В. Башаев, Э.Д. Днепров, А.Г. Каспржак, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская, А.А. Пинский и др.), в работах, посвященных реализации компетентностного подхода в образовании (А.Г. Асмолов, Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова и др.), в работах ученых-педагогов, раскрывающих разные аспекты учебно-читательской деятельности школьников (Л.А. Ефросинина, С.А. Кислинская, О.А. Крузе-Брукс, Н.Д. Молдавская, Н.Л. Московская, О.Э. Орлова, Т.А. Разуваева, А.В. Тихоненко и др.).

               Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает также требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников, что подтверждает актуальность предпринятого нами исследования как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы.

        Формирования у учащихся знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

                      

Развитие читательской компетентности у младших школьников стоит на первом месте для дальнейшего успешного обучения по различным предметам. Ученик должен полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения на поступки литературных героев и уважать мнение собеседника.

        Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире не достаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный.

В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

                                                ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

     2.1   Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы.

            Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

            Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:

  умение правильно прочитывать слова;

 

  понимать смысл текста;

  выразительно читать;

 

  выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес развивать мотивацию к чтению у младшего школьника.

Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой — обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка- читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

                6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки — («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

          8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно — к сказочным, фантастическим.

Использование методического аппарата учебника в УМК «Школа 21 века», творческого подхода, сотрудничества в обучении (групповые и парные формы работы), ИКТ – технологий, развивается формирование читательской компетентности при чтении художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу младших школьников.

                             2.2  Специфика чтения-общения как вида речевой деятельности.

              Чтение как один из видов речевой деятельности человека является общением книги

с      читателем. Книга через текст беседует с ним, передавая заключенную в ней информацию. Читатель и книга – собеседники. Специфика чтения-общения в способности читателя увидеть в книге своего будущего собеседника, по его «внешнему виду» предугадать, о чем и как он будет с тобой говорить, и поэтому озвучить его речь – для тебя чужую, озвучить так, как сделал бы это он». Значит, обучая детей чтению как озвучиванию чужой речи, учителю необходимо научить и чтению-общению с книгой, формировать у учащихся тип правильной самостоятельной читательской деятельности.

Читательская самостоятельность  осуществляется без непосредственной помощи любого другого читателя. Самостоятельный читатель:

       а) знает, какие книги-собеседники существуют на свете и в его близком окружении    

       (семье, библиотеке), как узнать нужную ему книгу среди других;

 

       б) умеет правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитать текст, воспринять его       

         содержание и смысл;

       в) в ком развита потребность систематически обращаться к книгам.

                    Несамостоятельным читателем является тот, кому необходима помощь при выборе книги, озвучивании и освоении ее содержания. Младший школьник как читатель нуждается в помощи учителя – квалифицированного читателя, понимающего свои задачи. Они (задачи) состоят в том, чтобы:

 1) развивать у детей мотив обращения к книгам

 2)формировать конкретные знания, умения, навыки, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом. Системно и целенаправленно выполняя эти задачи, можно воспитать в детях особое свойство личности – читательскую самостоятельность.

                   Читательская самостоятельность предполагает овладение учеником правильным типом читательской деятельности, т.е. способностью думать над книгой: видеть в ней собеседника, отличать книги друг от друга; осознанно делать свой выбор; учиться правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитывать ее; осознавать, запоминать текст, понимать и представлять прочитанное; воссоздавать и переживать; оценивать как текст, так и себя в роли читателя. По мнению Н.Н. Светловской, тип правильной читательской деятельности представляет собой «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг до чтения, в процессе чтения и после чтения». Формированию способа чтения-общения служит метод чтения-рассматривания книги, книг. «Его основой является изначальная аксиома деятельности любого квалифицированного читателя: книгу читают и смотрят, непременно смотрят до того, как приступят к чтению, чтобы не ошибиться в выборе и настроиться на предстоящее чтение, смотрят в процесс чтения, чтобы … выделить главное … не пройти мимо нового, непонятного, неизвестного, наконец, смотрят, а точнее – пересматривают, после прочтения, чтобы уточнить и перепроверить объективность, правильность общей оценки прочитанного… В этих трех ступенях познания заложена единично верная логика деятельности читателя при самостоятельном чтении книг».

          Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

          Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

           Читательская компетентность определяется

 

       — владением техникой чтения;

 

       — приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

 

         — знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

 

         — сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

 

                                  2.3   Технология продуктивного чтения.

 

      Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приемов изучающего чтения.

     Использование этих приемов предусматривается и в рамках технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанной профессором Н.Н. Светловской.

    Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

     С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

 I. Работа с текстом до чтения.

      Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

   Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

     Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

   Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

   Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

    Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

    Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

    Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа
о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. 

    Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

    Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

      Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например умения, определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д.

    В технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на двух наиболее эффективных: «диалог с автором» и комментированное чтение.

 

1.»Диалог» обучающихся с автором литературного произведения – это прием работы с текстом во время его чтения.

   Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.

    При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести «диалог с автором».

   Можно расставить для детей в тексте (в конце предложений) «сигналы»:

В – вопрос (найди, задай);

О – ответ (ответь на этот вопрос);

П – проверка (проверь точность своих предположений).

      Учитель должен стараться «включать» творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.

      Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: «Чем это можно объяснить?..», «Что из этого следует?..», «Что сейчас случится?..», «Почему именно так?..», «Для чего?..», «Кто такой?..». Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.

2.Комментированное чтение

      Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

     Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш «диалог с автором», обеспечить «погружение» в текст.

   Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.

    Приемы прерывания чтения обучающихся:

  -рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;

  -«включение» воображения детей, например, такими словами: «Представьте себе…», «Увидели?..», «Представили?..»;

—  формулировка максимально «свернутого», «сжатого» вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: «Догадались, почему?».

   Комментарии учителя должны быть краткими и динамичными. Комментарий не должен превращаться в беседу.

  Не нужно требовать от детей развернутых ответов, пусть они будут краткими, но наполненными эмоциями.

     Использование антиципации

1. Использование цветных геометрических моделей жанров и тематики литературных произведений (цвет геометрической жанровой модели символизирует тематику произведения:

     коричневый — о животных;                           треугольник – стихотворение

     желтый — о детях;                                           круг — сказка

     зеленый — о природе;                                     прямоугольник — рассказ

     красный — о Родине;                                       квадрат — УНТ

     голубой — о приключениях, о фантастике;  ромб — басня

   Например, зеленый треугольник обозначает стихотворение о природе, коричневый круг — сказку о животных и т.д.).

2. Работа с буквами, символами, шифрами, схемами:

*восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.

  Ба…ов, Уш…нский, Паус…овский, Биан…и, …сеева, …ысоцкая. (Житков)

 *Исключение иностранных букв:

   QМАRЛSЬWЧFИGКN — ЗVВZЕЗJSДQА(«Мальчик- звезда»)

 *Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные.

  «ПРНЦСС Н ГРШН» («Принцесса на горошине»)

 3. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому — либо признаку.

     Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В.В. Бианки

    (Михалков –фамилия поэта, другие – прозаики)

    Методические приемы организации продуктивного чтения.

  Отсроченная отгадка

     В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

   Задай вопрос

   С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

   — Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

  Составь задание

   Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.

  Пометки на полях

    Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.

     От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование универсальных учебных действий.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

      Какие же дидактические средства может использовать учитель для формирования читательских компетенций.

   Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1.    Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).

                                  Упражнения для развития навыков чтения.

В течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:

чтение вслух;

чтение про себя;

жужжащее чтение;

хоровое чтение;

чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);

чтение «абракадабр» (слогов со стечением согласных);

динамическое чтение;

чтение в темпе скороговорки;

бинарное чтение (два ученика одновременно);

«Буксир»;

«Очередь»;

«Прыжки» (через слово, через строчку);

«Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);

«Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);

«Первый и последний» (слово в строчке, слово в предложении, буква в слове);

круговое чтение;

«Прятки» (найти слово с определённым признаком);

«Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);

антиципация слов, предложений, пословиц;

чтение со счётом слов, строк;

чтение через решётку (из полосок бумаги);

вертикальным движением глаз;

«Сканирование» (поиск информации за 20 – 30 секунд);

«Разведка»;

«Спринт».

Для формирования навыков выразительного чтения использую:

выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;

выделение голосом различных слов в предложении;

работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);

чтение одного предложения с разной интонацией;

«Эхо» (за учителем);

чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика)

«Голоса» (подражая кому-либо);

чтение с изменением голоса героя;

по ролям;

разметка текста (паузы, логическое ударение);

работа по памятке;

дикторское чтение;

инсценирование;

работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);

конкурс чтецов.

Особую роль отвожу работе с памяткой. Дети производят разметку текста, подбирают темп и нужную интонацию.

2.Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек  к произведениям авторов, книжек — малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3.Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы «Жанры», «Темы», учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и детской городской библиотек.

4.Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

                  2.4  Виды работы над текстом на уроках литературного чтения

         Совершенствованию чтения способствует введение разных вариантов чтения. Перед чтением рекомендуется задавать вопросы по тексту, чтобы нацелить учащихся на осознанное чтение.

 

1.      Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником.

2.      Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися.

3.      Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками “про себя”.

4.      Самостоятельное чтение с конкретным заданием.

5.      Чтение, деление на части. Составление плана.

6.      Чтение по готовому плану.

7.      Чтение, после чтения – пересказ.

8.      Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома.

9.      Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения и слова, которые можно опустить) Подготовка к сжатому пересказу.

10.  Чтение цепочкой по предложению.

11.  Чтение цепочкой по абзацу.

12.  Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.

13. . Чтение за диктором. Ученик или учитель читает громко, а остальные вполголоса, стараясь успеть вместе с диктором.

14. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

15.  Чтение, ответы на вопросы.

16.  Нахождение в тексте отрывка к рисунку.

17.  Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

18.  Нахождение по данному началу или концу предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)

19.  Чтение до указанного слова или до указанной информации.

20.  Чтение “выше нормы” (в основном это домашнее задание, когда ученик хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например, норма чтения незнакомого текста 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту.)

21.  Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

22.  Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.

23.  Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел (для сказки).

24.  Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (для басен).

25.  Чтение, составление сценария к диафильму.

26.  Чтение, подборка звукового оформления “фильма”.

27.  Беседа с сопровождением выборочного текста.

28.  Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.

29.  Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

30.  Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

31.  Установление путем чтения причинно-следственных связей.

32.  Чтение названия рассказа (Как еще можно назвать?)

33.  Чтение по ролям.

34.  Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

35.  Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов.

36.  “Живая картинка” — один ученик читает, другой реагирует мимикой лица на услышанное.

37.  Нахождение предложения (отрывка), который мог бы прочитать этот человечек.

 

38.  Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

39.  Нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаком, запятой, многоточием, тире и т.д.

40.  Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из предыдущих победителей)

 

41.  Нахождение и чтение образных слов и описаний.

42.  Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

43.  Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются тихо, медленно, громко, быстро.

44.  Чтение стихотворения, расстановка пауз, логических ударений.

45.  Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

46.  Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.

47.  Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.

48.  Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме

__________чн_________,_______жи______ и т.д.

49.  Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.

50.  Нахождение в рассказе самого длинного слова.

51.  Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

52.  Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: А) существительное + прилагательное, б) существительное + глагол, в) местоимение + глагол

53.  Чтение, пометка непонятных слов.

54.  Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой на их слоги ( мор-ков-ка)

55.  Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

56.  Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске)

57.  Чтение слов, к которым даны сноски.

58.  Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать       

           59. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме “Осень, Зима” и т.д.   

59.  Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором)

60.  Тетради по чтению для творческих заданий.

61.  Индивидуальные тексты для чтения на карточках соответствующих теме урока.

62.  Творческие задания на карточках.

 

     Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения. .

   Для слабых учеников:

 

— Чтение с проговариванием слогов.

— Шепотом.

— Выделять посильные для себя части текста.

 — Хоровое чтение.

— Групповое чтение.

— Выборочное чтение.

— Комментированное чтение.

 

Для регуляции темпа чтения:

 

— Отстукивание темпа.

— Скандирующее чтение.

2.5 Виды работы над выразительностью чтения:

1.      Какие звуки помогают представить, о чём говорится?

2.      Как автор передаёт в стихах различные звуки природы?

3.      Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку, быстро и т.д.

4.      Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка, собака, медведь, ёж, лиса, конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?

5.      Прочитайте стихотворение так, словно вы: поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке, засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете малыша, поёте песню, копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете и т.д. Какое чтение подходит лучше всего? Почему?

6.      Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл стихотворения?

7.      Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.

8.      Читайте стихотворение, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.

9.      Читаем стихотворение с посылом воздуха в определённую точку.

10.  Что хотел выразить автор? Зачем он написал это стихотворение? Какое у него было настроение? Почему вы так решили? Найдите слова-подтверждения.

11.  Понаблюдайте, как внутри стихотворения “играет” слово, как при помощи звукописи поэт передаёт образы, создаёт ощущения

12.  Распределите роли и проинсценируйте это стихотворение.

               При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

                             2.6  Поэтапное внедрение при работе с текстом.

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия:

-практическое отличие текста от набора предложений.

-выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-озаглавливание текста (подбор заголовков).

-составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс — обучение детей работать с текстом:

— смысловое чтение;

— владение пересказом разного вида;

— деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

— выделение опорных слов (словосочетаний);

— характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

— самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

— нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

— выделение главной и второстепенной информации;

— выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

— прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

— самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Условия при обучении работы с текстом

Для обучения работе с текстами соблюдаются некоторые условия:

1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.

5. Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями.

 

2.7 Межпредметные связи.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).

Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.

Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения.

На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

                 2.8  Связь школы с родителями в вопросе воспитания интереса к чтению.

             Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и родителей. К родительским собраниям, посвященным вопросам детского чтения, организовывать книжные выставки.

       Необходимо передать опыт личностного чтения самого родителя — это фактор более мощный, чем какой либо другой, он способен открыть ребенку путь к книге, обусловить радостную мотивацию чтения.

             Консультация родителей по выбору литературы для прочтения.

Памятка для родителей :

1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением,

   подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков,

    можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике,

    а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при  этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к   важным для каждого    человека книгам.

Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей.

О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг.

9.Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу.

Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух   раз в  месяц. Также учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

 

Результативность опыта.

Работа над опытом продолжалась в течение четырех лет. На первом этапе изучалась научная теоретическая литература по данному вопросу, накапливался фактический материал. Одновременно с этим шла апробация отдельных приемов по теме опыта. На втором этапе опыт внедрялся, накапливался аналитический материал. Диапазон опыта — система уроков и внеклассной работы по предмету.

       Формирование самостоятельной читательской деятельности не может быть спонтанным, сиюминутным. Это кропотливая каждодневная работа. Каждый учитель должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не приведут к положительному результату. Время не стоит на месте и роль компьютера и телевизора в получении информации, восприятия окружающего мира, с каждым днем становится все важнее. Но чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. Только оно дает возможность ребенку более глубоко и точно воспринимать, понимать и принимать окружающий мир, находить свое место в нем и делать свою жизнь духовно богатой.

Читательская самостоятельность — это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться в мир книг, и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовывать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью.

Точное и четкое выполнение требований программы позволяет учителю последовательно и уверенно вести учащихся по этапам обучения к намеченной цели, а главной целью занятий по внеклассному чтению является формирование у каждого ребенка личной способности и потребности в самостоятельном инициативном чтении, т.е. в чтении по собственному побуждению и по общепринятым правилам. Такая способность и потребность при новой системе обучения развивается в детях постепенно, но обязательно с первого класса.

                     Приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы — одна из важных и сложных проблем современной школы

Заключение.

Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 70% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.

 

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственную линию  личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текстов.

 

                                              Список литературы

 

1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. — М., 2008. с. 18

2. Галактионова Т.Г. Учим успешному чтению .Рекомендации учителю

М.,2011.

3. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. — 2007. — № 8. — С. 35-43.

4.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. — 2003. — № 1. — С. 11-18.

5. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.

6. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год

7.Лемяскина Н. А. “Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской”, “Материалы X межрегиональной научно-практической конференции.Ч.1”, под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010

8. В.В.Горецкий, М.И.Оморокова. Вопросы методики чтения в начальной школе.

– М.; Просвещение, 2011

9.Ковалёва Г. Е. “Как дети читают и понимают текст” М., “Народное образование” 2006, № 5, 71-76.