сюжетно-ролевая игра «Кафе Сказка»

Автор: Хозяшева Валентина Викторовна

самоанализ сюжетно-ролевой игры «Кафе Сказка».

Мною проведено воспитательное мероприятие, сюжетно- ролевая игра «Кафе Сказка», в группе «Фиксики» детского сада 135, целью которого было формирование умения детей действовать в реальной обстановке при посещении кафе через сюжетно-ролевую игру «Кафе Сказка», моделируя в этой игре разнообразные действия людей и формы их поведения.

Проводя данное мероприятие, я ставила ряд задач социально – коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно- эстетического развития.

1.Социально- коммуникативного

-использовать в игре знания об окружающей жизни, атрибуты в соответствии с сюжетом;

-упражнять в умении понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;

— поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми, желание играть в коллективе сверстников.

2.Познавательного развития

-закрепить знания детей о кафе, о его работниках и сферах их деятельности;

-воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

3.Речевого развития

-активизировать речь детей;

-упражнять в умении вести диалог, используя в речи формы вежливости.

4.Физического развития

-формировать у детей знание о здоровой пище, о ее значении для человека;

-развивать двигательную активность.

5.Художественно – эстетического развития

-формировать навыки ритмичных движений в соответствии с характером музыки;

-улучшить эмоциональное самочувствие детей и раскрепощение.

Считаю, что поставленную цель и решение задач я реализовала в достаточно полном объёме. Об этом свидетельствовали, по моим наблюдениям и отзывам присутствующих, действия, поведение, общение и речь детей на всем протяжении игры. Дети были заинтересованы, внимательны, активны, дружелюбны. Наблюдалась самостоятельность в речевом общении с окружающими, они уважительно общались друг с другом. При рефлексии занятия было отмечено, что ребята, выполнявшие роль посетителей кафе, высоко оценили работу представителей кафе и оставили свои пожелания в книги отзывов и предложений в виде смайликов.

Отметим, проанализировав методику проведения данного занятиячто же способствовало достижению поставленной цели и решению задач.

Во-первых, на мой взгляд очень удачно и верно была выбрана игровая личностно — ориентированная педагогическая технология. Эта технология сюжетно –ролевой игры полностью соответствует возрастным и психологическим особенностям детей моей группы. Тем более, что программное содержание игры я построила в соответствии с требованием примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. ВасильевойТ с учетом возрастных особенностей детей 4 – 5 лет.

Во-вторых, все методы, приемы и формы организации детей были выбраны в соответствие с данной технологией:

1.Ведущим методом я выбрала методы моделирования и проектирования, которые были применены на этапе подготовки к игре (совместно обговорили и создали модель кафе, спроектировали его интерьер; обговорили модели поведения посетителей в кафе, кем им предстояло быть; промоделировали действия и речь каждого из работников кафе, согласно их профессии, совместно и индивидуально проектировали атрибуты одежды представителей той или иной профессии, их речь.).

Дети сами дали название кафе, хотя немножко поспорили это тоже хорошо, что дети высказывают своё мнение и пришли к единому мнению. Дальше мы совместно создали уют в нашем кафе, украсили столы поставили вазочки, салфетницы. Ребята рассказали, как нужно вести себя в общественных местах. С большим удовольствием рассказали о людях тех профессий, которые работают в кафе и какую функцию они выполняют.

Реализация же разработанных моделей и проектов, несомненно, была осуществлена в процессе игры.

2.Поскольку мои дети – это воспитанники дошкольного возраста, то не обошлась я и без применения объяснительно- иллюстративного метода в форме беседы и дискуссии на этапе подготовки к игре, у детей был устойчивый интерес к игре, благодаря предварительным беседам, просмотру видеоматериалов, чтению художественной литературы.

3. Несомненно, проводимое мной занятие носило личностно -ориентированный характер, потому что

-детям было предоставлено право выбора. Каждому ребенку была дана возможность само реализоваться. Сюжетные роли были распределены по желанию детей.

— учитывались не только желания детей, но и их способности и возможности, что значительно повышало самооценку детей и создавало ситуацию успеха на всех этапах подготовки и проведения игры.

-данная сюжетно- ролевая игра имела сильную положительную эмоциональную окрашенность за счет принятия детьми той или иной понравившейся им роли, они «проживали» принятую роль (а роли были разнообразны: администратор, повар, официант, музыкант, аниматор, охранник, водитель, посетитель, корреспондент). А положительные эмоции- это всегда успех, это всегда здоровье сбережение.


4.Говоря о формах организации деятельности детей, я бы отметила следующие:

коллективные (многое делали все вместе, от слаженной работы всех зависел успех и конечный итог игры);

— самостоятельные (дети вместе с родителями беседовали о сотрудниках кафе, чем они занимаются и какую роль, продумывали роль);

-парные (там, где требовалось разыграть диалог, шла работа в парах, например, официант и заказчик).

-групповые (сцена «в такси», разговор с корреспондентом и т.д.)

Такое разнообразие применяемых форм организации деятельности детей способствовало оживлению, смене деятельности детей, поддержанию устойчивого интереса детей и снятию напряжения и усталости, что для детей является немаловажным.

5.Хочется отметить совместную работу с родителями как в период подготовки к сюжетной – ролевой игре, так и в процессе её проведения (в помощи изготовление атрибутов, посещение с детьми детского кафе. Роль корреспондента газеты взяла на себя мама воспитанника Громовой Кристины и с большим удовольствием, интересно и по- актерски сыграла её)

5.Оборудование, которое я, использовала в игре, соответствует эстетическим требованиям (столы, скатерти, вазочки, бейджики, атрибуты, видеоматериалы, ИКТ, и т.д.) Оно яркое, красочное, привлекательное, безопасное и удобное в употреблении. Я считаю, что использование в игре таких атрибутов, педагогически оправдано.

Подводя итоги самоанализа, проведенного мной данного воспитательного мероприятия, хочу отметить, что игра вообще в жизни ребенка, и данная, в частности, имеет неоценимое значение, прежде всего, для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения и готовит его к жизни в обществе, дети учатся самостоятельно применять в дальнейшем полученный ими опыт, благодаря чему им легче приходится адаптироваться в будущем.

Лично для меня проведение такого воспитательного мероприятия — это тоже приобретенный опыт, опыт повышения моего педагогического мастерства и урок того, что надо чаще в практике своей работы проводить сюжетно -ролевые игры с детьми дошкольного возраста.

Спасибо за внимание.

 


 

 

Занимательный русский язык

Автор: Петухова Ирина Валериановна

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

 

                  Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.

 

Изучение курса направлено на решение следующих задач:

·         развитие лингвистических компетенций учащихся;

·         формирование любви и уважения к русскому языку;

·         развитие познавательных способностей младших школьников;

·         развитие творческих способностей младших школьников;

·         расширение кругозора учащихся.

 

                  Программа реализуется в течение четырёх лет обучения в начальной школе

(с 1 по 4 класс). Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

        Приоритетными на этапе начального образования являются: 

·         познавательная деятельность

·         информационно-коммуникативная деятельность

·         рефлексивная деятельность.

  

 

Общая характеристика курса

                          Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.

                          Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

              Каждое занятие имеет следующую структуру:

1)      Работа над темой занятия.

2)      «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).

3)      Продолжение работы над темой.

4)      «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).

5)      Рефлексия (подведение итогов занятия).

        Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».

 

Описание места курса

Программа рассчитана на 34 учебных часа во 2-4 классах (1 час в неделю).

 

 

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

            Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.

  На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.

            Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.

Формирование познавательных интересов — не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств.  Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.

Принцип активности хорошо известен педагогам.  Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.

            В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).

            Занятия кружка рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.

            На занятиях кружка должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи.  Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения.  Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

            Личностные результаты

Ø  Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Ø  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

Ø  интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Ø  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

Ø  интерес к изучению языка;

Ø  осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Ø  самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Ø  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Ø  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Ø  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Ø  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Ø  пользоваться словарями, справочниками;

Ø  осуществлять анализ и синтез;

Ø  устанавливать причинно-следственные связи;

Ø  строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

Ø  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Ø  высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Ø  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Ø  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Ø  задавать вопросы.

Предметные результаты

Ø  умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

Ø  умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

Ø  умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

Ø  умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

Ø  умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

 

Содержание курса

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

 

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

 

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

 

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

 

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

 

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.

 

2 класс

Дата занятия по плану

Дата занятия фактически

урока

урока

по теме

Тема

примечание

 

 

 

1

Что мы знаем о звуках и буквах (1 ч)

 

 

 

 

2

Что такое лексика?

 

 

 

 

3

Однозначные и многозначные слова

 

 

 

 

4

Игротека

 

 

 

 

5

Слова-братья

 

 

 

 

6

Слова- наоборот

 

 

 

 

7

Пословица недаром молвится

 

 

 

 

8

Игротека

 

 

 

 

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

 

 

 

 

10

Играем со словарными словами

 

 

 

 

11

Анаграммы

 

 

 

 

12

Игротека

 

 

 

 

13

Секреты некоторых букв

 

 

 

 

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

 

 

 

 

15

Еще раз о синонимах и антонимах

 

 

 

 

16

Игротека

 

 

 

 

17

Слова, обозначающие предметы

 

 

 

 

18

Слова, обозначающие действие предметов

 

 

 

 

19

Слова, обозначающие признаки предметов

 

 

 

 

20

Игротека

 

 

 

 

21

Текст, тема, главная мысль

 

 

 

 

22

Заголовок- всему голова

 

 

 

 

23

Работаем с фразеологизмами

 

 

 

 

24

Игротека

 

 

 

 

25

И снова пословицы

 

 

 

 

26

Ещё раз о фразеологизмах

 

 

 

 

27

Русские народные загадки

 

 

 

 

28

Игротека

 

 

 

 

29

И вновь словарные слова

 

 

 

 

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

 

 

 

 

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

 

 

 

 

32

Игротека

 

 

 

 

33

Повторяем…

 

 

 

 

34

Повторяем, повторяем…

 

 

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу   2 — го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.                                                                           

Состав слова.                                                                                                                         Признаки родственных слов.                                                                                                  Виды пересказа.                                                                                                                                                                                                             

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.                                                                                    Пересказать текст.

Семинар — практикум на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»

Автор: Спиридонова Замира Тохтасиновна

Семинар — практикум

на тему:

«Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»

 

Тема урока: Письмо строчной буквы к.

Автор: Боженко Елена Владимировна

800×600

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»,»serif»;}

Тема урока: Письмо строчной буквы к. 
Цели урока:

1. Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться списыванию с рукописного  текста.
2. Развивать образную память, координацию движений,  мелкую моторику руки, глазомер,  орфографическую зоркость. Закрепить знания о видах соединения букв при письме, научиться соединять строчную  к с другими буквами. Учить детей различать слова и предложения.

Формировать:

учебно-коммуникативные умения: умение слушать учителя, одноклассников; слушать объяснение учителя и усваивать основные положения;

— учебно-организационные умения: самостоятельно готовить рабочее место для урока письма, соблюдать гигиенические требования во время письма (посадка при письме, держать правильно ручку); умение работать в заданном темпе;
3. Воспитывать положительное отношение к письму как в виду речевой деятельности.

Воспитывать  аккуратность, любовь к русскому языку.

                                                                            Ход урока

I.Организационный момент
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.

-Сегодня утром я на своем столе нашла какое-то письмо.

Здравствуете, дорогие ребята.

Мяукает Вам  жалобно хмурый и ободранный

Серый кот:

— Мне, коту усатому,

Скоро год.

 

И красив я, дети,

И умён,

А письму и грамоте

Не учён.

 

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

 

А теперь без грамоты

Пропадёшь,

Далеко без грамоты

Не уйдёшь.

 

Ни попить без грамоты,

Ни поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

 

 Вот поэтому дети мы  здесь

И  очень надеемся  на вас.

 

— Ребята, вы согласны помочь? Чтобы помочь котам стать учеными, отправимся в удивительный город  Буквоград  и  покажем, как  надо выполнять задания.

Познакомимся с известными в сказочном мире котами.

II. Актуализация опорных знаний.

— А вот и первая остановка Разминка  


1 ост
. Поиграем в игру «Доскажи словечко» вместе с Котом в сапогах.

 

Звуки бывают … (гласные и согласные)

Буквы бывают печатные и .. .(прописные)

Прописные буквы бывают заглавные и … (строчные).

Сколько в слове гласных, …(столько и слогов)

Начало предложения   пишется с …

В конце предложения может стоять .. (. ? !)

Кот в сапогах вручает нам первую звезду.

 

2 ост. Художники. Нас встречают озорные  Том и Джерри.Что случилось? Ребята да  наши герои как всегда ссорятся и не могут разделить  слова на две группы.

Ракета, кубики, кастрюля, ракета , бабочка ,корова, ежик, космонавт и т.д.

На какие вопросы отвечают?  (выполняют на доске)

Работа в прописи.

Разминка рук и упражнения в раскрашивании

А сейчас девочки помогут Джерри и раскрасят  предметы, отвечающие на вопрос кто?

Мальчики  помогут Тому и раскрасят предметы, отвечающие на вопрос что?

 Проверка

Кого раскрасили девочки?

Что раскрасили мальчики?
А нам пора двигаться дальше.

Получаем вторую  звезду от наших героев.

3 ост. Письмо буквы к.       Станция «Буковки».

 Котенок  по имени Гав совсем малыш, но так хочет в школу. Давайте поможем ему.

III. Сообщение темы урока.

-Какие звуки чаще встречаются в словах?

( Ракета, кубики, кастрюля, ракета , бабочка ,корова, ежик, космонавт и т.д.)

Какие звуки она обозначает?

Это звуки гласные или согласные? Почему согласные?

— Как вы думаете, какую букву будем учиться писать на уроке письма?

— Сегодня на уроке письма мы продолжим говорить об этих звуках и их букве, будем учиться писать строчную букву к и соединять её с дру­гими буквами, повторим изученное о предложении.

Знакомство с буквой. Анализ письменной буквы.

— Посмотрите, как выглядит письменная строчная буква к.

Поэлементный анализ буквы

— Из каких элементов состоит буква к? (из трех – короткой палочки, наклонной палочки с закруглением вверху и короткой палочки с закруглением вверху и внизу)

— Наблюдение за письмом буквы по презентации (пишется с одним отрывом).

Комментированный показ учителем на доске.

Физ. минутка.

Отработка написания новой буквы в прописи

— Давайте научимся писать эту букву.

— Откройте прописи (Я тетрадь свою открою и ….), положите их наклонно, сядьте ровно.

Поэлементное написание буквы в прописи.

-Что необходимо для качественного выполнения задания?
Дети сделали вывод и доказали, что нужно обратить внимание на правила письма:
1. Посадка и наклон букв.
2. Расстояние между буквами.
3. Высота букв.
                            (на доске)

— Кто написал, поменяйтесь тетрадями, найдите самую красивую букву и обведите ее карандашом. Не забывайте сравнивать буквы с образцом.

– Поднимите руку, у кого есть такая красивая буква . За то, что мы научили  писать котенка  Гав строчную букву к — получаем – 3-ю звезду.

 

Физкультминутка

                                          ЗАМОК

На дверях висит замок.

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили

И открыли!

 

4 ост. Станция «Слоговая». Кто нас встречает? Сам  Кот Матроскин.

Выполним его задание.

Письмо слогов-слияний (в опоре на слого-звуковой анализ)

— Чему мы должны научиться  после того, как научились писать букву? (писать соединения с этой буквой, слоги.)

– верхнее соединение для букв и, у, э,ы  (ки, ку, кэ, кы)

— нижнее нижнее соединение для букв о, а ( ко, ка)

— Давайте по 1слогу запишем. 

— В каких словах могут встретиться такие слоги? (кирпич, кукуруза, колесо, карета и другие) – 4 звезда

 

5ст. Станция «Словечки»

Бременские  музыканты тоже постарались и приготовили задания.

Назовите предметы. Что заметили?

Как изменилось значение слова? (уменьшительно ласкательное)

Какая часть слова его изменяет ик  Образуйте новые слова с помощью ик

 

Осел-ослик                бант-бантик

Кот-котик                 шарф- шарфик

Эта часть слова называется суффикс- живет он вот в таком домике.

Запишите слова.

А в словах  мы будем рисовать ему только крышу над головой.

Справились и с эти сложным заданием.  5 звезда.

 Проверим посадку.

 

Физминутка.      Отгадайте загадку:  «Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, если я … (капуста) Какие слова встретились с новой буквой?

Капустка.

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

6 остановка . «Предложение»

У Котов  Аристократов беда, слова в предложении перепутались. Поможем каждому слову найти свое место

— Как догадались? О ком говорится в этом предложении?

— Сколько слов в этом предложении? Какие слова запишем с большой буквы и почему?

Запись предложений с комментированием.. – 6 звезда

  Подчеркнем все гласные в этом предложении.

 

Остановка « конечная»

На  кого указывает слово он в тексте? (котик)

А теперь запишите слово котик  столько раз сколько, сколько ушек у двух котов.(4)

7 звезда

V. Итог урока.

 

— Мне кажется, что нам пора возвращаться в класс. Все задания мы выполнили.

— Но вернемся в класс только тогда, когда расположим звездочки в нужном порядке.

— Какое слово получилось? (Молодцы). Всем спасибо !

— Какую букву учились писать на уроке?

— Какое настроение у вас?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Автор: Боженко Елена Владимировна

800×600

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»,»serif»;}

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г.Зернограда

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Умники и умницы»

Уровень общего образования: 4 «б» класс (основное общее образование)

Количество часов: 2ч в неделю

Учитель: Боженко Е.В.

Программа разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга,

2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного курса

            Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами изучения курса   в 1-м классе является формирование следующих умений:

·Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

·В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Учащиеся получат возможность научиться:

·Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

·Проговаривать последовательность действий.

·Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

·Учиться работать по предложенному учителем плану.

·Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

·Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД.

Учащиеся получат возможность научиться:

·Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

·Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

·Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

·Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

·Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

·Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД.

Учащиеся получат возможность научиться:

·Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

·Слушать и понимать речь других.

·Читать и пересказывать текст.

·Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

·Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих умений.

— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

       Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик   по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса,   сформированности  целеполагания,   развития контроля, оценки)

                В 1 классе возможно достижение результатов первого  уровня и частично второго.            

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

·Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

·Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

— пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

·Итоговый контроль   в формах

тестирование;

практические работы;

творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

·Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания —  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

 

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

 

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

 

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

 

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

 

         Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года  занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

При соотнесение прогнозируемого планирования с составленным на 2018-2019 учебный год расписанием и календарным учебным графиком, количество по предмету составило   64 часа.  Это изменение компенсируется перепланировкой подачи материала (см. раздел «Календарно-тематическое планирование»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

занятий

Кол-во часов

Тема

Форма организации

Виды деятельности

 

Дата

1

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Вводное занятие

Способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

04.09.18

2

3

2

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.

Практическое занятие

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

07.09.18

11.09.18

4

5

2

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Тренинг

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления

14.09.18

18.09.18

6

7

2

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Комбинированное занятие

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления

21.09.18

25.09.18

8

9

2

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Занятие по углублению знаний

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

 

28.09.18

02.10.18

10

11

2

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Практикум

Создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать.

05.10.18

09.10.18

12

13

2

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Комбинированное занятие

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

 

12.10.18

16.10.18

14

15

2

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания.

 

Коллективное, тренинг

Создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать.

19.10.18

23.10.18

16

17

2

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Занятие по углублению знаний

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления

26.10.18

06.11.18

18

19

2

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

Комбинированное занятие

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

 

09.11.18

13.11.18

20

21

22

3

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Занятие по углублению знаний

Способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

16.11.18

20.11.18

23.11.18

23

24

2

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.   

Занятие практическое

Создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать .

27.11.18

30.11.18

25

26

2

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Тренинг

Создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать.

04.12.18

07.12.18

27

28

2

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания Развитие мышления.

Комбинированное занятие

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления

11.12.18

14.12.18

29

30

2

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления

Практикум

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления

18.12.18

21.12.18

31

32

2

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Практикум

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков

25.12.18

28.12.18

33

34

2

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Занятие на углубление знаний

Способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

 

15.01.19

18.01.19

35

36

2

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Практическое занятие

Создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать.

22.01.19

25.01.19

37

38

2

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Деловая игра

Способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

29.01.19

01.02.19

39

40

2

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Тренинг

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

05.02.19

08.02.19

41

42

2

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Комбинированное занятие

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления

12.02.19

15.02.19

43

44

2

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления.

Практическое занятие

Создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать.

26.02.19

01.03.19

45

46

2

Тренировка зрительной памяти.

Занятие по углублению знаний

05.03.19

12.03.19

47

48

2

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Практическое занятие

Способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

 

15.03.19

19.03.19

49

50

2

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.   Рисуем по образцу.

Практикум

22.03.19

02.04.19

51

52

2

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Занятие по углублению знаний

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

05.04.19

09.04.19

53

54

2

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Тренинг

Создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать.

12.04.19

16.04.19

55

56

2

Тренировка внимания. Развитие мышления.               

Комбинированное занятие

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления

19.04.19

23.04.19

 

57

58

2

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

Практическое занятие

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления

26.04.19

30.04.19

 

59

60

2

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Комбинированное занятие

Способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

03.05.19

07.05.19

 

61

62

2

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Практикум

Создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать.

14.05.19

17.05.19

 

63

64

 

2

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Тренинг

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления

21.05.19

24.05.19

 

        

 

 

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»

Автор: Иванощук Ольга Федоровна

Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

 

Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.

Задачи:

Образовательные: учить анализировать художественный текст.

Коррекционные: развивать речь через умение задавать вопросы и отвечать на них; продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость; развивать творческие способности.

Воспитательные: развивать эмоциональную сферу личности через создание ситуации успеха и самореализацию, повышение мотивации к изучению чтения.

Оборудование: листы бумаги, ручка, карандаш, аудиозапись рассказа А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».