КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

Автор: Лашманкина Екатерина Анатольевна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»,»serif»;}

КОНСПЕКТ НОД

 ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

 В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

 ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

 

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:   Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;

Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

Активизировать словарь по данной теме;

 Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

     1. Отгадывание загадки.

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает:

Когда это бывает? (зимой)

1.     Беседа о зиме.

Зимушкой — зимой” в народе называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться.

Какими еще словами можно сказать о зиме? (белоснежная, холодная, морозная, зимушка)

3. Отгадайте загадку:

Я белым покрывалом всю землю накрываю,

Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне… (мороз).

В белом бархате деревья –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет … (иней).

 

Бел, да не сахар

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится… (снег).

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима)

 

-Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).

 

Декабрь-первый зимний месяц.

Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе«хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря — самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

Январь-второй месяц зимы.

Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь — зимы государь» — так в народе говорят.

 

Февраль-последний месяц зимы.

Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли«снеговеем», «ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так иговорили: «Сиверка подул» В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.

Сейчас мы превратимся с вами в ветер.

4. Физкультминутка

Вот студеною зимой.                            Дети машут руками

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу.                         Дети выполняют круговые

Он суровый и могучий.                        Движения руками.

Зайцы прячутся в кустах.                     Дети садятся в глубокий присед 

Даже хитрая лиса                                  на несколько секунд,

Притаилась и сидит,                             потом встают.

Ну а снег летит, летит.                          Дети машут руками.

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах.                     Потягивания — руки в стороны.

Скачет по полю лиса.                           Прыжки.

Ну а мы чуть-чуть пройдемся              Ходьба.

И домой к себе вернемся.                     Дети садятся за столы.

      5. Беседа о снежинках.

Воспитатель: Откуда же берется снег?

Дети: Он подает из тучи.

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде «сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.

 

Все снежинки одинаковы на цвет –

Но близнецов, поверьте, нет.

Найти похожих здесь нельзя –

Мороз старался, и не зря.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей).

Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговичок».

6. Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.

Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

 

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

7. Дыхательные упражнения.

  Дыхательные упражнения.

Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

— Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.

— Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дети берут снежинки).

— А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». (Дети дуют на снежинку).

— А теперь согреем ручки.

Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки).

 

Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.

Но все-таки и зимой можно играть, веселиться, петь и танцевать. Зимой мы отмечаем праздник «Новый год». А еще зимой очень весело играть на улице.

— Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

 

 

 

 

8. Загадки о зимних забавах.

 

1.Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).

 

2.Две новые кленовые подошвы двухметровые

На них поставили две ноги –

И по большим снегам беги (Лыжи).

 

3.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).

 

4.Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глазки-угольки, ручки-сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик).

 

9. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?»

Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная).

 

10. Игра -_викторина «Что наделала зима?»

1. Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила).

2. Метель мела и все тропинки…– (замела).

1. Река покрылась льдом и всё(заледенела).

2. Зима позвала и вьюгу и всё(завьюжила).

 

11. Игра «Назови ласково»

— Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

1. Мороз – (морозец).

2. Лёд – (ледок).

1. Холод – (холодок).

2. Метель – (метелица).

 

12. Игра «Найди лишнее слово».

— Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).

.Мороз, морозильник, мороженое, моросит.

.Снег, снегирь, снасти, снеговик.

.Холод, хороший, холодильник, холодок.

.Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.

Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.

 

13. Упражнение «Назови действие» (со снежком)

ü Зимой метель (метёт)

ü Ночью ветер в трубах (воет, завывает)

ü Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).

ü В лесу зимой голодный волк (воет)

ü На зиму медведь в берлоге (засыпает)

ü Мороз щёки и нос (щиплет)

ü Зимой вода в реке (замерзает)

ü Иней на ветках деревьев (блестит)

ü Зимой снег всё вокруг (накрывает)

ü Деревья зимой (спят)

ü Под снегом травка зимой (греется)

ü Зимой насекомые (прячутся)

-Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.

Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.

— Зачем человек зимой надевает шубу?

Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.

Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на вопросы. 

 

14. Рисование «Снежинка»

— А сейчас мы будем рисовать снежинки на «снегу» (в тарелочках с манкой).

Дети рисуют.

 

15. Рассматриваем снежинки. Подводим итог занятия.

— Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети передают друг другу снежок).

 

 

 

 

 

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в математику. Порядковый счет до 10»

Автор: Нищеглодова Наталья Николаевна

Конспект НОД

в старшей  группе «Путешествие в математику. Порядковый счет до 10»

Воспитатель МБДОУ №28 «Сказка» г. Новошахтинск

Нищеглодова Наталья Николаевна

Комплексная программа «Детство» под редакцией под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой)

Возрастная группа: старшая

Тема: «Путешествие в страну «Математика». Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательная

Цель:  закрепления порядкового счета до 10.

Задачи:

Образовательная:  умение считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур; названий дней недели, их последовательность.

Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы.

Воспитательная: воспитывать  усидчивость, доброжелательность, желание прийти на помощь.

Виды  деятельности: игровая, продуктивная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами.

Оборудование: ковер-самолет,  геометрические фигуры, игрушка-Леший, карточки с цифрами, иллюстрации сказочных героев

Ход НОД

Дети вместе с воспитателем встают в круг.

– Ребята нам  пришло письмо от волшебницы,  в письме карта. Добрая Фея пригласила нас отправиться в сказочное путешествие в четверг.

— Ребята, а сегодня какой день недели? (Четверг.) Значит, нам пора отправляться в путь.

– А  сколько всего дней в неделе? (7)

– Назовите дни недели по порядку. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

– Какой день недели идет после вторника? четверга? субботы? (Среда, пятница, воскресенье.)

– Какой день недели идет перед вторником? средой? воскресеньем? (Понедельник, вторник, суббота.)

– Какой день недели находится между средой и пятницей? субботой и понедельником? (Четверг, воскресенье.)

А теперь чтобы отправиться в страну «Математика», мы должны выбрать транспорт. Так на чем мы отправимся ? (Автобус, поезд.) Ребята, запомните, если мы отправляемся в сказочную страну, то и транспорт наш тоже должен быть сказочным и необыкновенным. Может  на ковре-самолете? (Да.)

– Для этого необходимо занять места на ковре-самолете в соответствии с цифрой на билете и цифрой на местах в нашем транспорте.

Путешествие в страну  «Математика» по карте.

– Ребята, а какие сказки вы знаете?

(Дети называют любимые сказки.)

– Смотрите, мы оказались на опушке геометрических фигур! Какой ужас! Все фигуры перепутаны. По каким признакам можно разделить эти фигуры? И на какие группы их можно разделить? (По цвету, по форме, по величине.)

– А сейчас разделимся на четыре команды: первая команда будет собирать фигуры красного цвета, вторая- желтого, третья – синего, четвертая- зеленого.  А как мы можем еще разобрать фигуры? (По форме, величине). А теперь разберите по форме. Молодцы! А сейчас по величине.

– Сколько групп у вас получилось? (3)

– Какие? (По форме, по цвету, по размеру.)

– Молодцы! Привели все в порядок. Летим дальше!

– Ребята, смотрите, перед нами река, а мост разобран. Давайте отремонтируем его. На каждой дощечке есть цифра. Для этого  дощечки с цифрами надо сложить по порядку, от 1 до 10.

– Проверим. Сосчитайте дощечки по порядку. .. Теперь посчитайте в обратном порядке.

– Назовите, какая цифра стоит перед цифрой 6, 8, 10? (5, 7, 9.)

– Назовите соседей цифр 4, 6, 9? (3 – 5, 5 – 7, 8 – 10.)

Молодцы!

– С заданием справились, мост в порядке, летим дальше.

– Ой, кто это сидит в зеленой чаще на пеньке? (Ёжик.)

– Какой он? (Грустный.) Наверное, у него что-то случилось, у него в руках конверт, а что там? (Дети видят карточки с точками и цифрами.) Как вы думаете, что случилось с ёжиком? (Он не знает цифры, у него не получается рисунок) Ребята, а вы сможете помочь ему справиться с заданием?(индивидуальная работа по карточкам). Что хотел нарисовать ёжик, но не смог? (Гриб)

– Молодцы, помогли ёжику! Пора в путь!

– Мы в сказочной стране. Кто здесь живет? (Мальвина, Буратино, Пьеро)

Давайте покажем нашим героям, как мы умеем отдыхать.

Физминутка: «Буратино потянулся»

-Что они делают? (сидят за столом, пишут, рисуют)

-Нет, они решают задачи. Поможем им? (Да)

Мальвина:

Три яблока из сада Ежик притащил,

Самое румяное Белке подарил!

С радостью подарок получила Белка.

Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (2)

Буратино:

Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело!

Сколько всех их прилетело? (7)

Пьеро:

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (5)

– Молодцы!

Мальвина приглашает всех за стол. (Дети рассаживаются.) Мальвина очень любит красивые платья. Давайте нарисуем ей красивое платье и подарим.

– Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Пора отправляться домой.

– Понравилось вам путешествие? Чем понравилось? Какие трудности встречались на пути? Сегодня вы были дружными, помогли сказочным героям справиться с заданиями. Попрощайтесь с друзьями. Нам пора возвращаться домой.

Конспект НОД по эксперементально-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Песочная радуга»

Автор: Нищеглодова Наталья Николаевна

Конспект НОД

по эксперементально-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Песочная радуга»

МБДОУ №28 «Сказка» г.Новошахтинск, воспитатель Нищеглодова Наталья Николаевна

 

Предшествующая работа:

— беседа о правилах поведения при проведении опытов;

— работа с энциклопедиями;

— чтение произведений Н.А.Рыжова «Не просто сказки», О.В Дыбина «Неизведанное рядом».

Материал:

— Демонстрационный воздушный шар- стилизованный под профессора, корзинка, коробочка с песком, рисунки по теме: «Песок в природе», « Песок в деятельности человека»;

-Схематическое изображение мокрого и сухого песка;

-Ракушки;

— Камни

-Раздаточные контейнеры с песком;

-Лупы, краски, рисунки на плотной бумаге, клеевые карандаши, одноразовые тарелки, вода, влажные салфетки.

Цель: Создание условий для развития познавательно –исследовательских интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.

Задачи:

Образовательные:

— систематизировать знания детей о песке и его свойствах;

— формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это сделать?, Что я знаю?Что сделано?);

Развивающие:

— развивать память, логическое мышление, внимание,  речь и мелкую моторику;

-развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем;

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к природе;

— воспитывать чувства ответственности и работы сообща.

Методы и приемы:

— беседа;

-наблюдение;

-создание проблемной ситуации;

-экспериментально-опытный;

-совместная деятельность с детьми.

 

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель:

 

А теперь глаза закрываем и представляем ,

Здесь и сейчас себя представляем

Что было вчера мы забываем

Что будет потом, мы не знаем

Думаем только о том, что сейчас

Хороший, красивый каждый из вас

Вы-самое лучшее, что есть на свете

Глаза открываем, здравствуйте дети.

Сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь. Вы наверно заметили, что один из гостей необычный.(обращает внимание на воздушный шарик, гелевый шарик- стилизованный под человеческое лицо, привязанный к корзине)

Это знаменитый профессор Всезнайка. Он летает по всему миру и узнает много интересных вещей. И наверно, неспроста появился у нас.

Посмотри-ка, какое у него дело к нам.

Достает из корзины коробочку. Попробуем угадать, что там находится.(понюхать, встряхнуть, если отгадаем загадку, она откроется и мы узнаем что там находится)

Из камней он появился

Зернами на свет явился

Желтый, красный, белый

Или светло- серый

То морской он, то речной
Отгадайте кто такой?

Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали, откроем коробочку. Правильно, это песок. Но посмотрите, здесь еще какое-то письмо. Хотите узнать что там написано? ( «Дорогие друзья профессор Всезнайка  рад вас приветствовать. Я знаю, что песок это, с чем вы играете в д/саду и во дворе в теплое время года. Однажды по телевизору я видел картины из цветного песка. Они были красивыми и мне очень понравились. До этого я видел только желтый песок. Мне очень интересно, откуда берется цветной песоки смогу ли я сам сделать егоцветным»)

— Ребята, что будем делать? Надо профессору помочь. Где можно провести эти исследования?

 Дети: -В лаборатории.

Воспитатель: -Вам предстоит пройти немалый путь, времени мало! До лаборатории нам поможет добраться наш профессор. (Преодолевают препятствия) Ну вот,  наконец  мы добрались до лаборатории. Прежде чем мы начнем работать, вспомним правила работы с песком. Какие вы знаете?

Дети: Нельзя кидать в лицо, обсыпаться, брать в рот, и всегда мыть руки после песка или вытирать руки влажной салфеткой.

Воспитатель: — Хорошо правила вы знаете, теперь можем приступить к работе.

Сначала мы изучим песок и объясним профессору,как можно покрасить песок.

Как вы думаете, откуда берется песок?

Дети: Песок появляется  в результате разрушения камней или  морских ракушек. (Показ камней и ракушек)

Воспитатель: — Где в природе можно много увидеть песка?

Дети: В пустыне, в горах, на берегу моря, реки.

Воспитатель: — Песок называют «полезным  ископаемым», а почему?

Дети: Песок появился много столетий назад и человек использует его в своей деятельности.

Воспитатель: — Для чего нужен песок?

Дети: Для игр, строительства, изготовления стекла и песочных часов.

Опыт 1

Воспитатель: — Я предлагаю взять стаканчик с песком и насыпать в тарелочку.

Легко ли он сыпется?

Дети : -Легко

Воспитатель: — Если песок сыпется, то он какой?

Дети: сыпучий, легкий, рассыпающийся.

Воспитатель: -Попробуйте взять его пальцами, щепотку. Легко ли его брать?

Дети: — нет.

Воспитатель: -Возьмите тарелочку с песком и потрусите, легко ли песок передвигается?

 

Дети: нет, потому что он рыхлый, сыпучий.

Воспитатель: -А как вы узнали, что песок рыхлый и сыпучий? (ответы детей)

Воспитатель: — А имеет ли песок запах? Цвет?

Дети: Нет

Опыт 2

Воспитатель: — А теперь возьмем вот такое приспособление. Кто знает как оно называется?

Дети: Лупа, увеличительное стекло, линза.

Воспитатель: — Почему его так называют?

Дети: Потому что оно увеличивает маленькие предметы, которые плохо разглядеть.

Воспитатель: — Возьмем лупу и рассмотрим,  из чего состоит песок?

Дети: Из зернышек, песчинок.

Воспитатель: — Как они выглядят?

Дети: Маленькие, кругленькие, белые, желтые, прозрачные.

Воспитатель: -Какой они расположены?

Дети: каждая песчинка лежит отдельно и не прилипает к другой, потому что между ними воздух.

Воспитатель:  — Мы сказали что песок сыпучий. Можно ли из сухого песка что-нибудь слепить?

Дети: Нет, он не держит форму

Воспитатель: — Какой можно сделать вывод о свойстве песка?

Дети: Он сыпучий, без запаха, если подуть песчинки легко разлетаются

Опыт 3

Воспитатель: -А теперь в сухой песок нальем немного воды. Что стало с водой? Куда она делась?  Каким стал песок?

Дети: Песок пропускает воду и стал мокрым и темнее. Он стал тяжелее и из него можно лепить, строить. Песчинки слиплись друг с другом,  и если подуть он не разлетается.

Воспитатель: А теперь предлагаю отдохнуть . Вы песчинки. Поднимется ветер и вы будете летать легко-легко, высоко-высоко.  Пойдет дождь и вы станете тяжелыми , не сможете летать и склеитесь. Солнце выглянет, вы высохнете, станете легкими и снова сможете летать. (Игра повторяется 2-3 раза)

Воспитатель: Продолжаем.  Какого же цвета в природе встречается песок?

Дети: Белый, желтый, красный, серый. Зависит от какого цвета камня он появился.

Опыт 4

Воспитатель: Как же можно песок покрасить?

Дети:  Покрасить цветными мелками

Воспитатель  показывает опыт. Аккуратно разминает цветной мелок и смешивает его с песком. Перемешивает.

-Что стало с песком

Дети:  Он стал цветным.

Воспитатель: — А можно использовать краски гуашь. (Выполняют экспериментр)

— А теперь предлагаю в подарок профессору нарисовать песочные картины.

Дети берут готовые рисунки, обводят по контуру рисунок клеем карандаш, наносят цветной песок, стряхивают лишний песок.

 Дети показывают свои работы.

Воспитатель: — Благодаря какому свойству песка мы смогли  нарисовать картины? (сыпучесть)

— Как удалось сделать песок цветным?

 Профессор благодарит детей за интересные работы

Профессор: А я вам приготовил, тоже из песка вкусняшки. Раздает их детям

Воспитатель: -Из какого песка профессор сделал конфеты для вас?

 

Дети: Из сахарного.

Воспитатель: — Значит песок и вправду волшебный. Он бывает сахарным, из него можно строить, получать стекло.

— Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Закрыли все глаза… скажем дружно: «Раз, два, три в детский сад нас отнеси!»

— Ну вот мы и в детском саду. Теперь профессор будет знать, откуда берется цветной песок и что может его покрасить.

А профессору пора отправляться дальше.

 

Деятельность учителя по формированию УУД при введении ФГОС 2-го поколения

Автор: Дильмухаметов Булат Вакилович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Деятельность учителя

по формированию УУД

при введении ФГОС

2-го поколения».

 

 

Содержание

1. Введение

2. ФГОСы 2-го поколения

3. Деятельность учителя по формированию УУД при введении ФГОС 2-го поколения

4. Заключение

 

 

Аннотация

Доклад «Деятельность учителя по формированию УУД при введении ФГОС 2-го поколения» посвящён введению ФГОСов 2 поколения в средней школе и деятельности учителя по формированию УУД в рамках новых образовательных стандартов.

Основным источником информации по данной теме являются выдержки из проекта «Особенности нового стандарта образования» Александра Кондакова, руководителя проекта по разработке ФГОС среднего общего образования. В докладе даны характеристики УУД, указаны основные методические принципы современного урока с примерным пошаговым планом действий учителя при разработке сценария урока. В таблице 1 дана сравнительная характеристика деятельности учителя на традиционном уроке и на уроке нового типа, рассказано также о технологии продуктивного чтения (сформулированы правила для учителей) и технологии оценивания учебных успехов (дан алгоритм действий учителя по внедрению данной технологии).

Деятельность учителя по формированию УУД при введении ФГОС 2-го поколения

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.

С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начинается переход начальной школы на стандарты второго поколения.

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это — то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования — основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

 

Основными направлениями развития общего образования являются:

1. Переход на новые образовательные стандарты

2. Развитие системы поддержки талантливых детей

3. Совершенствование учительского корпуса

4. Изменение школьной инфраструктуры

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

6. Расширение самостоятельности школ

Переход на новые образовательные стандарты определён как один из основных направлений развития общего образования.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» новый стандарт начального общего образования введён в действие с 1 января 2010 года.

Чем же прежние стандарты отличаются от новых?

Прежде всего, изменилось само понимание того, что такое стандарт.

Раньше мы понимали под стандартом фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником.

Стандарт второго поколения содержит только требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать наши дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы.

К таким требованиям относятся:

требования к результатам освоения основных образовательных программ, это является основой для проведения итоговой аттестации выпускников.

требования к структуре основных образовательных программ, это требования к организации образовательного процесса: базисный учебный план, примерные программы, по которым идёт обучение.

требования к условиям реализации основных образовательных программ, это те условия, которые обеспечивают успешную работу образовательного учреждения.

Главное отличие стандартов второго поколения состоит в том, что обучение в современной школе становится более личностным. Школа теперь не просто будет давать знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет, готов ли будет выпускник использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач в реальной жизни, в нашем современном обществе.

Основное назначение стандартов второго поколения заключается:

во-первых: в развитии системы образования в условиях изменяющихся сегодня запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

во-вторых, стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния и тенденций развития общероссийской, региональной и муниципальной систем образования, а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ. В этом отношении стандарт выполняет функцию, близкую ЕГЭ.

Ориентация образовательного стандарта на результат делает главной целью образования развитие личности ученика на основе освоения различных способов действий, формирование у него умения ориентироваться в больших объемах информации, ставить образовательные цели, оценивать полученный результат, а в конечном итоге – умения учиться.

Стандарт второго поколения должен изменить ситуацию в системе образования. С помощью стандартов в России должны быть созданы условия для становления новой образовательной системы. Новизна этой системы в том, что она должна быть ориентирована на формирование инновационной экономики. Таким образом, образовательный стандарт – это инструмент построения в России открытого гражданского общества, развития инновационной экономики.

Отличительной чертой стандартов второго поколения является также расширение общественного участия в жизни школы, и в первую очередь это касается родительского сообщества.

Родители впервые в истории отечественного образования получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой.

В стандарте зафиксированы специальные полномочия участников образовательного процесса, которые, в частности, дают родителям обучающихся право совместно со школой и общественностью определять до 20% содержания образования в начальной школе в соответствии с потребностями детей. При переходе на основную и старшую ступени этот показатель увеличивается. В старшей школе он может составлять 65%.

В Конституции РФ (ст. 43) и в Семейном Кодексе (ст. 63, 64) говорится о том, что родители «имеют преимущественное право на воспитание своих детей». Более того, там же сказано, что, «являясь представителями детей, родители обязаны защищать их права и законные интересы». Это означает, что именно родители определяют, где, как и по каким учебным программам будут учиться их дети.

В основе стандарта второго поколения лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина.

Надо отметить, что с принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт является средством обеспечения планируемого уровня качества образования.

Развитие школы всегда связано с повышением активности участия семьи в образовательном процессе. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без координации усилий участников образовательного процесса: от того, насколько родители «включатся» в образовательный процесс, зависит и достижение этих результатов, и качество образования в целом.

В стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание. На ступени начального общего образования должно осуществляться формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать её.

И самое главное – стандарты должны научить школьника пользоваться знаниями, учиться. Ведь теперь школьного багажа на всю жизнь не хватает – нужно переучиваться, доучиваться, уметь добывать знания самостоятельно.

С четвёртого класса по новым стандартам вводится новый предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей. При организации внеурочной деятельности обучающихся школа может использовать возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Сегодня выясняется, что большинство компетентностей, требуемых работодателями, формируется в возрасте до 7 лет. Дальше – это так называемая социализация. А вот свойства человеческого характера – способность быть открытым, работать в коллективе, видеть и понимать, слушать и слышать, смотреть и видеть – всё там, в детстве. Этому уже научить нельзя, поздно. Поэтому многое зависит от семьи.

Разумеется, для достижения результата, в корне меняется и роль учителя, характер его общения с детьми. Прежде всего, он перестает быть передатчиком знаний (что вовсе не освобождает от обязанности исподволь прививать детям любовь к знанию, учить добывать его и им оперировать). Объяснение материала уступит место системно-деятельностному подходу, основная цель которого: научить детей учиться.

Основную задачу школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения школьного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность школьников.

Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни – вот основные приоритеты современного образования во всём мире.

Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний. До внедрения стандартов второго поколения в основной школе есть еще небольшой запас времени, поэтому начнем с самообразования. Самоподготовку к деятельности в рамках нового стандарта можно условно разделить на три этапа: знакомство с Федеральным государственным стандартом, овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий.

Анализ текста документа Федерального государственного образовательного стандарта позволяет увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности». Он включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться.

Выделяются познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Познавательные УУД (их не следует путать с предметными) предполагают умение учащегося формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами. Коммуникативные УУД – это владение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета. Регулятивные УУД представляют собой умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Основными методическими принципами современного урока являются:

• субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

• метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

• деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

• рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

• импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Урок должен включать следующие шесть основных этапов:

• мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

• целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

• осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

• коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

• взаимопроверка, взаимоконтроль;

• рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Вооружившись знаниями об основных методических принципах и структуре урока, попробуем составить примерный план действий учителя при разработке его сценария. Во-первых, определим тип такого урока. Урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, — это проблемно-диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использованием элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В-третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5-й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6-й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка

к уроку

Учитель

пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим

ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При

подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

 

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается

конспектами с коллегами

Основные

этапы урока

Объяснение

и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины

времени урока)

Главная

цель учителя на уроке

Успеть

выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению

способов действия;

• постановке

учебной задачи и т. д.

Формулирование

заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки:

решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните),

сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите

(сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените,

измените, придумайте и т. д.

Форма

урока

Преимущественно

фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное

ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два

педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок

проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие

с родителями обучающихся

Происходит

в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют

возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с

родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная

среда

Создается

учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный

материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты

обучения

Предметные

Результаты

Не только предметные результаты, но и личностные,

метапредметные

Нет

портфолио обучающегося

 

Создание портфолио

Основная

оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование

адекватной самооценки

 

Важны

положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно

самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

 

Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. Напомним, что, по определению ЮНЕСКО, под образовательной технологиейподразумевается системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Так как в концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся, то наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя и т.д. Без сомнения, приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других. Например, технологии критического мышления, технологии встречных усилий, технологии дифференцированного обучения. К наиболее актуальным педагогическим технологиям, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС, следует отнести технологию проблемного диалога, технологию продуктивного чтения и технологию оценивания учебных успехов. Почему? Потому что, если соотнести этапы современного урока и перечень названных педагогических технологий, то можно увидеть, что на каждом этапе предполагается целостное или частичное использование одной из них. Следовательно, учитель должен не только в совершенстве знать структуру урока и уметь его проектировать, он должен в достаточной мере владеть современными педагогическими технологиями, так как без нужного багажа знаний и умений правильно организовать свою деятельность и деятельность ученика на пути к достижению поставленных целей невозможно.

Рассматривая пошаговую подготовку учителя к современному уроку, мы уже частично ознакомились с элементами технологии проблемного диалога. Целесообразным представляется также рассмотрение технологии продуктивного чтения и технологии оценивания учебных успехов.

Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области. Чтобы сформировать эти УУД, учителю необходимо знать шесть основных правил технологии продуктивного чтения.

Правило 1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (текст можно взять целиком, абзац, формулировку правила, таблицу, схему и т.п.).

Правило 2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:

• актуальную (то, о чём говорится в явном виде);

• подтекстовую (то, о чём сказано «между строк»);

• концептуальную (основная идея, главная мысль текста).

Правило 3. Определите роль данного текста на уроке:

• на каком этапе урока используется данный текст (на этапе введения нового знания или на этапе развития умений);

• какова основная цель чтения этого текста учениками на уроке – например, выполнение продуктивного задания на уроке (составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.п.).

Правило 4. Сформулируйте задания для работы с текстом с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям/автору) – о чем будет этот текст, из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т. п.. Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы, однотипные вопросы использовать не рекомендуется. Этот этап работы должен быть коротким, плавно переходящим в самостоятельное чтение.

Правило 5. Выделите в тексте места остановок во время чтения текста вслух. Остановки нужны:

• для коротких комментариев с целью облегчения понимания каких-то слов, оборотов;

• для кратких реплик, которые позволят включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста);

• для вопросов, облегчающих ученикам ведение диалога с автором. Диалог с автором можно выстроить по схеме: «вопрос к автору → прогнозирование своего ответа → проверка своих предположений».

Все вопросы, комментарии к тексту должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – обеспечить его глубокое понимание.

Правило 6. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения – вопрос на осмысление концептуальной (основная идея, главная мысль) информации или организуйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.

Применение данной технологии, позволит учителю создать условия для формирования не только познавательных УУД, но и коммуникативных, т. к. подразумевается речевое взаимодействие участников процесса.

Рассматривая деятельность учителя в условиях введения ФГОС, следует также помнить о третьей составляющей «Результатов образовательной деятельности», регулятивных универсальных учебных действиях. Если в процесс обучения будет внедрена специальная система, например, технология оценивания учебных успехов, то это будет способствовать формированию у школьников регулятивных универсальных учебных действий, повышению качества предметных знаний, воспитанию ответственности, целеустремлённости, самоорганизации.

Рассмотрим алгоритм действий учителя по внедрению данной технологии в образовательный процесс.

1. Обсудите с учениками цели оценивания в школе.

Во-первых, постарайтесь объяснить ученикам, что оценки и отметки нужны не для того, чтобы старшие контролировали их, а не для того, чтобы они боялись получить плохие отметки или любой ценой старались получить хорошие.

Во-вторых, расскажите, зачем нужны изменения. А они нужны, чтобы каждый научился самостоятельно определять, что у него получается хорошо, а что пока ещё плохо, чтобы каждый научился радоваться достижениям и преодолевать неудачи. А для этого необходимо изменить сложившиеся за долгие годы правила оценивания.

2. Объявите ученикам и обсудите с ними новые правила оценивания (минимум технологии).

1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое, особенно успешное действие. Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение тестовых заданий).

2-е правило. «Кто оценивает?». Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку.

3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, демонстрирующую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.

3. Обучите своих учеников алгоритму самооценивания.

1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?

6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?

4. Регулярно используйте самооценку на всех уроках.

На уроке ученик

сам определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает

выполненное задание. Учитель имеет право корректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

За письменные задания

оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право исправить

эту оценку и отметку, если докажет (в диалоге с учителем), что она

завышена или занижена.

 

5. Изучите остальные правила технологии, чтобы по мере возможности внедрять и их в свою педагогическую практику.

4-е правило. «Где фиксировать отметки?». Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

5-е правило. «Когда ставить отметки?».

За задания, выполненные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждое задание проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.

6-е правило. «По каким критериям различать оценки?». Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки:

Необходимый уровень (типовая задача – «хорошо»);

Повышенный уровень (нестандартная задача – «отлично»);

Максимальный (необязательный) уровень (сверхзадача – «превосходно»).

7-е правило. «Как выводить итоговые оценки и отметки?». Итоговые оценки и отметки рекомендуется определять за учебный модуль (блок тем), который изучался за отрезок учебного времени (четверть, год). Итоговая оценка — характеристика уровня продемонстрированных умений. Итоговая отметка – среднее арифметическое текущих отметок (выставленных с согласия ученика) и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их пересдачи.

Представленная технология универсальна и может быть эффективно использована в любой образовательной области, так как, научившись, осуществлять самооценку в процессе обучения, школьник, без сомнения, успешно применит приобретенные навыки в любой жизненной ситуации.

Рассмотрев лишь отдельные стороны педагогической деятельности учителя на современном этапе, приходим к выводу: чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения». Он должен непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, учиться по -новому проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения обучающихся, учиться по-новому взаимодействовать с их родителями. Если учитель открыт для инноваций и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Занятие оригами 5-6 лет

Автор: Величко Евгений Фёдорович

Тема занятия: «Путешествие по стране Оригамия»

Цель:

Обобщить знания детей об изученных базовых формах оригами и закрепить навыки по складыванию листа бумаги в разных направлениях.

Задачи:

— Развивать такие познавательные процессы как, восприятие, внимание, память, логическое мышление;

— Развивать мелкую моторику, согласованность обеих рук;

— Формировать умение пользоваться пооперационной картой;

— Упражнять в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов;

— Прививать  детям доброе отношение к сказочным героям и желание помочь им.

Материал: Письмо, «карта», пошаговый образец складывания оригами, квадраты бумаги (по цвету), прямоугольная бумага, волшебная палочка, клей, аудиозаписи, фигуры королей, камень с надписью, стрелки, коробки, ткань, звери, домики, клей.

«Писхолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР»

Автор: Ливада Ирина Петровна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, у которых сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении речевой функциональной системы, влияющие на становление высших психических функций, т. е. дети, имеющие первично –нарушение речи (по психолого-педагогической классификации – общее недоразвитие речи (далее – ОНР) I – III уровня ) (по Р. Е. Левиной), по медико-педагогической классификации – моторная алалия, дизартрия, ринолалия, дисграфия и дислексия)

У значительной части обучающихся отмечаются такие особенности речевого поведения как незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.

В настоящее время контингент обучающихся с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Эти изменения обусловлены таким, например, позитивным фактором как:

— влиянием позитивных результатов деятельности логопедической помощи в дошкольных организациях для детей с нарушениями  речи, которые позволили минимизировать воздействие первичного речевого дефекта на общее психическое развитие ребенка и его обучаемость.

И негативным фактором:

— возросшей распространенностью органических форм речевой патологии, нередко в сочетании с другими (множественными) нарушениями психофизического развития.

В ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» поступают дети с тяжёлыми нарушениями речи.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, т.е. вследствие парезов или паралича органов артикуляции.

Моторная алалия – это отсутствие или недоразвитие речи органического генеза вследствие запаздывания созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии – нейробластов.

У учащихся с ОНР выявляется несформированность  не только речевой деятельности, но и ряда моторных и высших психических функций.

Перечисленные особенности обучающихся с ТНР обуславливают  трудности, возникающие в процессе учебной деятельности, а также выступают в качестве основания для реализации коррекционной направленности образовательного процесса.

В новой социально-экономической реальности XXI века повышаются требования к уровню образованности, развитию и социальной адаптации подрастающего поколения в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Это касается всех без исключения школьников, даже если они имеют какие-либо проблемы в развитии. Таким образом, с 1 сентября 2016 года был введен ФГОС начального общего образования (далее – НОО) обучающих с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Реализация ФГОС предусматривает достижение лучших для данного учащегося в данных конкретных условиях успехов, которые могут быть достигнуты при правильной организации обучения.

А правильно организовать обучение поможет АООП НОО обучающихся с ТНР. Это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений  развития и социальную адаптацию.

А реализация программы коррекционной работы обеспечивается видеопроекционным  оборудованием,  индивидуальными  логопедическими  зондами, зеркалами, лингводидактическими  комплектами,  специальным  дидактическим материалом для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции (компенсации) дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи,  профилактики  и  коррекции  нарушений  чтения  и  письма,  специальными компьютерными программами по диагностике и коррекции нарушений речи.

На сегодняшний день в арсенале всех педагогов ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Остановлюсь подробнее на некоторых методах и приемах, технологиях коррекции речи.

1. Артикуляционная гимнастика, которая дается детям нелегко, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир Веселого Язычка, мы добиваемся того, что у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады. Актуальным является совмещение артикуляционной гимнастики с упражнениями для развития мелкой моторики пальцев.

2. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность. В связи с этим в системе обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями предусматриваются коррекционные занятия и упражнения в этом направлении.

Упражнения для мелкой моторики

— пальчикова гимнастика

— здоровьесберегающие технологии: биоэнергопластика (синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь. Принцип биоэнергопластики — сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата.), массажеры для рук (Су-Джок, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными предметами, массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами и т. п.)

— работа с крупами, макаронами (аппликации, рисунки)

— шнуровка

— пальчиковый театр

— упражнения на листе бумаги (подготовка руки к письму) и др.

3. Песочная терапия способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Этот материал очень нравится детям. Они могут довольно продолжительное время создавать песочные сюжеты, что говорит о развитии устойчивости их внимания.

Вряд ли найдется много людей, которые в детстве не играли в песочнице. Но, строя замки из песка, едва ли кто-то из детей задумывается, что они таким образом  выражают свои чувства и отношение к окружающему миру. Сегодня учеными разработано целое направление — песочная терапия, которая помогает не только детям, но и взрослым.

Кинетический песок поспособствует развитию воображения и творческих способностей, логического и образного мышления, памяти, внимания, речи и моторики. Песок приносит немалую пользу и в подростковом возрасте, когда сложно выражать открыто свои чувства и делиться переживаниями. Для освобождения от внутреннего напряжения можно заняться изображением на песке пугающих образов или нарисовать предполагаемый выход из сложной ситуации. Не менее полезен кинетический песок и для взрослых. Ведь игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения. 

4. Технология обучения на основе схемных знаков и модулей

Мнемотехника – это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно помогает решить ряд задач.

Такие приемы особенно важны для младших школьников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

5. Театрализованная деятельность позволяет развивать фонематическое восприятие, совершенствовать слоговую структуру слов, автоматизировать вызванные звуки речи, пополнять, уточнять и активизировать словарный запас, уточнять структуру предложений, совершенствовать связные высказывания. На таких занятиях дети преодолевают робость, страх, раздражительность, негативизм, упрямство, замкнутость и пр.

Традиционно в конце учебного года школьный кукольный театр радует детей новыми постановками. Зрители завороженно следят за игрой кукольников, подбадривая их аплодисментами. В течение часа дети эмоционально  сопереживают происходящему на театральной ширме: смеются, грустят, поют вместе со сказочными героями.

6. Введение компьютерных технологий на сегодняшний день является новой ступенью в образовательном процессе. Использование компьютера в логопедической работе с детьми способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом.

7. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что успешная реализация ФГОС НОО обучающихся с ТНР невозможна без организации коррекционно-развивающей образовательной среды. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях.

Взаимодействие специалистов является важной частью адаптивной образовательной среды.

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии – сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью педколлектива является помощь ребенку с ОВЗ в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка с ОВЗ позволяет предотвратить или смягчить нарушения.

 

 

 

 

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Автор: Чернова Марина Ивановна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Автор Чернова Марина Ивановна, преподаватель физической культуры

ГБПОУ «Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли»

   Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

    Как показывает практика, большинство людей осознает ценность здоровья только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой. Современный человек, хорошо зная, что полезно и что вредно, очень часто поступает неразумно по отношению к своему здоровью. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни (ЗОЖ). Одни становятся жертвами гиподинамии, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с неизбежным развитием в этом случае ожирения, атеросклероза, сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервозны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

   В данной работе мы попытались выявить реальное отношение студенческой молодежи к ЗОЖ. В исследовании приняли участие 50 студентов (среди которых 22 юношей и 28 девушки) колледжа. Основным методом исследования было выбрано анкетирование. Анкета включала в себя вопросы, касающиеся как возраста, пола, места проживания, так и отношения к вредным привычкам, правильному питанию, занятиям физическими упражнениями, ЗОЖ.

     В результате проведенного исследования выяснилось, что 43 % юношей и 41% девушек имеют вредные привычки, 56% опрошенных студентов предпочитает проводить свободное время дома, сидя за компьютером, 30 % — проводят свободное время, гуляя с друзьями, 24% — занимаются физическими упражнениями и 10% — вообще не имеют свободного времени. Анкетирование показало, что студенты не уделяют должного внимания правильному питанию. Так только 15% юношей и 9% девушек стараются соблюдать правильный режим питания. 30% юношей и девушек в основном тратят достаточно средств на приобретение витаминов, полезных продуктов питания и т.п.

    Из числа опрошенных 64% студентов имели прежде опыт занятий различными видами спорта, 34% студентов продолжают заниматься физическими упражнениями, 40% опрошенных студентов не могут позволить себе занятия в различных спортивных секциях из-за отсутствия у них свободного времени. 34% респондентов уверены, что занялись бы спортом, если бы начали новую жизнь. 52% юношей и 60% девушек никогда не выполняли утреннюю гигиеническую гимнастику, в то время как информацию о ее положительном влиянии на организм человека они получали с самых ранних лет. 41% опрошенных студентов считают, что здоровый образ жизни способствует успеху в других сферах человеческой деятельности. Но юноши реже задумываются о правильности своего образа жизни, чем девушки. Большинство студентов считает, что для поднятия жизненного  тонуса необходимы: соблюдение режима дня, занятие спортом и постоянные прогулки. 84% студентов считает, что абсолютно здоровая нация это иллюзия. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что при имеющейся тенденции постоянного увеличения количества студентов со специальной медицинской группой у современной молодежи здоровье не является приоритетом и у них не сформированы навыки здорового образа жизни.

    Поэтому устранение искажений в образе жизни молодого человека становится задачей не только сферы здравоохранения, но также культуры и образования. Сущность здоровья, систему знаний о нем и его укреплении должны раскрывать медицинские работники, педагоги, ученые. Человека необходимо обучать здоровью и формировать у него внутреннюю позицию, выражающуюся в соединении необходимости полноценной, активной и продолжительной жизни, и соответствующих способов решения этих проблем. Провозглашая формирование ЗОЖ, возможно устранить причины возникновения болезни, сделав профилактику основным методом сохранения здоровья человека. Необходимо научить людей расслабляться и снимать напряжение не за счет употребления алкоголя и сигарет, а благодаря занятиям спортом, физическими упражнениями, различными видами художественного творчества. Каждый гражданин должен, прежде всего, сам создать собственное здоровье, а не искать его в больницах. Важно формировать у молодого человека непреодолимое желание сохранять и укреплять свое здоровье.