Профессиональной ориентации старшеклассников. Теория и практика

Автор: Азямова Светлана Николаевна

 

Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными учеными — К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др. Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации подрастающего поколения, располагает исследованиями Ф. Парсонса, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.

 

Профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека», поскольку от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

 

Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии.

 

Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии — важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника. Переход на предпрофильное и профильное обучение актуализировал необходимость проведения специальной работы, направленной на оказание учащимся и родителям помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных способностей и возможностей.

 

К концу девятого класса выпускник должен сделать определенный выбор. Существует два способа выбора. Первый способ — «проб и ошибок». Когда ученик выбирает профиль обучения или учебное заведение вслепую. И второй способ — когда ученик, изучив самого себя, овладев знаниями и умениями в 5-9 классах, ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно делает этот выбор. Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они делают этот выбор под действием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых или друзей). При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.

 

Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Причиной этого является недостаточные знания о конкретных особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными способностями и возможностями. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.

 

В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

 

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.

 

Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

 

Характерное приобретение ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план — это план потенциально возможных действий. В содержании планов существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.

 

Главное противоречие жизненной перспективы юношей — недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают «фантазийностью». Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.

 

Ещё один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы, которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к “ненужным” учебным дисциплинам, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди младших подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

 

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение — это главное достижение успеха в профессиональной деятельности.

 

Составными компонентами профориентационной работы являются:

 

— профессиональное просвещение;

 

— изучение школьников в целях профориентации;

 

— профессиональная консультация;

 

— профессиональный отбор;

 

— социально-профессиональная адаптация молодежи.

 

 

 

Сценарий сказки «Царевна – лягушка» по мотивам русской народной сказки старший дошкольный возраст

Автор: Слесарева Наталья Викторовна

Сказочница: В некотором царстве, в некотором
государстве

Жил-был царь

А с ним три сына.

Старший – рослый был детина.

Кажется, на три аршина.

Силы в нем хоть отбавляй.

Каждый день ел каравай.

Сила есть – ума не надо,

Поговорка так гласит.

Наш Ерема статен. Ладен.

Но не очень башковит.

 

 

Сценарий сказки «Царевна – лягушка» по мотивам русской народной сказки старший дошкольный возраст

Автор: Слесарева Наталья Викторовна

Сказочница: В некотором царстве, в некотором
государстве

Жил-был царь

А с ним три сына.

Старший – рослый был детина.

Кажется, на три аршина.

Силы в нем хоть отбавляй.

Каждый день ел каравай.

Сила есть – ума не надо,

Поговорка так гласит.

Наш Ерема статен. Ладен.

Но не очень башковит.

 

 

Сценарий сказки «Царевна – лягушка» по мотивам русской народной сказки старший дошкольный возраст

Автор: Слесарева Наталья Викторовна

Сказочница: В некотором царстве, в некотором государстве

Жил-был царь

А с ним три сына.

Старший – рослый был детина.

Кажется, на три аршина.

Силы в нем хоть отбавляй.

Каждый день ел каравай.

Сила есть – ума не надо,

Поговорка так гласит.

Наш Ерема статен. Ладен.

Но не очень башковит.

 

План – конспект открытого занятия по теме: «Творчество Виктора Цоя на занятиях по гитаре»

Автор: Митрофанова Алевтина Леонтьевна

План – конспект открытого занятия по теме:

«Творчество Виктора Цоя на занятиях по гитаре».

Конспект НОД «Ух ,ты зимушка, зима» с ИКТ во второй младшей группе ОО «Познавательное развитие».

Автор: Филимонова Наталья Петровна

Конспект НОД «Ух ,ты зимушка, зима» с ИКТ во второй младшей группе ОО «Познавательное развитие».

Образовательная область: Познавательное развитие

Цель: Развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Задачи:

Воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе, учить следить за изменениями в природе;воспитывать способность к сотрудничеству; чувствовать себя членом детского коллектива;воспитывать интерес к окружающему миру.

Развивающие:развивать связную речь через наблюдение за природными явления;развивать эмоционально положительное отношение к природе.

Образовательные:продолжать знакомить детей с природными явлениями, происходящими зимой;закреплять знания о зиме, полученные ранее;формировать представления о свойствах снега.

 

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята! Скажите, а какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Зима – чудесное время года. А вы любите зиму? А почему?

Дети: Ответы

Воспитатель: Ой, ребята, я совсем забыла! к нам в группу пришло письмо от Белочки. Прочтем его?

Дети: Да!

Воспитатель: «Дорогие ребята! Снежная Королева заколдовала все припасы животных и нам совсем нечего есть. Помогите нам расколдовать их!» Ну что, детки, поможем животным?

Дети: Да

Воспитатель: А для этого мы отправимся в зимний лес. Готовы?

Дети: Да 

     Воспитатель: На прогулку в лес пойдем, все припасы мы вернем, надеваем шапки, шубы, рукавицы, сапоги и пошли.

Загадка, двери отвари, в лес волшебный нас впусти.

Ребята, чтобы нам попасть в волшебный лес нужно отгадать загадки. Справимся?

Дети: Да.

Воспитатель: С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла. (зима)

Правильно, ребята, отгадали. Посмотрите на экран: что это? (Слайд № 2,3)

Дети: Зима

Воспитатель: Следующая загадка:

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой. (снежинки)

Правильно, ребята, отгадали. Посмотрите на экран: что это? (Слайд № 4)

Дети: Снег, снежинки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы попали в Сказочный лес. А вот и первое задание нам оставила Снежная Королева. Давайте заглянем под сугроб.

Дети направляются к первому сугробу, поднимают снежное покрывало.

Воспитатель: Нужно понять, что это, и постараться ответить на вопросы. Что это, ребята?

Дети: Ваза

Воспитатель: А ваза – то не пустая, в ней что-то лежит. Что в ней лежит? Как вы думаете?

Дети: Лед.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Холодный, мокрый, прозрачный и т. д.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдет с льдинками, если их поддержать в ладошке?

Дети: Растает, появится вода.

Воспитатель: Почему лед растает?

Дети: Ладошки теплые.

Воспитатель: Правильно, под действием тепла лед тает и превращается в воду. Посмотрите на экран и увидите как тает сосулька на солнышке. (Слайд № 5) Умнички, ребята, мы справились еще с одним заданием. Но расслабляться нам еще рано! А вот и наша белочка, прибежала к нам, чтобы немного с нами полепить снежки!

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок слепили

Круглый , крепкий , гладкий

Но совсем, совсем не сладкий 

Раз подбросим , два поймаем ,три уроним и сломаем.

Вот еще одно задание от Снежной Королевы. Посмотрите, что лежит у наших ног?

Дети: Снежинки

Воспитатель: Ребята, посмотрите, все снежинки одинаковые?

Дети: Нет

Воспитатель: Чем они отличаются?

Дети: Одни снежинки большие, а другие маленькие.

Воспитатель: Наша задача заключается в следующем: после того как зазвучит музыка, мальчики будут собирать большие снежинки, а девочки – маленькие. Итак, начнем. Молодцы, ребята. Все справились?

Дети: Да.

Воспитатель: А пока мы с вами собирали снежинки, Снежная Королева прислала последнее задание: нам нужно отгадать загадки о животных, чей корм заколдовала Снежная Королева.

(Слайд 6)

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой.

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берёт.

Грозно может зареветь

Косолапый зверь….( Медведь)

Воспитатель: Слайд 7:

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?..( Белка)

Воспитатель: Слайд 8:

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку…( Заяц)

Воспитатель: Слайд 9:

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее ….( Лиса)

Воспитатель: Слайд 10:

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это — …( Волк)

Воспитатель: Посмотрите на экран. Что вы там видите? (Слайд 11)

Дети: Корм. Еда для животных.

Воспитатель: Разный корм здесь есть, а скажите, что больше всего любит есть белочка?

Дети: Орешки.

Воспитатель: А вот орешков для Белочки то и нет. Давайте поможем белочке и сделаем орешки для нее, иначе очень голодно будет ей зимой. Согласны?

Дети: Да.

Дети делают орешки из коричневого пластилина

Вот теперь есть корм всем животным. Теперь порядок в лесу?

Дети: Да!

Воспитатель: Справились мы? Расколдовали корм?

Дети: Да.

Воспитатель: Возвращаемся обратно в детский сад. Закроем глаза. «Сказка двери отвари, в детский сад нас возврати». 

3. Заключительная часть. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

— Что нового вы узнали сегодня, ребята? Что было трудно? А что было для вас легко? Что было самым интересным? Что вы сегодня расскажете мамам и папам?

-Ребята, давайте, мы похлопаем сами себе! Вы, молодцы!

 

Тема урока: «Числа от 1 до 10. Закрепление пройденного».

Автор: Карданова Светлана Хасанбиевна

Здоровьесберегающие:

Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.

Осуществлять контроль за позой учащихся во время работы за партой.

Коммуникативные УУД

Формируем умение слушать и понимать других.

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.

Познавательные УУД

Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Всероссийская олимпиада «13 элемент. Alхимия будущего»

Автор: Васильева Александра Олеговна

Олимпиада «13 элемент. Alхимия будущего» – это всероссийский конкурс научно-исследовательских работ школьников 5-11 классов.Основной целью конкурса является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей школьников в естественно научных предметах (математике, физике, химии и информатике). За 7 лет число участников олимпиады достигло 1500 из 20 регионов России и Ближнего Зарубежья.

Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.

Автор: Ахметшина Олеся Ядкаровна

Конспект  урока физики в 8 классе

учителя МБОУ  ЛИЦЕЯ№3 ГОРОДА Сургут

Ахметшиной О.Я

Тема: Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел.

Два рода электрических зарядов.

 

По дорогам Севера

Автор: Кожевникова Оксана Николаевна

Методическая разработка занятия  направлена на знакомство учащихся с многообразием и богатстве родного края в разучивание песен ямальских композиторов. Данные пособия являются методической помощью специалистам, работающим в детских учреждениях дополнительного образования, школах, детских садах, ведущим практическую деятельность по реализации образовательных программ в области вокального искусства на территории г. Новый Уренгой.