Обучение грамотному письму в начальной школе

Автор: Кожина Вера Николаевна
Орфографическое чтение
Орфографическое чтение (проговаривание). Дети, с ведущим слуховым каналом восприятия информации только в том случае оказываются в разряде грамотно пишущих детей, если они очень долго читали вслух по слогам, вслух, орфографически (то есть так, как написано в книге) мо-ло-ко, пе-ре-нес-ли. Давайте попробуем разобрался отчего это происходит? Если заглянем в любой класс на урок, то услышим только орфоэпическую речь и везде преобладающее орфоэпическое чтение. К такой ситуации мы привыкли. Орфоэпическая речь хороша в устных общениях, она помогает передать мысли и чувства, выразительность. Скорость и темп – высокие, что немаловажно при передачи информации. Зато сколько такая речь дает школьникам ошибок, когда после орфоэпического чтения их заставляют писать грамотно. Для многих детей это непосильно, они остаются с 1 класса безграмотными. Наше чтение далеко расходится с написанием. Например, слова «помог ему» в литературном языке произносятся приблизительно так: памок йему. Очень точно записать звуки буквами в данных словах невозможно: и букв таких нет в алфавите, и само произношение отдельных звуков в словах деформировано, и трудно уловить, какой на самом деле звук. Значит в слове «помог» звучит в первом слоге то ли «а», то ли «ы», то ли «о». Что-то среднее между этими звуками. Хорошо ли это или плохо? Это зависит oт цели, на которую направлена речь. И сколько такая речь доставляет нам хлопот, когда мы вынуждены распутывать ее с помощью правил, чтобы написать правильно слово.
А что, если пойти по другому пути и научиться читать, как написано слово, не отступая ни на долю от звука, от буквы? Почему бы не произнести первый слог с «о», а в конце пусть четко прозвучит «г», а не «к». А ну-ка, произнесем три раза «помог, помог, помог»! Звучит-то совсем другое слово: не «памок», а «помог». Значит одно и то же слово может быть произнесено по-разному: орфографически и орфоэпически, то есть так, как мы пишем, и так как мы говорим.
Первые шаги орфографического чтения можно наблюдать в первом классе, когда обучают детей чтению и написанию слов. Но это лишь первые шаги в сентябре. А дальше все идет вверх тормашками: учим правила и с их помощью пытаемся исправлять деформированные слова в устном произношении. А в учебниках русского языка, в методиках, в разработках уроков многовато сложных (научно обоснованных) формулировок и правил. Ученики тонут в огромном количестве орфограмм. Да и сколько надо знать этих правил, чтобы в долю секунды не ошибиться в их применении. Ведь в диктантах есть предложения с 11 орфограммами (В морозный денек я вышел из лесной сторожки на охоту).
А что мешает учителям пойти по пути орфографического чтения при обучении правописанию? Дети, хорошо владеющие орфографическим чтением, читают намного лучше, правильнее и обычным, орфоэпическим чтением. Значит, два вида чтения не исключают, не мешают друг другу, а помогают одно другому. Почему это происходит? У языка есть свои законы. И эти два вида чтения подчиняются каждый своему закону. При орфографическом чтении цель направлена на четкость произношения, на запоминания состава звуков в каждом слове. Темп чтения замедлен, само чтение монотонно. Это кажется нам чуждым, но отдаленно знакомым. Такое чтение звучит гласно, в полный голос. При орфоэпическом чтении картина меняется: чтение имеет цель передать мысли и чувства, слова сливаются в фонетический «комплекс», отдельные звуки в словах неясны, нечеткие, только ударный слог выделяется на фоне безударных. Скорость высокая, что немаловажно для передачи информации. Теперь надо соединить два вида чтения. А как это сделать? Очень просто: сначала прочитай так, как мы пишем, а потом так, как мы читаем. Звуковая графическая форма слова навсегда останется в памяти, если слово повторено многократно. А если мы бы чаще применяли орфографическое чтение, четко произносили слова, развивая орфографическую зоркость, дети писали бы быстрее и свободнее, без сомнений и опасений.
Далее возникает вопрос: а сколько раз надо произнести слово, чтобы оно осталось в памяти. Вот с этого все и начинается. Слова, которые нельзя проверить правилом, пишем на отдельных листочках размером 6 на 30 см., стандартным крупным шрифтом, буквами высотой 3 см. Орфограмма выделяется красным цветом. Расчет таков: четко произносимое несколько раз слово по буквам будет написано правильно. Ежедневное повторение перейдет в привычку и для учителя и для детей. Дети привыкают к более четкому произношению слов. После короткой тренировки можно было безошибочно проверить 20 слов на слух. Ни у кого не вызывает сомнений правильность такой проверки. На уроке можно взять наугад десять слов, предупредить, что дети должны успеть прочитать слова и запомнить их, чтобы потом произнести орфографически. Такой прием рассчитан на обострение внимания и на технику чтения, повышает интерес к слову. После опроса нескольких человек, слова снова показываются на 2-3 секунды, дети проверяют, правильно ли они прочитали их. Затем произносит слова учитель орфографически, и дети обязательно повторяют вслух 3-4 раза. Таков первый этап со словами.
А как же правила? Правила – теоретическая часть правописания. Мы должны выучить правило, затем написать, напечатать это слово по правилу. Когда оно написано, то стоит произнести его орфографически несколько раз и оно останется в памяти движений артикуляций, как работа пальцев в музыке. Правила обогащают знания о языке с познавательной стороны, но не с практической. Ни зрение, ни шрифт, ни размер, ни цвет букв, ни правила не помогут ученику, если слово не будет произнесено орфографически.
Орфографическое чтение дает очень хорошие результаты при изучении слов с непроверяемыми написаниями (см. фрагмент урока Приложение № 3).
В разных источниках по-разному определяется количество словарных слов для ознакомления на одном уроке и необходимое количество повторных восприятий, также их распределение по времени.
При определении оптимального количества слов (1 класс – 2-3 слова; 2 класс – 3-4; 3 класс – 4-5; 4 класс – 6-7) для первичного восприятия, я все слова из программных списков разделила на определенные группы. Для перевода информации о написании слов из кратковременной памяти в долгосрочную необходимо постоянное повторное воспроизведение.
Разумеется, орфографическое чтение не панацея, но активно используя эту методику на протяжении нескольких лет, я добилась хороших результатов, подтверждаемых контрольными срезами.

2022г.(п Хани Некрюнгринский р РС (Якутия)Кожина Вн Обучение грамотному письму в начальной школе.docx

ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ»

Автор: Фрышкина Светлана Борисовна
Использование инновационных технологий обучения на практических занятиях по предмету: «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
F53C7744-002A-40C4-8A5E-713970FE180B.jpeg

Что такое перевёрнутое обучение

Автор: Агафонов Александр Владимирович
Что такое перевёрнутое обучение. Если объяснить упрощённо и образно, то перевёрнутое обучение — это когда классную работу обучающиеся делают дома, а домашнюю — в классе. Чтобы познакомить с темой, обучающимся дают материалы для самостоятельного изучения (видеолекции), а занятия с преподавателем служат для обсуждения темы, о которой учащиеся уже кое-что узнали, и для проверки того, насколько хорошо они этот материал поняли.
ДОКЛАД. Что такое перевёрнутое обучение.pdf

Развитие хореографической пластикипосредством игрового стретчинга

Автор: Репкина Марина Александровна
Партерная гимнастика позволяет развить и укрепить природные данные ребенка, а также способствует выработке необходимой выворотности, устранению разнообразных недостатков, приобретению навыков самоконтроля. Хореографическая партерная гимнастика необходима на всех годах обучения с детьми, дополняя основной процесс обучения.
Развитие хореографической пластики.docx

Подготовка педагогов объединения социально-гуманитарной направленности в тренд-сессиях и педагогических конкурсах профессионального мастерства ( из опыта работы)

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-ом классе на тему «Число семь, цифра 7»

Автор: Рындина Евгения Геннадьевна
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-ом классе на тему «Число семь, цифра 7»

Технологическая карта открытого урока число 7, цифра 7.docx

Применение информационных технологий в спорте

Автор: Бубнова Оксана Анатольевна
C момента объявления цифровизации
спорта в Татарстане и городе Набережные Челны, была проведена работа в АИС «Мой спорт», начиная с изучения инструкций и ознакомления методистов, тренеров, спортсменов и их родителей с новой системой ведения и учета спортивной подготовки детей, заканчивая ежедневной работой в АИС «Мой спорт», которая помогает сократить время на подготовку отчетов и позволяет обмениваться
информацией с любой аудиторией в электронном виде.
Применение информационных технологий в спорте.pdf

Методы исследования в начальной школе.

Автор: Ирина Ивановна Ермолаева
Формирование познавательной активности, развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.
Методы исследования в начальной школе.docx

Стратегии запоминания

Память. Кратковременная память. Долговременная память. Механическое запоминание. Проблема памяти. Сон. Ассоциации. Общие приемы ассоциаций. Осмысление информации. Метод Ричарда Фейнмана. Структура. Внимание. Визуализация. Кривая забывания.Алгоритм повторения информации

Основные дидактические принципы обучения изобразительному искусству в школе

Автор: Толокова Яна Олеговна
Презентация посвящена основным руководящим положениям, которые лежат в основе обучения. В практике работы с детьми необходимо учитывать принцип научности, принцип наглядности,принцип сознательности и активности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип прочности усвоения знаний, принцип связи теории с практикой
Основные дидактические принципы на уроке изо.pptx