Доклад «Работа с детьми с ОВЗ в условиях групп общеразвивающей направленности»

Автор: Заплатина Светлана Михайловна

Впервые в истории отечественного образования в 2012 году был принят Закон «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Это и признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, и повышение требований к дошкольному образованию, при котором детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе.

Но тенденция нашего времени такова, что с каждым годом становится все больше детей, которым по состоянию здоровья требуется особое внимание и индивидуальный подход в воспитании и обучении.

Программа «Детство»

Автор: Абдуллаева Дилавар Нариман Кызы

 

Автор

Отличия

Соответствие ФГОС

Результат

Программа «Детство» Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др

 

 

 

 

 

Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей. Принципиальным отличием Программы от большинства программ является исключение из образовательного процесса детей 3-6 лет учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения Программы. Поэтому основа современной программы — это понимание существенных отличий и особенностей дошкольного детства России ХХI века. Программа строится с учетом того, что современный дошкольник достаточно ориентирован в своем ближайшем окружении, настоящем и будущем, поэтому предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам ребенка. На их основе определяются результаты освоения образовательных областей, что ярко отличает программу «Детство» от других программ.

Таким образом, можно сделать вывод по задачам образовательных программ. У таких программ, как «Золотой ключик», «Детство» и ФГОС абсолютно совпадают задачи. Они направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. На создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. А также, на формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и т.д. Анализируя принципы содержания ФГОС, мы выделяем такие принципы, как понимание детства как уникального самоценного периода в общем развитии человека, полноценное проживание ребенком всех этапов детства и ориентация образования на развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка, развитие и гармонизация эмоциональной сферы, формирование нравственных качеств личности и социализацию ребенка. Данные принципы совпадают с образовательными программами, такими как «Детство», «Истоки». С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования подразумевают,

что ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок продляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

 

План НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (декоративное рисование) в средней группе на тему «Знакомство с мастерами изготовления дымковской игрушки»

Автор: Манькова Светлана Викторовна

План НОД (декоративное рисование)

Тема: «Знакомство с мастерами изготовления дымковской игрушки»

Программные задачи:

1. Образовательная: познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства; развивать самостоятельность и аккуратность.

2. Техническая: учить составлять узор в полосе, украшая его кругами одного цвета, рисовать круги безотрывным движением руки всем ворсом.

3. Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к мастерам народных промыслов.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: дымковские игрушки, лист для показа, кисть, гуашь.

Раздаточный: полоски бумаги размером 15×20 см, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки (по количеству детей).

Интеграция:

«Познавательное развитие»;

«Социально-коммуникативное»;

«Физическая культура».

Ход занятия

I. Вводная часть. Введение в игровую ситуацию

1. Вызов интереса и постановка цели

Прочитать стихотворение:

— «Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы — простой узор,

Но отвести не в силах взор».

Рассказать, что нарядные, яркие игрушки сделаны из глины, покрыты белой краской, а затем расписаны яркими узорами.

2. Рассматривание дымковских игрушек

— Из каких элементов состоит дымковская роспись?

— Из прямых линий, которые нарисованы горизонтально и вертикально, образовав квадратики; точки; мазки, кружочки, волнистые полоски, пятнышки.

— Какого цвета?

— Красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие.

3. Показ и объяснение последовательности рисования

— Провожу горизонтальные линии слева на право, затем рисую вертикальные сверху вниз, вначале посередине провожу прямую линию, а затем слева и справа, после этого украшаю кружочками (безотрывным движением руки всем ворсом).

4. Закрепление последовательности работы

— С чего начнём рисовать?

— Что будем рисовать потом?

— Как будем рисовать кружочки?

II. Выполнение работы детьми

1. Общие указания:

— Рисуйте аккуратно.

— Лишнюю краску снимайте о край банки.

— Хорошо промывайте кисть, осушайте её о тряпочку.

2. Индивидуальная работа:

Оказать помощь детям, испытывающим затруднения.

III. Подведение итогов работы

Выложить все работы на пол.

Рассмотреть рисунки, сказать какие узоры ребята нарисовали, назвать их цвет и форму.

 

«Проектные задания на уроках русского языка»

Автор: Нефедова Оксана Владимировна

 

Ни для кого не секрет, что 91 школа Советского района три года апробирует учебник по русскому языку под редакцией А.Д. Шмелева. И если три года назад от учебника была в полном восторге, то сейчас стали видны и его недостатки, о которых сегодня мы говорить не будем. Но, бесспорно, игровые и проектные задания в учебнике бесподобны. Таких заданий достаточно много. И если работа в паре и в группе для меня – вещь сложная (неотобранный класс, «середнячки», шум, гам, которого не избежать), то проектная и игровая деятельность как глоток свежего воздуха. Тем более, что выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося. Любой результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

 

В 5 классе одним из первых проектных заданий является «изготовление карточек для словарной работы», используя материалы главы 1. Для пятиклассника это несложно. А когда пробный шаг уже сделан, то после позитивной оценки работ учащихся пошел шаг второй – употребление диалекта русского языка. Результаты приносят дети ошеломляющие: мусалы – губы, трячи – тапки с высоким шерстяным отворотом и т.д.

 

Помните картину Васнецова «Витязь на распутье»? Дети думают, что это Илья Муромец, приводят слова, которые должны быть написаны на камне. Всем все нравится. А потом задание: где бы вы повесили эту картину, если б у вас была возможность ею распорядиться? Ответ обоснуйте. Конечно, дается время, чтобы подумать, представить, где она будет лучше смотреться. Некоторые даже повесили картину над своей кроватью. Немногие оставили ее в картинной галерее. Но самое главное, что дети думали. И еще в учебнике 5 класса мне нравится проектное задание, посвященное символам родной страны: назвать слово, объяснить почему, то есть аргументировать, красиво оформить.

 

В 6 классе интересными для детей являются проекты «Достопримечательности нашего края», «Рукописная книга». «Мой словарик», «История письменности», «Лингвистическая сказка», «Веселая лингвистика».

 

Самое интересное, что темы проектов повторяются уже 3 года. Уровень детей меняется, они начинают понимать, что того, что они сделали в 5 классе, уже недостаточно. Но основа уже есть. Что появилось нового в учебнике 7 класса? Темы проектов: «Фразеологизмы в русском и изучаемом языке», «Влияние Интернета на речевую культуру современной молодежи», «Прозвища – за и против» и многие другие. Самое главное, я считаю, ученик должен научиться самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект.

 

А сейчас о самом главном. В учебнике под редакцией А.Д. Шмелева очень много фотографий, выполненных на высоком уровне, иллюстраций, репродукций картин, познавательных текстов, прослеживается связь с историей, биологией, географией и, конечно же, с литературой. Ребята знакомятся с текстами из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И. Бунина, А.П. Чехова и других классиков. Тексты по объему разные, иногда они состоят всего из трех предложений. Возьмем, к примеру, текст из произведения И.Бунина.

 

 

 

Т..мнело быстро. Я ш..л, пр..бл..жался к лесам – и горы выр..стали все мр..чней и вел..чавее, а в пр..леты между их отрогами с бурной стремит..льн..остью в..лился к..сыми, длин..ыми облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с пл..скогорья, которое окутывал гиган..ской рыхлой гр..дой, и своим п..дением как бы увелич..вал хмурую глубину пропастей между горами.

 

 

 

Задание сначала дается несложное, оно под силу всем ученикам: списать текст, вставляя пропущенные буквы, выполнить морфемный анализ всех слов с пропущенными буквами. Проектное задание посложнее, поэтому прошу детей объединиться в группы по 5 – 6 человек: придумать таблицу или другое наглядное пособие, чтобы показать различия между морфемным и словообразовательным разбором; представить свое пособие в классе, убедить одноклассников, что оно поможет безошибочно выполнять задания по разбору слов. (Учебник, 6 класс. Часть 1). Дети учатся распределять обязанности между членами группы, даже самый слабый ребенок может проявить себя хотя бы в оформлении проекта.

 

 

 

Очень интересны для проектной работы и тексты из произведений А.П. Чехова. Вот один из них.

 

 

 

1. Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к Тетке незаметно и овладевала Теткою постепенно. В Теткином воображении появлялись какие-то неясные фигуры.

 

Но вдруг недалеко от Тетки раздался странный крик, который заставил Тетку вздрогнуть и вскочить на все четыре лапы.

 

Задание: подумать, какие повторяющиеся существительные лучше заменить местоимениями, а в каких случаях делать замену нежелательно; записать вариант текста, в котором вы убрали лишние повторы; сравнить полученный текст с авторским.

 

Проектное задание: подумать о роли повторов в речи, постараться доказать, что они не всегда уместны, но иногда просто необходимы; написать свой текст в группе на тему о животных методом «напиши следующее предложение и передай другому», искусственно обработайте текст так, чтобы повторы были неуместны; сравните два текста, сделайте вывод, оформите работу.

 

 

 

2. Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате. Она обнюхала углы и мебель, заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного. Кроме двери, которая вела в переднюю, была еще одна дверь. Подумав, Каштанка поцарапала ее обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату.

 

Задание: поясните, как употребление однородных членов помогает точнее и образнее описывать события, явления, предметы действительности; подчеркните однородные члены; найдите добавочное действие и докажите это.

 

Проектное задание: найдите информацию об авторе отрывка, узнайте название этого произведения и подготовьте презентацию о нем.

 

 

 

3. Коллежский секретарь Перекладин, уязвленный упреком одного юноши, что он ставит знаки препинания неосознанно, механически, вернувшись из гостей, лег в постель и, опровергая ложность обвинения, стал вспоминать, где и когда он ставит знаки препинания в деловых бумагах:

 

«Запятые ставятся в разных местах… Чем путанее бумага выходит, тем больше запятых нужно. Ставятся они перед «которой» и перед «что». Ежели в бумагах перечисляют чиновников, то каждого из них надо запятой отделять».

 

«А точка в конце бумаги ставится… После всех длинных мест нужно точку, чтобы секретарь, когда будет читать, слюною не истек».

 

Дошла очередь до восклицательного знака. Оказалось, что за долгие годы своей службы он «ни разу восклицательный знак не поставил» и не знает, когда «он, черт длинный, ставится».

 

Жена ему подсказала, что «этот знак ставится при обращениях, восклицаниях и при выражении восторга, негодования, радости, гнева и прочих чувств».

 

Задание: укажите, каким способом передана чужая речь: прямой речью, косвенной речью, цитатами; какие правила пунктуации из перечисленных Перекладиным применяются в наше время?

 

Проектное задание: возьмите любой знак препинания, сделайте презентацию о нем или его представление.

 

 

 

Проектные задания, как вы видите, могут быть краткосрочными и долгосрочными, постепенными – в течение учебной четверти или учебного года. В основном дети выбирают долгосрочный проект и спокойно над ним работают. Тексты для работы они выбирают из учебника или просят меня подобрать что-то интересное. А так как я сама люблю И.С. Тургенева, И. Бунина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, то и ребятам «подсовываю» своих любимых классиков, убиваю сразу четырех зайцев – и пишем, и читаем, и играем, и создаем что-то новое.