МАНИПУЛЯЦИЯ КАК РИТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Автор: Протопопова Ксения Александровна

Статья посвящена изучению проблемы манипулирования в современной школе. Представленный материал, на наш взгляд, поможет будущим студентам-учителям распознавать распространённые манипуляции учеников и противостоять им. В свою очередь, будущие студенты-учителя научатся избегать манипуляции в педагогическом процессе.

Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности ребёнка.

Автор: Потапова Светлана Геннадьевна

Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности ребёнка.

Расположенность к творчеству — высшее проявление активности ребёнка, способность создавать нечто оригинальное. Она может выступать в любой сфере  деятельности. Но для этого воспитатель должен создать необходимые условия  

 

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления[1] (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

2.       Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

3.       Поощрение высказывания оригинальных идей.

4.       Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

5.       Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.

6.       Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

7.       Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

8.       Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.

9.       Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

10.   Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

 

 

Инновационные технологии в ДОУ

Автор: Тонких Елена Юрьевна

Инновационные технологии в ДОУ

 

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого- педагогическим мышлением,  развитой педагогической  интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Отсюда следует, что  качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства,  способный к внедрению инноваций.   

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения  является важным условием  реформирования  и  совершенствования  системы дошкольного образования. Развитие детского сада  не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений,  новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К.Ю. Белая, А.Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

 

Основные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ.

 

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

·         здоровьесберегающие технологии;

·         технологии проектной деятельности;

·         технологии исследовательской деятельности;

·         развивающие технологии;

·         коррекционные технологии;

·         информационнокоммуникационные технологии;

·         личностноориентированные технологии;

·         игровые технологии.

 

1. Здоровьесберегающие технологии  направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:

·         они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

·         они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая), закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги;

·         они могут знакомить с культурой здоровья;

·         они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;

·         они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-).

2. Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проекты различаются:

·         по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

·         по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

·         по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;

·         по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Учебные проекты можно классифицировать следующим образом:

1.     «Игровые» — занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.

2.     «Экскурсионные» — проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.

3.     «Повествовательные», посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.

4.     «Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.

 

3. Технологии  исследовательской  деятельности

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.

Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

·         наблюдения;

·         беседы;

·         опыты;

·         дидактические игры;

·         моделирование ситуаций;

·         трудовые поручения, действия.

 

Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение». Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать своих любимых чад идти в детский сад. Малыши с удовольствием посещают  ДОУ и с каждым днем обогащают свой пока еще небольшой багаж знаний.

 

4. Развивающие технологии

 

 В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

 

5. Коррекционные технологии

 

 Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

 

6. Информационно-коммуникационные технологии

Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ. Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Нынче такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивит ни одного дошколенка. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

7. Личностно-ориентированные технологии

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.

Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

 

8. Игровые технологии

 

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

·         которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;

·         которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

·         которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

·         которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.

 

 

 

Комплек упражнений для детей с плоскостопием

Автор: Иванчук Лариса Дмитриевна

 

Комплекс упражнений для детей с плоскостопием.

 

  1. Ходьба: 

 

  • На носках

  • На пятках

  • Перекат с пятки на носок

  • Высоко поднимая бедро

  • Широкий шаг

 

  1. «Тропа здоровья» ( сенсорная дорожка) 3 круга.

  2. Прыжки на скакалке :

 

  • На двух ногах

  • На правой ноге

  • На левой ноге

  • Перешагиванием

 

  1. И.п — сед, упор сзади, ноги прямые. На 1-поднять носки на себя на 2 – опустить к полу,8-10 раз.

  2. И.п – сед, упор сзади, ноги прямые. Поочередное поднимание носков,8-10 раз каждой ногой.

  3. И.п – сед, упор сзади, ноги прямые, врозь, стопы на себя. На 1 – опустить носки внутрь, на 2-развернуть,8-10 раз.

  4. И.п – сед, упор сзади, ноги прямые, врозь, стопы на себя. Круговые вращения стопами ног, внутрь и наружу. По 10 раз

  5. И.п.- сед, упор сзади, ноги согнуты, стопы ног вместе на полу. На 1- поднять носки ног, на 2- и.п.10 раз.

  6. И.п.- сед, упор сзади, ноги согнуты, стопы ног вместе на полу. На 1- поднять пятки от пола, на 2 – И.п.

  7.  И.п.- сед, упор сзади, ноги согнуты, стопы ног вместе на полу. На 1- развести носки ног в стороны, стопы не отрываются от пола. На 2- И.п. 8-10 раз.

  8.  И.п.- сед, упор сзади, ноги согнуты, стопы ног вместе на полу. На 1- развести пятки ног в стороны, стопы не отрываются от пола. На 2- И.п. 8-10 раз.

  9.  И.п — сед, упор сзади, ноги согнуты, стопы ног вместе на полу. Носок правой ноги поднять вверх, левая нога на носок . Смена ног ,8-10 раз.

  10. И.п — сед, упор сзади, ноги согнуты, стопы ног вместе на полу. «Червячки», на 4 счета .10 раз.

  11. И.п.- сед, упор сзади, ноги согнуты, стопы ног вместе на полу. «Заяц на барабане». Поставить ноги на носки, быстрая смена ног.3 по 10 сек.

  12. И.п. – лежа на спине, руки вниз. «Велосипед».1 мин.

  13. И.п. — лёжа на спине, ноги вверх (расслабление).

 

 

 

Коммуникативная культура на уроках и внеурочных занятиях по математике

Автор: Федорова Вера Петровна

 

 «Самая большая на Земле роскошь — это роскошь человеческого общения»

 

А. Сент-Экзюпери

 

        Во все времена, тем более сегодня, перед школой поставлена задача  воспитание личности, способной взаимодействовать с другими людьми. Математика  имеет огромную возможность развивать и раскрывать коммуникативные способности учащихся через различные направления урочной и внеурочной деятельности.

 

      В литературе несколько определений коммуникативная культуры, самое короткое  – это управление общением. Культура несёт много функций. Одна из функций культуры знаковая. Данная функция, как нельзя лучше, реализуется на уроках, внеурочных занятиях по математике. Ведь математика и есть система знаков. В современном мире система знаков – основа цивилизации.

 

      Новизна и практическая значимость данной темы заключается в определении комплекса условий, позволяющих сформировать у учащихся некоторые формы  коммуникативной деятельности; в разработке коммуникативных ситуаций на уроках и внеурочной деятельности; что поможет учащимся  в подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.В перспективе, приобретённые навыки коммуникативной деятельности позволят молодому человеку самореализоваться в жизни – добиться успеха в профессиональной сфере, завести друзей, создать семью, раскрыть свой творческий потенциал. Обладая данным качеством, он, напротив, сможет успешно адаптироваться к социальной реальности: коммуникативные действия помогут ему присваивать новый социальный опыт, развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

 

Поэтому перед каждым учителем, в том числе и учителем математики, ставится задача  формирования у учащихся коммуникативных УУД.

 

       Актуальность данной темы: перед современной общеобразовательной школой сегодня стоят новые задачи: согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта школа должна сформировать у учащихся совокупность «универсальных учебных действий» (УУД), в число которых входят и коммуникативные

 

универсальные учебные действия.

 

       Обоснованность выдвигаемых педагогических подходов:

 

        Выделяют четыре вида коммуникации:

 

1.Умение оформить свои мысли устно без искажений, компактно;

 

2. Умение оформить свои мысли письменно;

 

3.Умение слушать, вникать в суть услышанного и ставить вопрос к услышанному;

 

4.Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием).

 

      Устные упражнения, с одной стороны, способствуют систематизации знаний и осознанию целесообразности работы над данными понятиями, а с другой – активизируют и делают осмысленным сам процесс учебных действий. Ученик выступает здесь субъектом учебно-познавательной деятельности, причем деятельность связана с созданием субъектом новых для него знаний в  качестве ориентировочной основы для последующей разработки способов действий. Деятельности в устных упражнениях присущи черты исследования и творчества.

 

      Таким образом, выполнение устных упражнений является одним из способов формирования коммуникативных УУД, а в качестве способа формирования служит деятельностный подход: устное решение заданий, с подробным объяснением, устное рецензирование ответов домашнего задания учениками, устные тестовые конструкции ответов.    Умение составлять математическую модель, а затем работа с этой моделью – одна из важнейших задач, всё это оформляется письменно. Грамотная устная и письменная математическая речь — это отражение степени понимания учебного материала.

 

    Устная и письменная речь взаимосвязаны: для письменного изложения мысли необходимо устно прокомментировать своё видение ответа. Формированию коммуникативной культуры позволяют следующие формы работы: работа в парах, группах. Группа получает задания, решения сдаются  устно. Если группа считает, что готова сдать задание, то к ним подходит учитель или консультант, который называет представителя группы, который будет устно презентовать решение группы. То есть, решение задач докладывает не обязательно тот, кто его получил, но может и  тот, на кого укажет учитель. Если решение кем-нибудь получено, он должен суметь объяснить его всем членам своей группы. Отвечающего также имеет право назначить группа или лидер группы. Таким образом, формируется умение слушать, вникать в суть сказанного и ставить вопрос к услышанному, предлагать аргументировано своё решение. Такая форма более уместна на внеклассных занятиях: элективных, факультативах.

 

      Формированию коммуникационной  культуры  могут служить: подготовка, а затем устное изложение небольших докладов на уроке ( например, исторические факты по изучаемой теме или другие) , публичные выступления на научно-практических конференциях различного уровня (письменная и устная речь ). В ходе подготовки доклада, образовательного, исследовательского проекта ученик самостоятельно изучает литературу, учится читать с пониманием. В процессе публичного представления результатов своей работы учащиеся овладевают основами риторики, учатся выступать с устным сообщением, овладевают видами речевой деятельности. При этом они могут выступить в роли докладчика, оратора.

 

      Для успешного выступления и докладчик, и оппонент должны знать основы

 

риторики, уметь устно вести диалог, уметь осознанно воспринимать и обрабатывать информацию. Необходимо обладать способностью слышать и слушать, уметь искать и находить компромиссы, уважать мнение другого.

 

     Практическая значимость: математическая речь не должна содержать слова, не содержащие смысловой нагрузки. Лишние слова возможны для оказания эмоционального воздействия на собеседника, с целью выяснения связей с практическими задачами или с другими смежными предметами: физикой, информатикой и другими.

 

     Математика изучает математические модели. Математическая модель — это то, что остается от реального процесса, если отвлечься от его материальной сути. Формулы в математике — не цель, а средство приобщения к математическому языку, средство выявления его особенностей и достоинств.

 

     Математические модели описываются математическим языком. Изучая математику, мы общаемся на специальном языке «природы». Математический  язык, основная функция которого — организующая: таблицы, схемы, графики, алгоритмы, правила вывода, способы логически правильных рассуждений. В настоящее время, время компьютерных технологий, цифровой экономики, айфонов, смартфонов, без этих навыков, практически, невозможно спланировать и организовать свою практическую деятельность. Всему этому способствует коммуникативная УУД, которую формирует коммуникативная культура.

 

     Вывод: коммуникативная деятельность, как черта характера, развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям. рефлексия.