Здоровый дошкольник. Развитие произвольного внимания.

Автор: Шахияров Вадим Геннадьевич

Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень  во  всей системе  непрерывного  обучения.  Дошкольное  учреждение создает условия для  интеллектуально-творческого,  эмоционального, физического развития ребенка и осуществляет его подготовку к школе. 

«Всё начинается с малой родины»

Автор: Андреева Марина Владимировна

1.     Проект  «Краеведческие  чтения» 

Всё начинается с малой родины (о р.п. Измайлово)

 

(подготовлен  по  заказу  школьной  эколого-краеведческой  конференции)

1  ведущий:   Во  сыром  бору  да  на  святой  земле,   на  святой  земле  да  на  измайловской…  Сто  годков  назад  да  ещё  двадцать  лет,  да    ещё  один  год    одинёшенький…   
То  есть  в  том  году,  когда  купец  Шатров  со  своей  семьёй  сюда  прибыли…  Сюда  прибыли с  делом  прибыльным.  И  сказал  купец;   «Делу  быть  тому,  от  которого  польза  значима,  польза  значима  и  для  вас  самих,  и  для  армии,  для  Отеческой.  Будет  здесь  сукно  лучше  всех  других,  лучше  тех  сукон,  что  в  столицах  есть,  лучше  тех  сукон,  что  есть  за  морем. И  пойдёт  оно  всем  на  сюртуки,  на  пальто  пойдёт  иль  на  онучи …  На  шинель  пойдёт  нашим  воинам,  нашим  воинам,  да  прославленным.  А  для  суконного  дела  вовремя  будет  фабрика  здесь  отстроена.  Для  рабочих  здесь    будет  град  расти,  будет  град  расти,  сердце  радовать!»

2 ведущий:    Так  сказал  купец  много  лет  назад.  И  сумел  тогда  он  дело  выправить.  Наши  пра-пра-пра  здесь  с  ним  работали,  с  ним  работали,  да  и  жили  здесь.  Много  лет  назад  во  сыром  бору,  на  святой  земле  да  на  измайловской… 

   Жизнь  своим  уже  потекла  чредом …  Стройки,  фабрика,  да  семейственность…  Да  на  Бога  все  уповали  здесь,  и  на  лучшее  все  надеялись.  Вот  уже  и  посёлок  встал  над  прудами  да  над  пречистыми.  И  над  Нижним  уж   возвелись  дома – деревянные,  да  с  резным  крыльцом,  деревянные,  да  в  два  этажа.  И  часовня  вот  уж  отстроена,  школа  первая  и  застольная,  общежитие,  управление,  для  приезжих  дом,  аудитория.  И  завод  стекла,  и   кирпича  завод  —  всё  работало,  жизнь  текла  кругом.  А  в трёх  верстах  от  нас,  иль  в  верстах  пяти  вырос  дивный  храм  Богоматери.  Так  купец  Шатров  меценатом  стал,  за людей  душой  беспокоился.  

   Жили  дружно  здесь,  вместе  праздники,  вместе  сумерки,  рукоделие.  Шли  по  ягоды,  по  орехи  ли,  сенокосили,   или  строились,  под  берёзки  шли  на  гуляние,  или  свадьбы  венчали  песнями…  Наши  пра-пра-пра-  наши  бабушки,   наши  пра-пра-пра-  наши  дедушки. 

 3  ведущий:  А  какие  здесь  были  девушки:  косы  русые,  косы  толстые,  очи  светлые, очи  чёрные.  Ох,  какие  здесь  были  девушки – щёки  розовы,  губки  алые.  Соболиные  брови  дужные,  меж  собою  все  очень  дружные.  Очень  дружные,  очень  смелые,  озорницы  весёлые,  скромницы,  труд  любящие,  песнь  поющие,  под  гармошку  сказания  льющие…  Ах,  какие  здесь  жили  красавицы,  разве  с  ними  в  округе  кто  сравнится?

 4 ведущий:   А  какие  лихие  здесь  молодцы!!!  Кудри  козырем,  обувь  гармошкою,  и  рубаха  расшита  по  вороту,  подпоясана  льняным  поясом.  Разудалая  поступь  пред  девицей,  взгляд  лукавый,  когда  хочет  нравиться.  Ах,  какие  здесь  парни  задорные  и  тоже  слыли  в  округе  красавцами.

До  работы  все  были  охочие,  за  косу  ли  возьмутся,  за  молот  ли…  То  ли  дровни  горазды  монтировать,  то  ли  дом  возводить   да  на  Троицу,  то  ль  с  гармоникой  выйти  на  лавочку – всё  умели  пра-пра – наши  молодцы!

 5  ведущий:  Делу  время  у  них  и  потехе  час,  оплошать  не  имели  намеренья,  всё  по  правилам,  по  традициям,  по  обычаям  да  ко  времени!  Как  придёт  зима – ледяной  каток…  или  горочки  и  ледяночки,  как  придёт  зима,  ущипнёт  за  нос,  значит,  радуйся – бери  саночки.  Санки  липовы,  санки  дубовы,  как  толпою  в  них  сядут  девушки,  как  покатят  их  с  горки  молодцы.   

  Как  в  сочельник   сойдутся  группами,  чтобы  прясть  или  делать  кружево,  так  до  первой  звезды  и  работают,  старину  почитая,  не  кушают.

 6 ведущий:  Как  на  святки  колядками-песнями  по  посёлку  задором  наполнены  проходились  все  наши  пра-пра-деды,  веселились  все  наши  прабабушки.  Как  в  колядках  мечтая  о  суженом,  увлекались  гаданьями  русскими:  петуха  приносили  и  курицу,  воду  ставили,  зёрна  сыпали.  Не дышали,  смотрели  на  петеньку – мол,  куда  он  шагнёт,  то  и  сбудется.  То  и  сбудется – не  приминется :  если  к  курочке,  значит,  бабника,  если  к  зёрнышкам,  то  богатого,  а  к  водице  шагнёт,  значит,  пьяницу  встретит  девица  незамужняя.    А  ещё  все  гадали  на  зеркало – в  коридоры  глядясь,  как  в  оракулы…  Если  вдруг  в  коридор  кто-то   явится,  значит,  замужем  будет  красавица.

  За  ворота  кидали  все  валенки,  далеко,  чтоб  летели  надёжные.  А  потом  все  смотрели,   куда  же  вдруг,  на  какую  он  ляжет   дороженьку. 

А  весною   все  раннею,  яркою   провожали  здесь  Зиму  суровую.  По  традициям,  чтя  великое,  чтя  культурное  наше  наследие, отмечали  здесь  встречу  и  заигрыш,  и  разгул,  посиделки  золовкины.  И  прощённое  воскресение  поцелуями  чтили  неловкими.

  Во  сыром  бору  да  на  святой  земле,   на  святой  земле  да  на  измайловской… 

7  ведущий: Наш  честной  народ  очень  Пасхи  ждал,    светло-светлого  Воскресения,  настроения  чисто-чистого.  После  строгого  Поста  славного  наступало  ведь  разговение!  А  за  Пасхою – Красной  Горкою  или  свадьбами  край  наш славился  — знай,  засылай  сватов  для  обручения.   Знай,  собирай  дружков  да  на  пирушечку!  Эх,  развернись  гармонь,  да  развесёлая,  эх,  раззудись   плечо,  да  разудалое.  «Эх,  как  порвусь  сейчас  во  время  пляски  я! Сохранись  лицо,  не  умирай  душа!»  Так  говаривал,  кто-нибудь  тогда  из  моих  пра-пра  и  твоих  пра-пра. Жениха  с  его  молодой  женой  на  гулянии  рисом  сыпали  и  желали  им  жить во  здравии,  и  богато  жить  все  желали  им.

Приглашали  в  дом  молодых  потом  к  крёстным  ко  своим  да  к  родителям.  И  для  них  пирог  ставился  в  печи,  пышный  был  пирог – из  шести  начин. И  могли  его  ко  столу  подать  только  крёстные – лишь  отец  и  мать.

А  ещё  в  домах  у  жаркой  печи – стоял  большой  сундук,  хлеб  да  калачи.  Да  ухват  стоял,  чёрны  чугуны,  самовар  кипел,  и  варились  щи.  Было  в  хатах  тех  белено  от  стен,  белено  от  стен,  от  образов  светло.  Скромно  жили  все,  но  честным  честно.

А  Николай-купец,  свой  народ  любил,  ясли  строить  стал,  свет   здесь  проводил.  Его  храм  дивил  всех   своей  красой,  певчих  хор  пленил,  лес  манил  грибной…  И  в  усадьбе  той  он  с  Надеждой    жил и  с  доченькой  своей,  что  звали  Липою… 

Но  то  ли  было  всё,  а  то  ль  привиделось…

Вот   от  тех времён  есть  наследие,  пусть  много  лет  прошло,  почти  столетие.

Во  сыром  бору  да  на  святой  земле,   на  святой  земле  да  на  измайловской… 

 

 

Имен в России славных много

Автор: Коровин Никита Владимирович

Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы.

 

Пётр I Великий

 

Всякое государство имеет свою историю. А история эта складывается из жизней сотен, тысяч, миллионов людей – обычных людей, не обязательно наделённых властью. Очень точны рассуждения великого Льва Толстого, писавшего в своём бессмертном романе: «Если история складывается из отдельных поступков отдельных людей, то каждый человек несёт громадную ответственность за всё, что происходит на земле». Безусловно, каждый из нас, являясь, по меткому замечанию всё того же Толстого, «дифференциалом истории», зарекомендовав себя на том или ином поприще, оставляет след на полотне истории своей страны. И пусть след этот не всегда чёток, всё же богата русская земля талантами, прославившими её.

Пожалуй, нет такой области человеческой деятельности, куда не внёс свой вклад русский человек: русскую литературу читают и любят во всём мире; русская живопись поражает обилием форм и образов; мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов; русским учёным принадлежат самые выдающиеся открытия; ратные подвиги русского воина общепризнанны. Однако не стану ограничиваться одним лишь упоминанием о месте русской культуры (в широком смысле этого слова) в мировой.

Так, русская литература, будучи самобытной, никогда не была национально замкнутой. Напротив, в произведениях русских писателей всегда поднимались общечеловеческие, вечные вопросы: о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге. Наконец, о цели нашего пребывания на этой земле.

Иностранным читателям величие русской литературы открылось в 1879 году, когда роман «Война и мир» был переведён на французский язык. С тех пор произведения Толстого, а впоследствии и Достоевского, Чехова, Гоголя и многих других занимают достойную нишу в мировой литературе.

Турецкий критик Эрол Гюней замечает: «Идеалом героев, созданных Диккенсом, является хороший дом, счастливая семейная жизнь. Герои Бальзака стремятся приобрести великолепные замки, накопить миллионы. Однако ни герои Тургенева, ни герои Достоевского, ни герои Толстого не ищут ничего подобного… Русские писатели не согласны с тем, чтобы люди ставили на первый план свои интересы и свой эгоизм».

Гюнею вторит знаменитый австриец Стефан Цвейг: «Чего хотят [герои европейских писателей]? Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один».

Каждый русский писатель создал свой художественный мир, герои которого мечтали о несбыточном, боролись с социальным злом или переживали свою маленькую трагедию. Так, Достоевский посредством истории своего героя даёт нам понять, что за преступлением всегда следует наказание. А Гоголь называет мёртвой всякую душу, склонную к глупости и тунеядству.

К слову, в ноябре текущего года Россия будет отмечать 200-летие со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Именно он в своём романе «Отцы и дети» даёт понять, что только преемственность поколений, преемственность культуры, гармония старого и нового, приведут к позитивному развитию.

Прав был Некрасов, сказавший, что роль писателя – это, прежде всего, роль учителя. Россия по праву может гордиться своими учителями нравственности, которые с помощью своих литературных трудов способствовали пробуждению в человеке его светлого начала.

Если говорить о русском изобразительном искусстве, то нельзя не отметить  его притягательную красоту, обусловленную необыкновенной палитрой красок.

Посмотрите на «Дубовую рощу», «Первый снег» или «Вечер» кисти великого русского пейзажиста Ивана Шишкина. Главный герой каждой его картины – лес. Одного взгляда на эти наполненные особым сиянием полотна достаточно, чтобы почувствовать, насколько сильной была любовь художника к России и её природе.

Иван Айвазовский – ещё один признанный гений русской живописи, создавший тысячи рисунков, картин и акварелей, объединённых общей тематикой – морем. Иногда его полотна иллюстрируют морские катастрофы (например, всем известный «Девятый вал»). Однако несмотря на весь трагизм сюжета, картины написаны в тёплых тонах, что даёт эфемерную надежду на спасение людей, бессильных перед водной стихией.

Конечно, восхищения заслуживают не только названные художники. В плеяду гениев русского изобразительного искусства входят пейзажисты И. Левитан и А. Куинджи, портретисты О. Кипренский и В. Тропинин, баталисты В. Верещагин и Н. Дмитриев-Оренбургский и многие другие.

Бесконечно долго можно говорить о русской классической музыке. Ещё дольше можно слушать её и наслаждаться ей. Каждый, кому вы зададите вопрос «с кем ассоциируется у вас русская музыка?», без промедления назовёт фамилию Чайковского (и в голове тут же зазвучит мотив его «Танца маленьких лебедей»). А ещё Глинки, чья опера «Руслан и Людмила» привела в восторг самого Ференца Листа. Шостаквича с его одновременно серьёзной и красивой музыкой. Всех не перечесть.

Наука – ещё одна область, немыслимая без русских умов. Говорят, у науки нет национальности. С этим трудно не согласиться. Не существует выражений «английская математика» или «русская химия». Мы можем говорить лишь о творцах науки – людях, прославивших своими деяниями тот уголок земли, где они родились, росли, учились и созидали. Каким был бы мир сегодня без изобретений А. Попова и В. Зворыкина, Н. Жуковского и В. Шухова? Без открытий Д. Менделеева и Л. Ландау, И. Павлова и И. Мечникова? Имела бы наша страна статус космической державы, не будь К. Циолковского и С. Королёва? По-разному можно относиться к оружию (в том числе и ядерному), но был бы обеспечен баланс сил в мире без И. Курчатова и А. Сахарова?

Ещё М. Ломоносов (кстати, первый русский учёный-естествоиспытатель мирового уровня), отметил, что

… может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Много доброго и светлого привнесла Россия в этот мир.

Но на долю нашей страны выпало немало испытаний, которые она с честью выдержала. Победы русской армии обеспечивали и простые солдаты, и прославленные полководцы, чей опыт и мышление сопоставимы с гениальностью. В ходе многочисленных сражений из народной среды выдвинулось немало замечательных полководцев, воплотивших лучшие черты своего народа – ум, любовь к Богу и Отечеству, мужество и бесстрашие в борьбе с иноземным врагом. Своими благородными помыслами и свершениями такие люди подали современникам и потомкам вдохновляющий пример беззаветного служения Родине, готовности защищать честь и национальное достояние народа. Такими военачальниками были Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Петр Великий, Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Павел Нахимов, Михаил Скобелев, Алексей Брусилов, Георгий Жуков и многие другие. Тот боевой опыт, что был приобретён ими, а также сложившиеся боевые традиции – бесценное достояние военной истории нашего Отечества.

«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем», – сказал однажды В. Белинский. Действительно, народ, не помнящий своего прошлого, не может быть счастливым в будущем. Но в реальности же мы постоянно сталкиваемся с тем, что современный человек утрачивает связь со своими корнями, с малой родиной. А ведь понятия Родины и Отчизны всегда имели колоссальное значение для русского человека.

В каждом уголке России, в каждом городе, посёлке, селе есть специфические черты истории и культуры, формирующие в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание. Как ни грустно, современная молодёжь мало интересуется историей своего края и  людьми, прославившими  его. А скольких выдающихся личностей подарила России и миру наша Курская земля! Красноречиво выразился поэт Михаил Бурдаков в своих строках:

Богат наш край не только соловьями.

Хоть и о них молчать я не хочу.

Он знаменит такими сыновьями,

Которым вся работа по плечу.

Навсегда вошли в учебники литературы имена Евгения Носова, Аркадия Гайдара, Николая Асеева, а в учебники истории – имена Александра Барятинского, Григория Шелехова, Никиты Хрущёва. Помнит Россия и Михаила Щепкина (выдающегося актёра, который был дружен с Пушкиным, Гоголем, Герценом, Тургеневым и Островским), Надежду Плевицкую (певицу, чей голос покорил Шаляпина и Николая II), Георгия Свиридова, сочинившего потрясающие вальсы и сюиты. А ещё есть художник Александр Дейнека и архитектор Вячеслав Клыков, известные своими работами далеко за пределами родного края.

Рассуждая на предложенную тему, невольно задаю себе вопрос: только ли трудами известных деятелей оценивается богатство страны? Безусловно, говорить о людях, достигших небывалых высот, считаю нужным и правильным. Жизнеописания великих людей, оставивших след в культуре и истории человечества, дают сильнейшую мотивацию для реализации собственных стремлений того, кто выбрал их в качестве своих жизненных ориентиров, вдохновляют и в то же время помогают избежать многих ошибок, допущенных в своё время известными людьми, заставляют не останавливаться на достигнутом. 

Однако вернёмся же к мудрому мнению Льва Толстого, упомянутому мной в начале повествования. Соглашусь, что каждый из нас в той или иной степени преобразует окружающую действительность. Для этого вовсе не обязательно обладать великим талантом или силой мысли. Эти преобразования начинаются с обыкновенных житейских мелочей. Если дедушка смастерит игрушку для своего внука, это обрадует маленького непоседу. Если школьный учитель с творчеством подойдёт к своему делу, это обязательно найдёт отклик в душах учеников. А сколько радости доставит пожилым родителям один телефонный звонок их взрослого и состоявшегося сына! Конечно, в масштабах всего мира это мелочи. Об этом не будут знать в Европе и Америке, но это не умаляет значения подобных «незначительных» ситуаций в становлении и развитии нашей страны. Ведь сказав доброе слово соседу, можно сподвигнуть его на принятие судьбоносного решения. Оказывая поддержку ребенку, родители могут вырастить в нём гения. Любой может менять жизнь общества. Всемирная известность – это вторично. Если своими действиями человек делает жизнь своего ближнего лучше и счастливее, он не зря живёт. Его именем и славится Россия.

Имен в России славных много

Автор: Коровин Никита Владимирович

Имен в России славных много

 

Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы.

 

Пётр I Великий

 

Всякое государство имеет свою историю. А история эта складывается из жизней сотен, тысяч, миллионов людей – обычных людей, не обязательно наделённых властью. Очень точны рассуждения великого Льва Толстого, писавшего в своём бессмертном романе: «Если история складывается из отдельных поступков отдельных людей, то каждый человек несёт громадную ответственность за всё, что происходит на земле». Безусловно, каждый из нас, являясь, по меткому замечанию всё того же Толстого, «дифференциалом истории», зарекомендовав себя на том или ином поприще, оставляет след на полотне истории своей страны. И пусть след этот не всегда чёток, всё же богата русская земля талантами, прославившими её.

Пожалуй, нет такой области человеческой деятельности, куда не внёс свой вклад русский человек: русскую литературу читают и любят во всём мире; русская живопись поражает обилием форм и образов; мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов; русским учёным принадлежат самые выдающиеся открытия; ратные подвиги русского воина общепризнанны. Однако не стану ограничиваться одним лишь упоминанием о месте русской культуры (в широком смысле этого слова) в мировой.

Так, русская литература, будучи самобытной, никогда не была национально замкнутой. Напротив, в произведениях русских писателей всегда поднимались общечеловеческие, вечные вопросы: о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге. Наконец, о цели нашего пребывания на этой земле.

Иностранным читателям величие русской литературы открылось в 1879 году, когда роман «Война и мир» был переведён на французский язык. С тех пор произведения Толстого, а впоследствии и Достоевского, Чехова, Гоголя и многих других занимают достойную нишу в мировой литературе.

Турецкий критик Эрол Гюней замечает: «Идеалом героев, созданных Диккенсом, является хороший дом, счастливая семейная жизнь. Герои Бальзака стремятся приобрести великолепные замки, накопить миллионы. Однако ни герои Тургенева, ни герои Достоевского, ни герои Толстого не ищут ничего подобного… Русские писатели не согласны с тем, чтобы люди ставили на первый план свои интересы и свой эгоизм».

Гюнею вторит знаменитый австриец Стефан Цвейг: «Чего хотят [герои европейских писателей]? Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один».

Каждый русский писатель создал свой художественный мир, герои которого мечтали о несбыточном, боролись с социальным злом или переживали свою маленькую трагедию. Так, Достоевский посредством истории своего героя даёт нам понять, что за преступлением всегда следует наказание. А Гоголь называет мёртвой всякую душу, склонную к глупости и тунеядству.

К слову, в ноябре текущего года Россия будет отмечать 200-летие со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Именно он в своём романе «Отцы и дети» даёт понять, что только преемственность поколений, преемственность культуры, гармония старого и нового, приведут к позитивному развитию.

Прав был Некрасов, сказавший, что роль писателя – это, прежде всего, роль учителя. Россия по праву может гордиться своими учителями нравственности, которые с помощью своих литературных трудов способствовали пробуждению в человеке его светлого начала.

Если говорить о русском изобразительном искусстве, то нельзя не отметить  его притягательную красоту, обусловленную необыкновенной палитрой красок.

Посмотрите на «Дубовую рощу», «Первый снег» или «Вечер» кисти великого русского пейзажиста Ивана Шишкина. Главный герой каждой его картины – лес. Одного взгляда на эти наполненные особым сиянием полотна достаточно, чтобы почувствовать, насколько сильной была любовь художника к России и её природе.

Иван Айвазовский – ещё один признанный гений русской живописи, создавший тысячи рисунков, картин и акварелей, объединённых общей тематикой – морем. Иногда его полотна иллюстрируют морские катастрофы (например, всем известный «Девятый вал»). Однако несмотря на весь трагизм сюжета, картины написаны в тёплых тонах, что даёт эфемерную надежду на спасение людей, бессильных перед водной стихией.

Конечно, восхищения заслуживают не только названные художники. В плеяду гениев русского изобразительного искусства входят пейзажисты И. Левитан и А. Куинджи, портретисты О. Кипренский и В. Тропинин, баталисты В. Верещагин и Н. Дмитриев-Оренбургский и многие другие.

Бесконечно долго можно говорить о русской классической музыке. Ещё дольше можно слушать её и наслаждаться ей. Каждый, кому вы зададите вопрос «с кем ассоциируется у вас русская музыка?», без промедления назовёт фамилию Чайковского (и в голове тут же зазвучит мотив его «Танца маленьких лебедей»). А ещё Глинки, чья опера «Руслан и Людмила» привела в восторг самого Ференца Листа. Шостаквича с его одновременно серьёзной и красивой музыкой. Всех не перечесть.

Наука – ещё одна область, немыслимая без русских умов. Говорят, у науки нет национальности. С этим трудно не согласиться. Не существует выражений «английская математика» или «русская химия». Мы можем говорить лишь о творцах науки – людях, прославивших своими деяниями тот уголок земли, где они родились, росли, учились и созидали. Каким был бы мир сегодня без изобретений А. Попова и В. Зворыкина, Н. Жуковского и В. Шухова? Без открытий Д. Менделеева и Л. Ландау, И. Павлова и И. Мечникова? Имела бы наша страна статус космической державы, не будь К. Циолковского и С. Королёва? По-разному можно относиться к оружию (в том числе и ядерному), но был бы обеспечен баланс сил в мире без И. Курчатова и А. Сахарова?

Ещё М. Ломоносов (кстати, первый русский учёный-естествоиспытатель мирового уровня), отметил, что

… может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Много доброго и светлого привнесла Россия в этот мир.

Но на долю нашей страны выпало немало испытаний, которые она с честью выдержала. Победы русской армии обеспечивали и простые солдаты, и прославленные полководцы, чей опыт и мышление сопоставимы с гениальностью. В ходе многочисленных сражений из народной среды выдвинулось немало замечательных полководцев, воплотивших лучшие черты своего народа – ум, любовь к Богу и Отечеству, мужество и бесстрашие в борьбе с иноземным врагом. Своими благородными помыслами и свершениями такие люди подали современникам и потомкам вдохновляющий пример беззаветного служения Родине, готовности защищать честь и национальное достояние народа. Такими военачальниками были Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Петр Великий, Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Павел Нахимов, Михаил Скобелев, Алексей Брусилов, Георгий Жуков и многие другие. Тот боевой опыт, что был приобретён ими, а также сложившиеся боевые традиции – бесценное достояние военной истории нашего Отечества.

«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем», – сказал однажды В. Белинский. Действительно, народ, не помнящий своего прошлого, не может быть счастливым в будущем. Но в реальности же мы постоянно сталкиваемся с тем, что современный человек утрачивает связь со своими корнями, с малой родиной. А ведь понятия Родины и Отчизны всегда имели колоссальное значение для русского человека.

В каждом уголке России, в каждом городе, посёлке, селе есть специфические черты истории и культуры, формирующие в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание. Как ни грустно, современная молодёжь мало интересуется историей своего края и  людьми, прославившими  его. А скольких выдающихся личностей подарила России и миру наша Курская земля! Красноречиво выразился поэт Михаил Бурдаков в своих строках:

Богат наш край не только соловьями.

Хоть и о них молчать я не хочу.

Он знаменит такими сыновьями,

Которым вся работа по плечу.

Навсегда вошли в учебники литературы имена Евгения Носова, Аркадия Гайдара, Николая Асеева, а в учебники истории – имена Александра Барятинского, Григория Шелехова, Никиты Хрущёва. Помнит Россия и Михаила Щепкина (выдающегося актёра, который был дружен с Пушкиным, Гоголем, Герценом, Тургеневым и Островским), Надежду Плевицкую (певицу, чей голос покорил Шаляпина и Николая II), Георгия Свиридова, сочинившего потрясающие вальсы и сюиты. А ещё есть художник Александр Дейнека и архитектор Вячеслав Клыков, известные своими работами далеко за пределами родного края.

Рассуждая на предложенную тему, невольно задаю себе вопрос: только ли трудами известных деятелей оценивается богатство страны? Безусловно, говорить о людях, достигших небывалых высот, считаю нужным и правильным. Жизнеописания великих людей, оставивших след в культуре и истории человечества, дают сильнейшую мотивацию для реализации собственных стремлений того, кто выбрал их в качестве своих жизненных ориентиров, вдохновляют и в то же время помогают избежать многих ошибок, допущенных в своё время известными людьми, заставляют не останавливаться на достигнутом. 

Однако вернёмся же к мудрому мнению Льва Толстого, упомянутому мной в начале повествования. Соглашусь, что каждый из нас в той или иной степени преобразует окружающую действительность. Для этого вовсе не обязательно обладать великим талантом или силой мысли. Эти преобразования начинаются с обыкновенных житейских мелочей. Если дедушка смастерит игрушку для своего внука, это обрадует маленького непоседу. Если школьный учитель с творчеством подойдёт к своему делу, это обязательно найдёт отклик в душах учеников. А сколько радости доставит пожилым родителям один телефонный звонок их взрослого и состоявшегося сына! Конечно, в масштабах всего мира это мелочи. Об этом не будут знать в Европе и Америке, но это не умаляет значения подобных «незначительных» ситуаций в становлении и развитии нашей страны. Ведь сказав доброе слово соседу, можно сподвигнуть его на принятие судьбоносного решения. Оказывая поддержку ребенку, родители могут вырастить в нём гения. Любой может менять жизнь общества. Всемирная известность – это вторично. Если своими действиями человек делает жизнь своего ближнего лучше и счастливее, он не зря живёт. Его именем и славится Россия.

Здоровый образ жизни как один из способов формирования стиля жизни младших школьников

Автор: Корниенко Татьяна Николаевна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;}

Здоровый образ жизни как один из способов формирования

 стиля жизни младших школьников

 

МБОУ «СОШ № 41»

Учитель начальных классов

Корниенко Татьяна Николаевна

           

 

Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения является одной из основных проблем общества. От того, как успешно удастся сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в раннем возрасте, зависит в дальнейшем реальный образ жизни, который будет препятствовать или, напротив, способствовать раскрытию интеллектуального потенциала личности. Младший школьный возраст выступает как наиболее благодатная, в отношении формирования здорового образа жизни, возрастная категория.

Тенденция ухудшения здоровья детей и учащейся молодежи влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений.

По данным НИИ педиатрии 20% детей 6 – 7 лет не готовы к обучению в школе, у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 30% детей имеют нарушения в  сердечнососудистой и дыхательной системах [2] . Около 70% детей страдают от гипокинезии. По данным Института возрастной физиологии РАО, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами [6]. По данным Центра здоровья детей и подростков АМН, около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеет хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.п. При этом отмечается четкая зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок[4].

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в образовательных учреждениях, является одним из периодов, в течение, которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов.

Здоровый образ жизни, являясь координирующим элементом культуры  человека, содействует формированию здоровья, повышению общей работоспособности и творческой активности. Поэтому одно из центральных направлений ЗОЖ – это воспитание сознательного отношения у подрастающего поколения к здоровью своему и окружающих.

В этой связи одной из отвечающих насущным запросам времени является проблема формирования здорового образа жизни молодежи.

Издревле, еще до возникновения профессиональной медицины, люди отмечали влияние на здоровье характера труда, привычек, обычаев, а также верований, мыслей, переживаний. Известные медики разных стран обращали внимание на особенности труда и быта своих пациентов, увязывая с этим возникновение недугов.

Представления о здоровом образе жизни встречаются ещё в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате «О здоровом образе жизни» рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой «благое состояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями [5].

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. ЗОЖ – неотъемлемая часть гуманитарной культуры молодого человека, богатство его духовного мира, жизненных целей и ценностных ориентаций [3].

Культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Отношение к здоровью – динамичный процесс, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая и пр.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию формированию навыков и потребностей к здоровому образу жизни [1].

При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Для того чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.

Таким образом, с ранних лет необходимо формировать культуру поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни, а, следовательно, будет способствовать формированию высокого интеллектуального потенциала личности в частности и поколения в целом.

 

Литература:

 

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. – 2003. — №2. – С. 35 – 39.

3. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология. – 2004. — №1. С. 21 – 26.

4. Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148 – 153.

5. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.

6. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе. /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. — М., 2002. – 156 с.

 

Интегрированное занятие в детском саду «ЦВЕТЫ»

Автор: Мусатова Татьяна Витальевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №27 «Чебурашка»

Юридический адрес: Московская область, г. Егорьевск, 1 микрорайон д. 63

 Телефон 8(49640)3-66-94/факс 8(49640)3-69-55

 

 

 «Цветы» 

Открытое занятие для старшей группы

 

«Создание у ребенка целостного представления об окружающем мире, благодаря интеграции  различных видов искусств»

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Формирование у ребёнка целостного представления об окружающем мире  благодаря синтезу различных видов  искусств.

Задачи:

·       Формировать эстетический вкус дошкольников, знакомить их с классической музыкой, поэзией, живописью.

·       Развивать эмоционально- волевую сферу дошкольников, творческое воображение детей, способность и умение передавать образ через разные виды деятельности.

·       Учить находить самостоятельно характерные признаки различных цветов, чувствовать и передавать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове.

·       Развивать речевую активность детей, активизировать словарь дошкольников по теме: «Цветы».

·       Воспитывать любознательность, уважительное отношение к искусству, бережное отношение к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия: (слайд №1)  Дети входят в зал под музыку, встают полукругом.

Муз. рук. : Доброе утро, улыбнись скорее, и от этого весь мир станет ярче, веселее. Давайте подарим друг другу улыбку и поприветствуем наших гостей.

«Песенка-приветствие». Дети садятся на стульчики

Муз. рук. : Сегодня у нас необычная встреча с таинственным и волшебным миром цветов. Каждый цветок-это упавшая с неба звезда, нет на земле ничего прекраснее и нежнее их. Посмотрите какими разными и неповторимыми украшен наш зал.

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

Кто не верит, всех зову я в сад

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

Эти замечательные стихи написал поэт Расул Гамзатов. Давайте и мы ближе познакомимся с цветами, вместе с художниками, композиторами и поэтами посмотрим в их добрые глаза, и может быть сами станем чуточку добрее и красивее.

Дети, а знаете ли вы, как называется первый весенний цветок(подснежник)? Почему он так называется? (ответы детей) Правильно эти нежные и хрупкие  цветы просыпаются после зимнего сна, стряхивая с себя снежное покрывало. (слайд №2)

Подснежник (Стихотворение рассказывает ребенок)

В тени берез, у речки звонкой,

Под бодрый тихий голосок

Он распустился потихоньку.

Чудесный маленький цветок.

Он вырос тоненький и нежный,

Своей красой чаруя всех.

Его зовут лесной подснежник,

Познал он счастье и успех.

Ему березы шепчут сказки,

Играет ветер озорной.

А он стоит, согретый лаской,

Рожденный солнцем и весной. 

Муз.рук.  Русский композитор М. И. Чайковский одну из страниц альбома «Времена года» посвящает этому удивительному цветку. Послушаем музыкальное произведение «Подснежник». (слайды №3, №4, №5,)

О чем вам рассказала музыка?(ответы детей: о приближении весны, появление подснежника) Что можно сказать о настроении? Какая музыка?(ответы детей: плавная, нежная, ласковая, радостная, пробуждающая, светлая)

Такие же нежные, хрупкие цветы русский художник А.Грицой изображает на своей картине «Подснежники»(слайд №6)

Музыкальный руководитель выносит корзину с подснежниками.

Муз. рук.: Посмотрите ,ребята, какие чудные цветы появились в нашем детском саду после прослушивания музыки П. И. Чайковского. Надеюсь и в вашей коллекции появятся рисунки, художественные работы посвящённые  подснежникам. Давайте так же нежно и ласково исполним песню «Волшебный цветок весны».

Муз. рук.: Подснежник открыл дорогу весне и разбудил солнышко. Давай те и мы позовём солнышко к нам в гости.

Дети:     Солнышко появись,

Красное обрядись,

Поскорей, не робей,

Нашу землю обогрей.

Танцевальная композиция «Солнечные лучики».

Муз. рук.: За весной идёт и лето,

Ярким солнышком согрето,

В поле и лесочке

Расцвели цветочки.

А цветочки не простые,

Как цыплятки золотые.

Эти цветочки встретила Анечка. Сейчас она расскажет о них.

Стихотворение О. Кулаковой «Одуванчик»(Рассказывает ребёнок).

Я по садику гуляла

И цветочек увидала,

А цветочек так хорош,

Что на солнышко похож.

У него чудесный

Золотистый цвет,

Он большого солнца-

 Маленький привет.

Одуванчик- огонёк,

Солнечного цвета.

Одуванчик новичок-

Значит скоро лето.

Муз. рук.: Жёлтый одуванчик и солнышко- друзья. Солнышко пригрело, поиграть пора.

Музыкальная игра «Чей кружок быстрее соберётся» (Одуванчик, солнышко выбираются считалочкой) Слайд №7

Считалочка: 1, 2, 3, 4, 5 в поле мы идём гулять,

Солнышко скорей вставай одуванчик-выбирай.

На экране слайд №8

Воспитатель: Ребята, внимание на экран: ярко солнышко сияло, нашу землю согревало, на полях и лугах появилось множество цветов. Перед нами картина русского художника А. Пластова «Сенокос». Жаркий, летний день и море цветов: жёлтых, розовых, голубых, синих, лиловых. Какое настроение на картине?(ответы детей) Правильно весь пейзаж дышит радостью и теплотой. Давай те и мы отправимся на полянку.

Хоровод «Цветочная полечка». Музыка Шестоковой.

На экране слайд №9.

Воспитатель: Посмотрите. Какой замечательный букет мы собрали из полевых цветов. Давайте подробно узнаем о каждом из них.

Василёк( ребёнок):

Почти у самого порожка,
Где вьётся змейкою дорожка,
И на полянках у реки
Цветут милашки васильки!
Всегда вас радостно встречаю
И в такт головкою киваю,

Мешая с небом голубым                                                
Свой васильковый синий дым.(Е.Груданов)

Воспитатель: Василёк- верный спутник хлебного поля. В одной легенде рассказывается о том, как красивый и стройный юноша Василёк и Русалка полюбили друг друга. Но не сложилось у них счастье: Василёк не мог жить без земли, а Русалка — без воды. Превратила тогда Русалка любимого в цветок, надеясь что дождевой поток принесёт его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.

Колокольчик(ребёнок).

Я колокольчик радостный и звонкий, 
Бываю белым, светло-голубым, 
И ярко-синим, как глаза ребёнка, 
И розовым, как нежный цвет зари. 
В лесу и в поле для тебя я добрый вестник, 
Я сказочный романтик для друзей. 
И сердце вторит нежной чистой песне, 
А жить с чудесным звоном веселей.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с колокольчиком исполним его звонкую песенку.

Игра на музыкальных инструментах «Колокольчик». Музыка Селезнёвой.(треугольник, металлофон, колокольчики)

Выходит девочка-ромашка с ромашкой в руках.

Ромашка: Мы весёлые ромашки,

Любим мы играть в пятнашки.

Нарядные платьица,

Жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одёжке.

Мы загадаем загадки вам,

Про садовые цветочки узнаете там.

Возьмите сестричку мою поскорее

И отправляйтесь в сад веселее.

(Отдаёт ромашку воспитателю).

Воспитатель: Загадки о садовых цветах спрятались на лепесточках, давайте вместе их отгадаем (срывает поочерёдно лепесточки, загадывает загадки, на экране появляются слайды цветов с правильными ответами).

Тот цветок давно в Россию
Завезён из дальних стран.
Алый, стройный и красивый,
Называется … (тюльпан) 
Слайд №10.

Много лепестков атласных —

Желтых, белых, пестрых, красных.

На меня ты погляди-ка,

Называюсь я… (гвоздика) Слайд №11.

 

Пышный, круглый, как кочан,

Головой нам покачал.

Летом расцветает он,

Замечательный… (пион) Слайд №12.

 

Он – цветочный принц-поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам …(нарцис) Слайд №13.

 

Я алый и румяный,

Во мне весенний сок.

Понюхаешь меня ты

И погрузишься в сон.(мак) Слайд №14.

 

О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей.(Роза) Слайд №15.

Воспитатель: Пригласим царицу цветов к нам в гости.

Девочка- роза исполняет сольно песню на музыку

Э. Мак-Доуэлла «О Розе».

Роза: Приглашаю всех на бал,

На цветочный карнавал.

Будут бабочки порхать,

И цветы благоухать.

Мы подарим радость людям,

Эту встречу не забудем.

Танцевальная композиция «Мир волшебных цветов». Слайд №16

Муз. рук.: Цветы, как люди, на добро щедры.

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие тёплые костры. (К. Жанэ)

Надеюсь, ребята, вы много интересного и полезного узнали сегодня о цветах. А гостей мы приглашаем в наш зимний сад на выставку цветов.

До новых встреч.

Исследовательская работа «Безопасная песочница»

Автор: Бушуев Даниил Юрьевич, руководитель Радченко Т.Г.

В работе определяется оптимальный и безопасный вариант размера и формы детской песочницы, доступный материал для ее изготовления. 

Снимаем кино для мама

Автор: Хабилова Миляуша Музафаровна

Девочка. Я вчера сказала маме: «Поменяемся ролями.

Дочкой будешь ты, а я стану мамочка твоя».

Мама сразу согласилась, и ничуть не удивилась.

Вот она разбила вазу, и тихоней стала сразу.

Телевизор посмотрела, танцевала, что-то пела.

Я твержу: «Помой посуду!» Отвечает мне: «Не буду».

«Дочка, ешь свою лапшу!» Мама мне: «Я не хочу».

Я всех кукол прибрала, почитала книжку маме.

И устала, прилегла. в зале, на большом диване.

Слышу, мама подошла, унесла меня в кроватку.

Нежно-нежно обняла и, шепнула: «Солнышко, спи сладко»