Автор: Мусатова Татьяна Витальевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №27 «Чебурашка»
Юридический адрес: Московская область, г. Егорьевск, 1 микрорайон д. 63
Телефон 8(49640)3-66-94/факс 8(49640)3-69-55
«Цветы»
Открытое занятие для старшей группы
«Создание у ребенка целостного представления об окружающем мире, благодаря интеграции различных видов искусств»
Цель: Формирование у ребёнка целостного представления об окружающем мире благодаря синтезу различных видов искусств.
Задачи:
· Формировать эстетический вкус дошкольников, знакомить их с классической музыкой, поэзией, живописью.
· Развивать эмоционально- волевую сферу дошкольников, творческое воображение детей, способность и умение передавать образ через разные виды деятельности.
· Учить находить самостоятельно характерные признаки различных цветов, чувствовать и передавать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове.
· Развивать речевую активность детей, активизировать словарь дошкольников по теме: «Цветы».
· Воспитывать любознательность, уважительное отношение к искусству, бережное отношение к природе.
Ход занятия: (слайд №1) Дети входят в зал под музыку, встают полукругом.
Муз. рук. : Доброе утро, улыбнись скорее, и от этого весь мир станет ярче, веселее. Давайте подарим друг другу улыбку и поприветствуем наших гостей.
«Песенка-приветствие». Дети садятся на стульчики
Муз. рук. : Сегодня у нас необычная встреча с таинственным и волшебным миром цветов. Каждый цветок-это упавшая с неба звезда, нет на земле ничего прекраснее и нежнее их. Посмотрите какими разными и неповторимыми украшен наш зал.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
Кто не верит, всех зову я в сад
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
Эти замечательные стихи написал поэт Расул Гамзатов. Давайте и мы ближе познакомимся с цветами, вместе с художниками, композиторами и поэтами посмотрим в их добрые глаза, и может быть сами станем чуточку добрее и красивее.
Дети, а знаете ли вы, как называется первый весенний цветок(подснежник)? Почему он так называется? (ответы детей) Правильно эти нежные и хрупкие цветы просыпаются после зимнего сна, стряхивая с себя снежное покрывало. (слайд №2)
Подснежник (Стихотворение рассказывает ребенок)
В тени берез, у речки звонкой,
Под бодрый тихий голосок
Он распустился потихоньку.
Чудесный маленький цветок.
Он вырос тоненький и нежный,
Своей красой чаруя всех.
Его зовут лесной подснежник,
Познал он счастье и успех.
Ему березы шепчут сказки,
Играет ветер озорной.
А он стоит, согретый лаской,
Рожденный солнцем и весной.
Муз.рук. Русский композитор М. И. Чайковский одну из страниц альбома «Времена года» посвящает этому удивительному цветку. Послушаем музыкальное произведение «Подснежник». (слайды №3, №4, №5,)
О чем вам рассказала музыка?(ответы детей: о приближении весны, появление подснежника) Что можно сказать о настроении? Какая музыка?(ответы детей: плавная, нежная, ласковая, радостная, пробуждающая, светлая)
Такие же нежные, хрупкие цветы русский художник А.Грицой изображает на своей картине «Подснежники»(слайд №6)
Музыкальный руководитель выносит корзину с подснежниками.
Муз. рук.: Посмотрите ,ребята, какие чудные цветы появились в нашем детском саду после прослушивания музыки П. И. Чайковского. Надеюсь и в вашей коллекции появятся рисунки, художественные работы посвящённые подснежникам. Давайте так же нежно и ласково исполним песню «Волшебный цветок весны».
Муз. рук.: Подснежник открыл дорогу весне и разбудил солнышко. Давай те и мы позовём солнышко к нам в гости.
Дети: Солнышко появись,
Красное обрядись,
Поскорей, не робей,
Нашу землю обогрей.
Танцевальная композиция «Солнечные лучики».
Муз. рук.: За весной идёт и лето,
Ярким солнышком согрето,
В поле и лесочке
Расцвели цветочки.
А цветочки не простые,
Как цыплятки золотые.
Эти цветочки встретила Анечка. Сейчас она расскажет о них.
Стихотворение О. Кулаковой «Одуванчик»(Рассказывает ребёнок).
Я по садику гуляла
И цветочек увидала,
А цветочек так хорош,
Что на солнышко похож.
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца-
Маленький привет.
Одуванчик- огонёк,
Солнечного цвета.
Одуванчик новичок-
Значит скоро лето.
Муз. рук.: Жёлтый одуванчик и солнышко- друзья. Солнышко пригрело, поиграть пора.
Музыкальная игра «Чей кружок быстрее соберётся» (Одуванчик, солнышко выбираются считалочкой) Слайд №7
Считалочка: 1, 2, 3, 4, 5 в поле мы идём гулять,
Солнышко скорей вставай одуванчик-выбирай.
На экране слайд №8
Воспитатель: Ребята, внимание на экран: ярко солнышко сияло, нашу землю согревало, на полях и лугах появилось множество цветов. Перед нами картина русского художника А. Пластова «Сенокос». Жаркий, летний день и море цветов: жёлтых, розовых, голубых, синих, лиловых. Какое настроение на картине?(ответы детей) Правильно весь пейзаж дышит радостью и теплотой. Давай те и мы отправимся на полянку.
Хоровод «Цветочная полечка». Музыка Шестоковой.
На экране слайд №9.
Воспитатель: Посмотрите. Какой замечательный букет мы собрали из полевых цветов. Давайте подробно узнаем о каждом из них.
Василёк( ребёнок):
Почти у самого порожка,
Где вьётся змейкою дорожка,
И на полянках у реки
Цветут милашки васильки!
Всегда вас радостно встречаю
И в такт головкою киваю,
Мешая с небом голубым
Свой васильковый синий дым.(Е.Груданов)
Воспитатель: Василёк- верный спутник хлебного поля. В одной легенде рассказывается о том, как красивый и стройный юноша Василёк и Русалка полюбили друг друга. Но не сложилось у них счастье: Василёк не мог жить без земли, а Русалка — без воды. Превратила тогда Русалка любимого в цветок, надеясь что дождевой поток принесёт его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.
Колокольчик(ребёнок).
Я колокольчик радостный и звонкий,
Бываю белым, светло-голубым,
И ярко-синим, как глаза ребёнка,
И розовым, как нежный цвет зари.
В лесу и в поле для тебя я добрый вестник,
Я сказочный романтик для друзей.
И сердце вторит нежной чистой песне,
А жить с чудесным звоном веселей.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с колокольчиком исполним его звонкую песенку.
Игра на музыкальных инструментах «Колокольчик». Музыка Селезнёвой.(треугольник, металлофон, колокольчики)
Выходит девочка-ромашка с ромашкой в руках.
Ромашка: Мы весёлые ромашки,
Любим мы играть в пятнашки.
Нарядные платьица,
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке.
Мы загадаем загадки вам,
Про садовые цветочки узнаете там.
Возьмите сестричку мою поскорее
И отправляйтесь в сад веселее.
(Отдаёт ромашку воспитателю).
Воспитатель: Загадки о садовых цветах спрятались на лепесточках, давайте вместе их отгадаем (срывает поочерёдно лепесточки, загадывает загадки, на экране появляются слайды цветов с правильными ответами).
Тот цветок давно в Россию
Завезён из дальних стран.
Алый, стройный и красивый,
Называется … (тюльпан) Слайд №10.
Много лепестков атласных —
Желтых, белых, пестрых, красных.
На меня ты погляди-ка,
Называюсь я… (гвоздика) Слайд №11.
Пышный, круглый, как кочан,
Головой нам покачал.
Летом расцветает он,
Замечательный… (пион) Слайд №12.
Он – цветочный принц-поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам …(нарцис) Слайд №13.
Я алый и румяный,
Во мне весенний сок.
Понюхаешь меня ты
И погрузишься в сон.(мак) Слайд №14.
О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей.(Роза) Слайд №15.
Воспитатель: Пригласим царицу цветов к нам в гости.
Девочка- роза исполняет сольно песню на музыку
Э. Мак-Доуэлла «О Розе».
Роза: Приглашаю всех на бал,
На цветочный карнавал.
Будут бабочки порхать,
И цветы благоухать.
Мы подарим радость людям,
Эту встречу не забудем.
Танцевальная композиция «Мир волшебных цветов». Слайд №16
Муз. рук.: Цветы, как люди, на добро щедры.
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие тёплые костры. (К. Жанэ)
Надеюсь, ребята, вы много интересного и полезного узнали сегодня о цветах. А гостей мы приглашаем в наш зимний сад на выставку цветов.
До новых встреч.