«Вкусное закаливание»

Автор: Бибикова Александра Анатольевна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}

Уважаемые родители! Хочется познакомить Вас с очень вкусным способом закаливания — поеданием мороженого.

Мороженое – это не только чрезвычайно вкусно, но и невероятно полезно. Благодаря высокой пищевой ценности, наш организм прекрасно усваивает это изысканное лакомство.

Исследовательская работа

Автор: Жанчибон Даба Элбэктуевна

 

ВВЕДЕНИЕ

         Однажды, я и мама пришли в детский сад зимой пешком. Через некоторое время у меня замерзли нос и щеки. Было холодно даже рукам, хотя на них были одеты варежки. А вот глаза, которые все время находились на холоде, не замерзли. Только выступили слезы. И я решил узнать, почему глаза не мерзнут зимой?

Тема моего исследования: Почему глаза не мерзнут зимой?

Цель: Узнать, что защищает глаза от замерзания.

Задачи:

·        Выяснить, по какой причине, при морозе глаза не мёрзнут.

·        Узнать, что по этому поводу говорят врачи.

Гипотеза: Я предположил, что глаза не мерзнут, потому что их защищают слезы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

         Я решил спросить у ребят в детском саду, может они знают, почему глаза не замерзают на морозе. Но ребята даже не задумывались об этом.

Я спросил у воспитателя, почему мои влажные глаза не превратились в ледышку? Ведь вода замерзает на морозе. А глаза не превращаются в лед. Воспитательница сказала ответила, что с этим вопросом надо разобраться. И сказала, что наши глаза защищают слезы. Что слезы бывают солёными. Тогда я решил проверить свою гипотезу, что глаза не замерзают, потому, что их защищают слезы. А слезы соленые.

ОПЫТ

         Утром я развел в воде соль и поставил в морозилку стакан с соленой водой и стакан с простой водой. Простая вода к вечеру превратилась в лед, а вот соленая – не замерзла.

Значит, мое предположение оказалось верным.

         Для получения более точной информации я с помощью брата нашел информацию в интернете.

         И вот что удалось выяснить. Глаза очень хорошо защищены от замерзания. Факторов, не позволяющих глазам замерзнуть, несколько:

1. Жидкость, которая увлажняет глаз — это не чистая вода, она содержит соли. А соленая вода замерзает при очень низкой температуре.

2. Глаза обильно снабжены кровеносными капиллярами, и при снижении температуры кровоток в них усиливается, принося к глазам дополнительное тепло и не позволяя им замерзнуть.

3. Глазное яблоко хорошо защищено от повреждений со стороны окружающей среды: большая его часть расположена в углублении черепа — глазнице, а снаружи его прикрывает веко.

Я много узнал, но все же, как и наметил, мы с воспитателем отправились  на прием к врачу-офтальмологу.

И он подтвердил мне все, о чем я узнал.

         А еще офтальмолог показала мне макет глаза в увеличенном размере – впечатляющее зрелище!

         Так же врач дал совет: бережно относиться к своим глазам: меньше смотреть телевизор, компьютер, планшет и телефон.

          Читать только при правильном освещении. А так же правильно питаться, то есть кушать овощи и фрукты, в частности, морковь и чернику.

 

 

ВЫВОД

         Таким образом, выдвинутая мной гипотеза подтвердилась, а кроме этого я так же узнал, что глаза – один из важных органов, который надо беречь.

         Будьте здоровы, берегите глаза!

 

Адаптивная физическая культура

Автор: Федорова Ирина Викторовна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:120%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
mso-bidi-font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»,serif;
mso-ansi-language:EN-US;
mso-fareast-language:EN-US;
mso-bidi-language:EN-US;
mso-bidi-font-style:italic;}

Педагог должен знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей, иметь знания по биомеханике движений, теории и методике физического воспитания детей, владеть в совершенстве техникой выполнения двигательных действий. В его обязанности входит обеспечение грамотного планирования всей работы по физическому воспитанию в каждой возрастной группе и систематическое повышение методического уровня в сфере физического воспитания.

Развитие социальной активности студентов техникума через участие в молодёжных объединениях

Автор: Михеева Светлана Михайловна

Развитие социальной активности студентов техникума через участие в молодёжных объединениях

Потребности развития современного российского общества выдвигают перед учреждениями профессионального образования требования подготовки высококвалифицированных специалистов, инициативных, предприимчивых, готовых к позитивным преобразованиям окружающей природной и социальной среды способных к управлению на разных уровнях и в разных сферах. В большей степени решению данных задач способствует развитие социальной активности студенческой молодежи.

Социальная активность — сложное состояние и одновременно свойство человека (социальной группы) к интенсивному, осознанному взаимодействию с социальной средой в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития.

Среди факторов развития социальной активности выделяется влияние социальной группы. Развитие социальной активности осуществляется в процессе взаимодействия личности с социальной средой. Социальная группа выступает посредником между личностью и обществом в период социализации личности.

Развитие социальной активности в молодости выступает условием и результатом успешного формирования социальной зрелости. Социологи считают, что социальная зрелость — «это главная стадия человеческой жизни, включающая в себя период наиболее активной трудовой и общественно — политической деятельности, стадия максимального проявления творческой активности личности».

Таким образом, характерной особенностью развития социальной активности студентов как молодежной группы является возрастание уровня развития социальной активности вследствие интенсивного личностного становления, перехода от юности к социальной зрелости.

В связи с этим ряд авторов развитие социальной активности студентов связывают с деятельностью студенческих общественных объединений.

Студенческое самоуправление представляет собой попытку соединения интересов личности в развитии и самореализации с интересами государства в формировании дееспособного и сознательного гражданского сообщества среднего специального учебного заведения в подготовке профессиональных кадров для экономики страны и гармоничной социализации молодого человека в обществе. Студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив. Студенческое самоуправление – это инициативная, самостоятельная и ответственная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга.

Современная действительность требует эффективной социализации молодежи, воспитания и развития у студентов качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения в различных сферах действительности на основе саморазвития, самообразования, самовоспитания, самоуправления.  Под социализацией обычно понимаются процесс и результат усвоения индивидом социального опыта, осуществляемые путем включения в социальную среду, и воспроизведение системы социальных связей и отношений.

Главный смысл социализации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, развитии ее индивидуальности как социального существа. Насколько социально зрелой и гармоничной является личность, настолько оценивается широта ее социализации. Однако такая социальная самореализация человека возможна только в условиях настоящей демократии. Участие молодежи в общественном управлении определяется степенью открытости и свободы общества, возможностью сделать самостоятельный выбор своего пути развития.

Профессиональное образовательное учреждение и общество – объективно взаимосвязанные системы. Участие в студенческом самоуправлении – это особый вид деятельности, в реализации которого проявляются и развиваются профессиональные, организаторские, лидерские, творческие способности и личностные качества студентов. Современное студенческое самоуправление может и должно быть сконцентрировано на решении трех наиболее актуальных задач:

1.     стать условием реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях;

2.     стать реальной формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;

3.     стать средством социально-правовой самозащиты.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что студенческий профком является формой организации воспитательного пространства учебного заведения и влияет на социализацию личности студента.

Одним из самых больших молодёжных объединений в техникуме является школа волонтеров «Солнечный круг». Это объединение существует с 2010 года, численность и возрастной состав примерно 80 человек 15 — 20 лет. Девизом нашей школы волонтеров являются слова Иоганна Вольфганга Гёте: «Тот, кто ничего не делает для других, ничего не делает для себя!»

Сегодня довольно актуально слово «волонтер». Что же оно означает? В чем заключается его истинный смысл? Очень часто с направлениями волонтерской деятельности молодежь знакомится в техникуме или институте, получая профессию. До поступления в техникум большинство учащихся не имеют представления о добровольчестве. Достаточно редко в маленьких населенных пунктах, откуда приезжают абитуриенты, развивается волонтерская деятельность, как правило, о ней никто не знает. В этом смысле наш техникум «делает» огромный вклад,  вовлекая студенческую молодежь в волонтерскую деятельность.

В чем же истинный смысл волонтерства? Волонтёрство – добровольческая деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующая целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путём оказания помощи другим людям. Постепенно студенческая молодежь усваивает определенные законы в области волонтерской деятельности. Они выступают опорой в духовно-нравственном совершенствовании личности молодого человека. К основным принципам – законам волонтерства относятся:

 – добровольность;

– независимость;

– универсальность;

– неординарность;

 – единство;

 – заинтересованность.

Основными направлениями деятельности волонтерского движения в  техникуме являются:

   валеологическое      формирование здоровьесберегающей  компетентности  подростков  и  молодежи;

социально-правовое    повышение  уровня  правовой  культуры;

профилактическое    пропаганда  здоровьесбережения,    формирование навыков  и  умений    противостоять  негативным  явлениям  и  привычкам;

социокультурное    повышение  уровня культуры, организация  досуга  и другие.

В нашем техникуме ведется очень большая работа по привлечению студенческой молодежи в волонтерскую деятельность. Основными формами волонтерской работы является помощь и организация досуга для самых незащищенных слоев населения – это дети и пожилые люди. Таким образом, в течение этого учебного года волонтерами было проведено несколько акций:

Ежегодно 20 ноября отмечается международный праздник – Всемирный день ребенка. Наши студенты из волонтерского объединения «Солнечный круг», тоже поддержали идею этого праздника. 19 и 20 ноября ребята посетили д/с № 45 и д/с № 14 с игровыми программами «Весёлые старты» и   «В гостях у сказки», веселые спортивные игры, подарки для мальчиков и девочек и, конечно же, сладкие призы не оставили детишек равнодушными. Мероприятия прошли позитивно и вызвали восторг ребят!

«Поможем нашим старикам» — еще одна традиционная благотворительная акция, организованная нашими ребятами.  Цель акции   дать почувствовать  одиноким, пожилым людям, что они не брошенные, не забытые всеми, что они кому-то нужны. Ребята не остались равнодушны, они попытались внести праздник в их однообразные будни, по возможности улучшить условия их жизни.

         Волонтеры оказали  помощь бабушкам и дедушкам, проживающим в Арзамасском районе. Помогали им по хозяйству — ходили  за водой, помогали  в уборке по дому, во дворе, чистили  снег, кололи  дрова. Во время встреч, пожилые люди делились  своим опытом с молодежью, рассказывали  им о своей жизни.

         Волонтёрское движение не только даёт возможность оказать помощь пожилым людям и инвалидам, но и самим волонтёрам отрабатывать в это время свои профессиональные навыки по уходу за людьми, навыки  общения. Кроме  этого,  подростки  вырабатывают в себе человеческие качества, такие как: сострадание, человеколюбие, терпение, снисходительность. Волонтёрское движение – это не только свет в окне для пожилых людей, но и добрый свет в глазах  ребят, которые осознают необходимость своего участия в жизни старшего поколения.

В канун Нового года,  29 декабря, в техникуме была проведена Детская Новогодняя Елка. Ребята — волонтеры поставили детскую новогоднюю сказку «Чудеса в мешке». Яркие костюмы, множество веселых конкурсов, новогодние песни и танцы порадовали как  детей,  так и  взрослых. Сами же студенты получили заряд энергии и позитива.

Еще одной немало важной традицией нашей школы волонтеров является акция «Ветеран живет рядом». Ребята посещают ветеранов Великой Отечественной войны на дому, приносят цветы и подарки.

В этом году студенты вместе с участниками военных событий вспоминали тяжелые годы войны, лишения, через которые пришлось пройти советским солдатам, чтобы одержать победу в этой страшной войне.

  Ветераны плакали, делились своими воспоминаниями с ребятами нашего объединения.   Молодежь  должна знать о войне и помнить о тех, кто сделал все, чтобы мы жили в мире.  Удивительная обстановка царила во время этих встреч. Было ощущение, что ребята на себя примеряют эту боевую юность.

  Хочется верить, что такие встречи останутся в памяти, помогут почувствовать живую связь с историей нашей страны.

Для волонтера ценны не только такие качества личности, как доброжелательность к окружающим людям, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни, но и немало важными качествами являются трудолюбие, забота и бережное отношение к природе. 12 мая наши студенты оказали шефскую помощь детскому саду по заравниванию ям на детских площадках, формированию песочниц.

         Важно, что никто не пытался увильнуть от задания,  а работали весело и с задором.  Видя такое непринужденное общение, к ребятам присоединились дети, которым тоже хотелось помочь по мере своих возможностей. В итоге  сделали всё очень быстро и дружно.   

 

Участие ребят в волонтерском движении, несомненно, имеет для них самих положительное значение. Практически у всех волонтеров наблюдается личностный рост: повышается самооценка, растет уверенность в себе, формируется личностная ответственность, коммуникативная компетентность; развиваются организаторские и лидерские качества; изменяется социальный статус в коллективе. Для многих студентов это способ самореализации.

Наша школа волонтеров за этот год имеет немало наград, за участие в различных проектах областного и всероссийского уровня:

        Участие в XI Всероссийской акции “ Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»;

        Участие в областном конкурсе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Включи голову!»;

        Стали призерами (3 место) в областном смотре-конкурсе волонтерских объединений «Волонтером быть здорово!» по итогам этого конкурса наша работа была направлена для участия в VI Всероссийском конкурсе социальной рекламы «Новый Взгляд»;

        Участие в Общероссийском конкурсе «Воспитатель – это призвание!»

Я как руководитель школы волонтеров и ребята нашего объединения постоянно обучаемся и совершенствуемся, через участие в различных форумах, семинарах и волонтерских сменах:

        Участие в областном форуме руководителей волонтерских объединений «Мы выбираем жизнь»;

        Участие в областном форуме руководителей волонтерских объединений «Дети против наркотиков»;

        Участие в областной профильной смене «ПРОдвижение молодых», где наш студент Пяткин Роман стал победителем в номинации «Звезда отряда», проявив все свои лидерские качества;

        Участие в семинаре «Лектор антинаркотического образования».

В дальнейшем  планируется продолжить работу по традиционным направлениям, а так же расширить сферу деятельности по таким направлениям как экологическое, помощь братьям нашим меньшим.

Организовать встречу волонтеров с первокурсниками, представить свой опыт работы в объединении, чтобы увеличить  количество студентов, вовлеченных в волонтерскую деятельность.

 

 

В заключение хотелось бы сказать, что волонтерство – это не только «порыв души» человека, он длительная кропотливая работа над собой и развитием принципов добровольческого служения. Волонтёр – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим. А теперь представьте, как измениться наше общество, если каждый будет придерживаться данной установки…

 

Физкультурно-оз¬доровительная работа детского сада с семьей

Автор: Петрова Ольга Геннадьевна

Физкультурно-оз­доровительная работа

детского сада с семьей

 

Здоровье детей зависит не только от их физических особенно­стей, но и от условий жизни в семье, уровня развития здравоохра­нения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическо­му развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Се­мья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обуче­ния детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает се­мья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родите­лей и педагогов».

Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошколь­ном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги),  для которого характерно содействие друг  другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязан­ностей.

Более того, вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышения педагогической культуры родителей необходимо рас­сматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастер­ства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причем для того чтобы быть настоящим пропаган­дистом идей, средств и методов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольника­ми, детский сад в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной детского сада, мы особое внимание уде­ляем постоянному совершенствованию мастерства педагогов, по­иску новых подходов к физическому развитию детей, базирующих­ся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании осо­бенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий и т.д.

Таким образом, совместная работа с семьей строится на следу­ющих основных положениях, определяющих ее содержание, орга­низацию и методику.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и за­дачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-

оздоровитель­ной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы (в соответ­ствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.

5. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей — в детском саду.

Таким образом, алгоритм совместной физкультурно-оз­доровительной работы дошкольного образовательного уч­реждения с семьей может быть представлен следующим обра­зом:

ü анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации пи­тания и двигательной активности детей, выполнения режим­ных моментов в семье;

ü посещение детей на дому с целью анализа условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы и опреде­ления с учетом этого путей и способов улучшения здоровья каждого ребенка в семье и дошкольном образовательном уч­реждении;

ü создание в дошкольном образовательном учреждении и семье медико-социальных условий для укрепления здо­ровья и снижения заболеваемости у детей (создание зон раз­личных видов физической активности, использование зака­ливающих процедур, разнообразных массажей, фито-, вита­мино-, водотерапии и т.п.);

ü участие медицинских работников, воспитателей и ро­дителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;

ü проведение целенаправленной работы среди родите­лей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, за­каливания, воздушного и температурного режима и т. д.;

ü ознакомление родителей с содержанием физкультур­но-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении;

ü обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, раз­нообразные виды закаливания и т.д.);

ü  ознакомление родителей с лечебно-профилактичес­кими мероприятиями, проводимыми в дошкольном образо­вательном учреждении и обучение их отдельным нетрадици­онным методам оздоровления детского организма (фитотера­пии, ароматерапии и т.д.);

ü  создание семейных клубов по интересам «Если хочешь быть здоров—закаляйся», «Красота и здоровье», «В поход —всей семьей», «Папа, мама и я — спортивная семья» и т.п.;

ü  организация мероприятий по обмену опытом среди родителей (проведение фото, видео конкурсов на лучший спортивный уголок в семье, интересных спортивных и под­вижных игр с участием детей и взрослых членов семьи, кон­курсов, викторин и т.п.);

ü  освещение передового опыта семейного воспитания по физкультурно-оздоровительной работе в средствах массо­вой информации, создание газет для родителей и т. п.

 

«Региональный компонент в физвоспитании старших дошкольников-реализация программы «Наш дом-Южный Урал»

Автор: Петрова Ольга Геннадьевна

 

«Региональный компонент в физвоспитании старших дошкольников-реализация программы «Наш дом-Южный Урал»

 

В эпоху раннего железного века (X—IX века до н. э.) ураль­ский человек освоил металлургию железа. Люди научились изго­товлять из него орудия труда, вооружение, украшения, домашние изделия. В это время на Южном Урале окончательно сложились два различных уклада жизни людей — в степях занимались ското­водством, постоянно переходили с места на место (кочевники), а в лесостепях вели оседлую жизнь, т. е. жили, не переходя с места на место, занимаясь скотоводством и земледелием. Древние люди старались украсить свои жилища, предметы сложными орнамента­ми, изображавшими фигуры людей, животных, птиц. Любимыми сюжетами древних художников были сцены из жизни скотоводов: олени с ветвистыми рогами, дерущиеся верблюды, образы хищных зверей, птиц. Все это изображалось на кости, железе, бронзе, зо­лоте, коже, на поверхности колчанов, клинков кинжалов, мечей, браслетов.

В эпоху бронзы возникают города (крепости). В далекие време­на Южный Урал заселяли народы, которые впоследствии исчезли: сарматы, гунны и др. К концу XVIII века Южный Урал был заселен проживавшими рядом русскими, татарами, башкирами, чувашами, мордвой, казахами, украинцами, белорусами, нагайбаками и др. Все эти народы были пришлыми, т. е. поселившимися здесь в самое раз­ное время, они избрали Урал местом своего постоянного жительства. И сегодня уже невозможно поделить народы края на «коренных» и «некоренных» жителей.

В XVI веке Южный Урал начали заселять русские люди, и к кон­цу XVIII века их на Южном Урале было столько же, сколько и баш­кир. Часть русских людей строила медежелезоплавильные заводы (в горнозаводской зоне Южного Урала), другие становились казаками. «Казак» (с тюркского) — «вольный человек».

Казаками становились не только русские люди, но и башкиры, нагайбаки и другие народы. Русские переселенцы принесли на Южный Урал любовь к земле, уме­ние выращивать различные растения, богатые традиции бережного отношения к земле-кормилице. Кроме металлургии и казачества, русские люди возделывали землю, собирали богатый урожай, разво­дили скот и птицу.

Все народы, живущие на Южном Урале, имели представление о миропорядке, мироустройстве. Сам человек и все, что его окружало, было космосом. Космос включал в себя животных, птиц, человека, растения, небо, солнце, звезды, озера, горы и многое другое. Люди считали, что природа живет по тем же законам, что и человек, она имеет те же чувства, что и он. Природа может сердиться — тогда свер­кает молния, плакать — тогда идет дождь, улыбаться — тогда греют солнечные лучи. В речи всех народов много слов, очеловечивающих космос, природу: «хмурое утро», «злой ветер», «грустный дождик», «ласковое солнышко», «солнце-батюшка», «земля-матушка», «берез­ка-подружка», «ветер-буян» (буйный, задорный). Природа — храни­тельница земли и неба, она величава, могуча, и человек преклонялся перед ней, берег ее и старался не нарушать ее законов.

У всех народов, живших на Южном Урале, был культ природы, люди поклонялись ей как высшему существу, как живому человеку.

Особо почиталась мать сыра земля, т. е. почва, на которой вы­ращивался урожай.

Кроме культа земли, у народов Южного Урала существовали куль­ты солнца, воды, дерева, луны и т. д.

Связь человека с живой и неживой природой, заинтересованное отношение к космосу прослеживается и в играх народов Южного Урала. Люди придумали разные игры: с игрушками, подвижные, хо­роводные, словесные. Персонажами этих игр были птицы и звери, растения и явления природы, времена года. Людям интересно было «разыгрывать», подражать другим существам и всему тому, что связа­но с природой, космосом.

Наиболее часто встречающиеся игры детей и взрослых Южного Урала:

русская народная подвижная игра «Бег по стволу»;

русская народная хороводная игра «Венок»;

—башкирская народная хороводная игра «Белый тополь, синий тополь» («Ак тирэк, кук тирек»);

   башкирская народная подвижная игра «Ястребы и ласточки»;

татарская народная подвижная игра «Земля, воздух, огонь, вода»;

татарская народная хороводная игра «Татарский плетень» («Ка­пуста»).

 

Воспитательные задачи игрвоспитывать бережное отношение к родной природе, переживать положительные эмоции от общения с природой.

Цель народной педагогики — воспитание совершенного человека, т. е. человека, гармонично и разносторонне развитого.

В силу особенностей исторического, экономического и политиче­ского развития, религиозных, культурных, языковых влияний народы Южного Урала имеют хозяйственное, культурное и национально-пси­хологическое сходство. Между народами гораздо больше сходного, чем различного. Воспитание «совершенного человека», «хорошего челове­ка», «пригожего человека», «человека что надо» включало формирова­ние и порицание следующих качеств:

 

Народ

Поощряемые качества

Отвергаемые качества

Татары

Сильная привязанность к нацио­нальной культуре, традициям быта, выраженное чувство собственного достоинства, самоуверенность; быстро улаживают возникшие по их вине конфликты, могут легко сходиться с представителями любых национальностей в совместном труде; сметливость, трудолюбие

Самолюбование,

резкость,

категоричность

в суждениях,

вспыльчивость,

обидчивость,

хитринка

Башкиры

Трудолюбие, прилежность в выполнении своих обязанностей, настойчивость, неприхотливость, добродушие, приветливость, гостеприимство

Невыдержанность, замкнутость в общении, вспыльчивость, медлительность в работе

Казахи

Помощь родственникам, подчерк­нутое уважение к старшим; скромность, сдержанность в прояв­лении чувств и эмоций, невозмути­мость, спокойная манера поведения; приспособляемость к жизни в труд­ных условиях, размеренная жизнь; исполнительность, рассудитель­ность, практический склад ума

Торопливость,

неучтивость,

глупость

Русские

Открытость, гостеприимство, терпеливость, готовность помочь, миролюбие, надежность

Лень,

безответственность, непрактичность

 

Эти черты характера описываются в народных легендах, предани­ях, сказках, пословицах, загадках.

Кроме формирования нравственных черт характера, народы Юж­ного Урала уделяли внимание физическому развитию детей. Народные детские игры, включая в себя бег, прыжки, метание предметов, выра­батывали выносливость и смекалку. В этих играх формировались на­выки социального поведения. Детей рано приучали скакать верхом. Мальчика сажали на коня в 2—3-летнем возрасте. Ни один праздник не обходился без скачек, где молодежь показывала свою удаль.

В народных играх развивались физические качества, речь, сме­калка.

Младшие группы:

игры с бабинской матрешкой, яйцами, вкладышами;

подвижная игра «Маленькие ножки — большие ноги»;

  игры-забавы «Этот пальчик хочет спать».

Воспитательные задачи: учить управлять своим телом, способ­ствовать речевому развитию.

Старшие группы:

русская народная подвижная игра «Дед Мороз»;

русская народная хороводная игра «Чурилки»;

татарская народная подвижная игра «Спутанные кони»;

башкирская народная подвижная игра «Белая кость»;

башкирская народная подвижная игра «Гроза»;

русская народная настольная игра «Бирюльки».

Воспитательные задачи: развивать ловкость, терпение, находчи­вость, быстроту реакции, умение действовать по правилам, активный интерес к народным играм.

Все народы, проживающие на Южном Урале, учили детей пони­мать прекрасное. Это отражается в народных загадках, легендах, ис­кусстве, трудовых традициях, в обустройстве жилища (того места, где проживали человек и его семья)