Автор: Петрова Ольга Геннадьевна
Физкультурно-оздоровительная работа
детского сада с семьей
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Более того, вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причем для того чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.
Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной детского сада, мы особое внимание уделяем постоянному совершенствованию мастерства педагогов, поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий и т.д.
Таким образом, совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-
оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.
5. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей — в детском саду.
Таким образом, алгоритм совместной физкультурно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения с семьей может быть представлен следующим образом:
ü анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье;
ü посещение детей на дому с целью анализа условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы и определения с учетом этого путей и способов улучшения здоровья каждого ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении;
ü создание в дошкольном образовательном учреждении и семье медико-социальных условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей (создание зон различных видов физической активности, использование закаливающих процедур, разнообразных массажей, фито-, витамино-, водотерапии и т.п.);
ü участие медицинских работников, воспитателей и родителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
ü проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима и т. д.;
ü ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении;
ü обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания и т.д.);
ü ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении и обучение их отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.);
ü создание семейных клубов по интересам «Если хочешь быть здоров—закаляйся», «Красота и здоровье», «В поход —всей семьей», «Папа, мама и я — спортивная семья» и т.п.;
ü организация мероприятий по обмену опытом среди родителей (проведение фото, видео конкурсов на лучший спортивный уголок в семье, интересных спортивных и подвижных игр с участием детей и взрослых членов семьи, конкурсов, викторин и т.п.);
ü освещение передового опыта семейного воспитания по физкультурно-оздоровительной работе в средствах массовой информации, создание газет для родителей и т. п.