Обучение грамотному письму в начальной школе

Автор: Кожина Вера Николаевна
Орфографическое чтение
Орфографическое чтение (проговаривание). Дети, с ведущим слуховым каналом восприятия информации только в том случае оказываются в разряде грамотно пишущих детей, если они очень долго читали вслух по слогам, вслух, орфографически (то есть так, как написано в книге) мо-ло-ко, пе-ре-нес-ли. Давайте попробуем разобрался отчего это происходит? Если заглянем в любой класс на урок, то услышим только орфоэпическую речь и везде преобладающее орфоэпическое чтение. К такой ситуации мы привыкли. Орфоэпическая речь хороша в устных общениях, она помогает передать мысли и чувства, выразительность. Скорость и темп – высокие, что немаловажно при передачи информации. Зато сколько такая речь дает школьникам ошибок, когда после орфоэпического чтения их заставляют писать грамотно. Для многих детей это непосильно, они остаются с 1 класса безграмотными. Наше чтение далеко расходится с написанием. Например, слова «помог ему» в литературном языке произносятся приблизительно так: памок йему. Очень точно записать звуки буквами в данных словах невозможно: и букв таких нет в алфавите, и само произношение отдельных звуков в словах деформировано, и трудно уловить, какой на самом деле звук. Значит в слове «помог» звучит в первом слоге то ли «а», то ли «ы», то ли «о». Что-то среднее между этими звуками. Хорошо ли это или плохо? Это зависит oт цели, на которую направлена речь. И сколько такая речь доставляет нам хлопот, когда мы вынуждены распутывать ее с помощью правил, чтобы написать правильно слово.
А что, если пойти по другому пути и научиться читать, как написано слово, не отступая ни на долю от звука, от буквы? Почему бы не произнести первый слог с «о», а в конце пусть четко прозвучит «г», а не «к». А ну-ка, произнесем три раза «помог, помог, помог»! Звучит-то совсем другое слово: не «памок», а «помог». Значит одно и то же слово может быть произнесено по-разному: орфографически и орфоэпически, то есть так, как мы пишем, и так как мы говорим.
Первые шаги орфографического чтения можно наблюдать в первом классе, когда обучают детей чтению и написанию слов. Но это лишь первые шаги в сентябре. А дальше все идет вверх тормашками: учим правила и с их помощью пытаемся исправлять деформированные слова в устном произношении. А в учебниках русского языка, в методиках, в разработках уроков многовато сложных (научно обоснованных) формулировок и правил. Ученики тонут в огромном количестве орфограмм. Да и сколько надо знать этих правил, чтобы в долю секунды не ошибиться в их применении. Ведь в диктантах есть предложения с 11 орфограммами (В морозный денек я вышел из лесной сторожки на охоту).
А что мешает учителям пойти по пути орфографического чтения при обучении правописанию? Дети, хорошо владеющие орфографическим чтением, читают намного лучше, правильнее и обычным, орфоэпическим чтением. Значит, два вида чтения не исключают, не мешают друг другу, а помогают одно другому. Почему это происходит? У языка есть свои законы. И эти два вида чтения подчиняются каждый своему закону. При орфографическом чтении цель направлена на четкость произношения, на запоминания состава звуков в каждом слове. Темп чтения замедлен, само чтение монотонно. Это кажется нам чуждым, но отдаленно знакомым. Такое чтение звучит гласно, в полный голос. При орфоэпическом чтении картина меняется: чтение имеет цель передать мысли и чувства, слова сливаются в фонетический «комплекс», отдельные звуки в словах неясны, нечеткие, только ударный слог выделяется на фоне безударных. Скорость высокая, что немаловажно для передачи информации. Теперь надо соединить два вида чтения. А как это сделать? Очень просто: сначала прочитай так, как мы пишем, а потом так, как мы читаем. Звуковая графическая форма слова навсегда останется в памяти, если слово повторено многократно. А если мы бы чаще применяли орфографическое чтение, четко произносили слова, развивая орфографическую зоркость, дети писали бы быстрее и свободнее, без сомнений и опасений.
Далее возникает вопрос: а сколько раз надо произнести слово, чтобы оно осталось в памяти. Вот с этого все и начинается. Слова, которые нельзя проверить правилом, пишем на отдельных листочках размером 6 на 30 см., стандартным крупным шрифтом, буквами высотой 3 см. Орфограмма выделяется красным цветом. Расчет таков: четко произносимое несколько раз слово по буквам будет написано правильно. Ежедневное повторение перейдет в привычку и для учителя и для детей. Дети привыкают к более четкому произношению слов. После короткой тренировки можно было безошибочно проверить 20 слов на слух. Ни у кого не вызывает сомнений правильность такой проверки. На уроке можно взять наугад десять слов, предупредить, что дети должны успеть прочитать слова и запомнить их, чтобы потом произнести орфографически. Такой прием рассчитан на обострение внимания и на технику чтения, повышает интерес к слову. После опроса нескольких человек, слова снова показываются на 2-3 секунды, дети проверяют, правильно ли они прочитали их. Затем произносит слова учитель орфографически, и дети обязательно повторяют вслух 3-4 раза. Таков первый этап со словами.
А как же правила? Правила – теоретическая часть правописания. Мы должны выучить правило, затем написать, напечатать это слово по правилу. Когда оно написано, то стоит произнести его орфографически несколько раз и оно останется в памяти движений артикуляций, как работа пальцев в музыке. Правила обогащают знания о языке с познавательной стороны, но не с практической. Ни зрение, ни шрифт, ни размер, ни цвет букв, ни правила не помогут ученику, если слово не будет произнесено орфографически.
Орфографическое чтение дает очень хорошие результаты при изучении слов с непроверяемыми написаниями (см. фрагмент урока Приложение № 3).
В разных источниках по-разному определяется количество словарных слов для ознакомления на одном уроке и необходимое количество повторных восприятий, также их распределение по времени.
При определении оптимального количества слов (1 класс – 2-3 слова; 2 класс – 3-4; 3 класс – 4-5; 4 класс – 6-7) для первичного восприятия, я все слова из программных списков разделила на определенные группы. Для перевода информации о написании слов из кратковременной памяти в долгосрочную необходимо постоянное повторное воспроизведение.
Разумеется, орфографическое чтение не панацея, но активно используя эту методику на протяжении нескольких лет, я добилась хороших результатов, подтверждаемых контрольными срезами.

2022г.(п Хани Некрюнгринский р РС (Якутия)Кожина Вн Обучение грамотному письму в начальной школе.docx