Автор: Разуваева Оксана Александровна
Новые технологии в обучении. Использование блочно-модульной технологии обучения на уроках истории
Введение
Глубокое реформирование системы образования, вызванное к жизни социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение объема изучаемых дисциплин создали необходимость использования новых образовательных технологий. В современных условиях возрастает роль образования, т.к. образование – мощный фактор, который способствует изменению и развитию не только отдельного человека, но и общества в целом. Поэтому поиск новых образовательных технологий становится актуальной проблемой. Использование современных технологий направлено на повышение качества образования, на оптимизацию процесса обучения, на повышение уровня культуры подрастающего поколения в работе с техническими информационными средствами.
Новые образовательные технологии сопровождают результаты значительных научных исследований. Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Идея непрерывного образования может быть реализована в современных условиях, если и общеобразовательная, и высшая школы смогут эффективно решить задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучить методам работы с информацией, методам создания новых знаний, а самое важное — методам поддержания необходимого уровня знаний о развивающемся мире. Поэтому каждому преподавателю и обучающемуся для овладения процессами «преподавания» и «учения» «желательно владеть тремя языками: родным языком, языком науки, языком технологии», рассматривая их как основы профессиональной деятельности.
В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Считаю, что это определение технологии, как и множество подобных ему, не может претендовать на полноту и точность, несмотря на то, что непрерывно появляются новые (экологические, космические, информационные) технологии.
На смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности. Я уверена, что технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.
Глава 1. Теоретические основы современных технологий в образовании
Одной из современных образовательных технологий является технология модульного обучения. Модульное обучение – это такая педагогическая технология, при которой обучающиеся работают с учебной программой, составленной из модулей.
Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».
С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология — это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. «Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова».
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
1.1. Особенности гуманитарных педагогических технологий
Понятие педагогической технологии в сознание учительства входило постепенно: от первоначального представления о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств до представления о педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.
Описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы.
Педагогическая система — основа технологического процесса.
В. Беспалько.
Под педагогической системой понимается совокупность (взаимосвязанных) средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного влияния на личность.
Педагогическая технология — это проект определённой педагогической системы, реализуемый на практике. Следовательно, в основе любой педагогической технологии лежит системный подход. Система — органичная целостность (класс, школа, вуз, группа и т. п.). Например, компьютер — система, обучающийся, работающий на нём, — тоже. Но вместе они образуют не новую объединённую систему, а только комплекс взаимодействующих систем. Комплекс — единство взаимодействующих, относительно самостоятельно существующих систем.
Педагогическая технология конкретно реализуется в технологических процессах. Целостность технологии обучения обеспечивается тремя её компонентами:
· организационной формой;
· дидактическим процессом;
· квалификацией преподавателя (или ТСО).
Предметом педагогической технологии являются конкретные взаимодействия преподавателей и обучающихся в различных видах деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приёмов обучения или воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств.
1.2. Задачи педагогической технологии
Задачами педагогической технологии являются:
· отработка глубины и прочности знаний, закрепления умений и навыков в различных областях деятельности;
· отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;
· обучение действиям с технологическим инструментарием;
· развитие навыков технологического мышления;
· воспитание привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных задач и общественно полезного труда.
В чём же состоит глубинный смысл педагогической технологии в целом?
Во-первых, педагогическая технология сводит на нет педагогический экспромт в практической деятельности и переводит её на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса с последующей реализацией проекта в группе. Во-вторых, в отличие от ранее использовавшихся поурочных разработок, предназначенных для учителя, педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание деятельности самого обучающегося, то есть проектирование учебно-познавательной деятельности ведёт к высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
В-третьих, существенная черта педагогической технологии — процесс целеобразования. Это центральная проблема педагогической технологии в отличие от традиционной педагогики. Она рассматривается в двух аспектах: 1) диагностика целеобразования и объективный контроль качества усвоения обучающимися учебного материала; 2) развитие личности в целом.
В-четвёртых, благодаря представлению о предмете педагогической технологии как проекте определённой педагогической системы можно сформулировать важный принцип разработки педагогической технологии и её реализации на практике — принцип целостности (структурной и содержательной) всего учебно-воспитательного процесса. Принцип целостности — гармоничность всех элементов педагогической системы.
Принцип целостности означает, что при разработке проекта будущей педагогической системы любого из видов образования необходимо достичь гармоничного взаимодействия всех элементов педагогической системы (ПС), как по горизонтали (в рамках одного периода обучения — семестра или учебного года), так и по вертикали — на весь период обучения. При этом недопустимо вносить изменения хотя бы в один из элементов ПС, не затрагивая соответствующей перестройкой другие. Так, изменяя цели образования, но оставляя неизменными содержание и процессы обучения, имеем деформированные педагогические системы. Они, как показывает практика, нежизнеспособны.
Рационалистическая стратегия образовательного процесса предполагает чёткое его построение с целью формирования поведенческого репертуара в ходе изучения.
Педагогическая технология, или технология обучения является основной (процессуальной) частью дидактической или методической системы. Так, например, если методическая система направлена на решение задач:
1. Чему учить?
2. Зачем учить?
3. Как учить?
то технология обучения прежде всего отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением:
4. Как учить результативно?
И для исследователей, и для практиков окажется полезным найти, в чём технологичность практических образцов (коллективная система обучения — КСО; обучение творческому мышлению в разработках ТРИЗ — теории решения изобретательских задач; и др.), в чём их возможности и где границы их применимости, достижение каких педагогических целей они гарантированно обеспечивают и какими способами. Для «технологического» анализа интересна воспроизводимость получаемых результатов и процесса их достижения. Я считаю важной саму возможность такого технологического подхода, который позволяет получать личностные учебные результаты. Эта возможность — есть перспектива создания «высоких педагогических технологий» (понятие предложил А. М. Лобок в 1994 году); особенность которых состоит в сочетании воспроизводимости результатов с их личностным характером.
Мне известно, что еще в 1993 году в Санкт-Петербурге создан Институт Тренинга, его возглавляет профессиональный тренер Н. Ю. Хрящёва. Коллективом Института Тренинга разработаны программы тренинга партнёрского общения, тренинга сенситивности, тренинга креативности, более 200 психологических упражнений, направленных на развитие умений и установок эффективного общения: упражнения для создания групповой атмосферы (оптимизации внимания, мыслительной активности обучающихся). Многие упражнения я использую для развития у себя компетентности в общении, сенситивности, креативности. Главные ценности и смыслы, сформулированные его создателями уже в самом начале — профессионализм и компетентность, дружелюбие, честность и порядочность.
2.Блочно-модульная технология на уроках истории.
2.1.История возникновения модульной технологии.
Одной из современных образовательных технологий является технология модульного обучения. Модульное обучение – это такая педагогическая технология, при которой обучающиеся работают с учебной программой, составленной из модулей.
Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период.
Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теоретическому и технологическому применению, а также инструкции по технике безопасности в разных сферах промышленности. Это было уже разновидностью модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональному обучению. И только более чем через десять лет авторитеты в сфере образования и профессионального обучения отозвались на тенденцию систематизировать техническое и профессиональное обучение на модульной основе.
Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла, Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса. Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в 1974 году, которая рекомендовала «создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям». Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.
Блочно — модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Интерес различных исследователей к модульному обучению обуславливается стремлением к достижению разнообразных целей. Одни — стремились позволить учащемуся работать в удобном темпе, избрать подходящий для конкретной личности способ учения; вторые — помочь обучающимся определить свои сильные и слабые стороны, дать возможность тренироваться самим, используя корректирующие модули; третьи — интегрировать различные методы и формы обучения; четвертые — гибко строить содержание обучения из сформированных единиц учебного материала; другие — достичь высокого уровня подготовленности учащихся к профессиональной деятельности и т. д.
В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя Пальмира Альбиновна Юцявичене и ее учеников. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» (Каунас, 1989 г.). Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Модульное обучение очень близко по своим идеям и организационным формам программированному обучению. Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения. Модульное обучение обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, активизацию познавательной деятельности, условия для творческого развития и самовыражения личности. Цель технологии модульного обучения – «создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса»[3,стр.63].
Баянова Л. А. Технология модульного обучения в школе https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/956/.
Главные достоинства блочно-модульной технологии выявлены в результате многолетнего внедрения. Ими являются:
• возможность перехода от традиционной технологии обучения к блочно-модульной без разрушения первой, нежелательных деформации с сохранением отработанных приемов, способов организации деятельности;
• возможность прогнозирования конечного результата образования;
• системная работа над содержанием образования, при которой нет необходимости планирования отдельного урока;
— создается модель работы над темой; проектируется процесс обучения с учетом конечного результата, межпредметных и внутрипредметных связей, видов, форм и способов;
• действий в различных полях — теоретическом и деятельностном;
• организация мониторинга учебного процесса, который обеспечивается через традиционные формы: контрольные, тесты, а также интеллектуальные игры и пр.
Кроме того, преподаватели нашего техникума профессионального образования отмечают, кроме вышеперечисленных, следующие достоинства модульного обучения:
— возможность адаптации содержания к потребностям слушателя;
— выбор содержания в соответствии с заявленной слушателем проблемой;
— учет интересов и проблем слушателей;
— расширение рынка сбыта образовательных услуг;
— формирование портфеля заказов;
— гибкий график усвоения нового содержания и новых методов;
— накопительный принцип в самооценке;
— избавление от потребительской позиции.
2.2.Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:
— содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;
— изменяется форма общения преподавателя с обучающимся. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;
— обучающий работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю.
Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания, его представлению и способам организации учебного процесса. Это свидетельствует о преемственности модульного обучения по отношению к другим теориям и концепциям обучения.
Действительно, от программированного обучения модульное переняло способы управления учебным процессом. Причем модульное обучение позволяет преодолеть фрагментарность программированного путем создания целостной наглядной программы и проблемной подачи содержания в модуле, позаимствованной из проблемного обучения. Модульное обучение характеризуется адаптивностью, реализация которой отражается в специфических способах организации индивидуально-дифференцированного обучения. Такая проблема, как большой удельный вес самостоятельной работы обучающихся и недостаток делового общения, в модульном обучении удачно компенсируется нетрадиционными формами и методами активного обучения, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать в них любознательность и формировать коммуникативные навыки.
Таким образом, цель модульного обучения — это содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
При разработке модулей следует исходить из известных принципов:
· частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля;
— реализация интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;
— реализованная обратная связь — основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется преподавателем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) — мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля обучающихся;
· учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;
— при построении модуля соблюдается логика усвоения обучающимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;
— структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.
Мамирова Н. Т. Применение блочно-модульной технология в развитии профессиональной деятельности студентов колледжа // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 385-387. — URL https://moluch.ru/archive/56/7643/.
2.3. Сущность и принципы модульного обучения
Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:
• содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);
• учитель общается с учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально;
• каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:
· активизация учебного процесса;
· повышение уровня усвоения изучаемого материала;
· мотивация учения;
· развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;
· развитие навыков сотрудничества и делового общения.
И как ожидаемый результат – это способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.
Модульное обучение даёт возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения рационализации.
Суть рационализации:
— индивидуализированное содержание обучения;
— выбор учащимися путей и темпа усвоения;
— возможность постоянной коррекции процесса обучения с помощью контроля и самоконтроля.
Принципы модульного обучения:
· модульности;
· выделение из содержания обучения обособленных элементов;
· динамичности;
· паритетности;
· разносторонности методического консультирования;
· осознанной перспективы;
· действенности и оперативности знаний;
· гибкости.
Каждый студент – активный субъект своей собственной деятельности. Позиция студента – это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: преподаватель – студент – группа. Функция педагога – от информационно-контролирующей идёт к консультативно–координирующей. Взаимодействие студент-преподаватель идёт с помощью модуля.
Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.
Что включает в себя система действий преподавателя?
Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскадом целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ.
Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого студента в отдельности и всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.
Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.
При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
1. Четкая организация всего учебного процесса;
2. Постановка целей и задач обучения для всего блока;
3. Сочетание словесных, наглядных методов;
4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности;
5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;
6. Вера учителя в способности ученика.
2.4. Структура модулей.
Структура модульной образовательной программы формируется путем решения следующих задач:
1. Определение круга потенциальных потребителей модульной образовательной программы, анализ существующих родственных, близких по назначению образо-вательных программ и т.п.
2. Определение перечня компетенций, необходимых для освоения.
3. Определение перечня модулей для модульной образовательной программы.
4. Разработка недостающих модулей
Технология педагогического проектирования образовательных модулей предполагает три основных этапа:
1. Разработку спецификаций модулей.
2. Разработку оценочных материалов модулей.
3. Разработку учебных материалов модулей.
Дидактический модуль строится на основе ГОС и предметных образовательных программ. Алгоритм построения дидактического модуля предполагает:
— определение уровня обучаемости (низкого, среднего, высокого) на основе изучения психофизиологических особенностей обучающихся;
— постановку целей и задач образовательной деятельности обучающихся на учебном материале модуля;
— прогнозирование конечного результата обучения в данном предметном модуле.
В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:
1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;
2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу уроки-практикумы, конференции, игры, презентации;
3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение темы.
4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.
Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа.
Во-первых, я тщательно прорабатываю весь учебный материал темы для каждого урока в отдельности; выделяю главные основополагающие идеи и формулирую для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.
Во-вторых, тщательно определяю содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы.
В-третьих: подбираю дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, исторические диктанты для учеников.
Затем пишу методическое пособие для учащихся, которое необходимо размножить в количестве, соответствующем количеству учеников в класс.
Методическое пособие для обучающихся – это технологическая карта (тест) урока. Она включает в себя:
— целевой план действий для обучающихся (планирование результатов деятельности для обучающихся на уроке);
— содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса;
— руководство по усвоению материала (виды деятельности обучающихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего обучающийся овладевает различными приемами самообразовательной работы);
— указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке;
— блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;
— самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;
— рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.
2.5.Общий план проведения блочно — модульного урока
1) Тема модуля разбита на семь учебных элементов (УЭ) — графа №1. На работу с каждым учебным элементом отводится определенное время. Обучающиеся должны помнить о времени, ценить время, отведенное уроку.
2) К каждому УЭ поставлена цель и разработаны задания по изучению учебного материала – графа №2, а в графе №3 даются рекомендации по усвоению обучающимися учебного материала (виды деятельности, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы).
№УЭ, время |
Учебный материал с указанием задания |
Руководство по усвоению знаний |
УЭ- 0 |
||
3) Уровень знаний по каждому УЭ обучающиеся оценивают (промежуточный контроль) по пятибалльной шкале или по схеме отмеченной в тесте модуля, что дает возможность учиться избегать недооценки или переоценки своих возможностей. Таким образом, каждый обучающийся вместе с преподавателем осуществляет управление обучением, а, работая на доверии, обучающиеся объективно оценивают свою работу. Оценку за работу по каждому УЭ обучающиеся выставляют в лист учета знаний.
4) В УЭ-0 – ставится интегрирующая цель. Цель содержит в себе не только указание на объем изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Цель имеет два уровня: 1) усвоение материала; 2) ориентация его использования на практике.
Здесь же в УЭ-0 проводится мотивационная беседа. Цель мотивационной беседы в том, чтобы направить учащихся на рабочий лад, заинтересовать или создать какую-либо проблемную ситуацию.
5) Перед изучением модуля проводится входной контроль (УЭ-1) знаний, умений и навыков учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся.
6) Далее идет основной этап урока – изучение темы модуля (с УЭ-2 по УЭ-5) и закрепление знаний (УЭ-6).
7) После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, который должен показать уровень усвоения темы модуля.
8) Последний этап – подведение итогов (УЭ-7) и рефлексия. Здесь же дается разноуровневая информация о домашнем задании.
Самое сложное в учебной жизни – это оценка. Я считаю, что традиционная система оценивания обучающихся несовершенна по многим причинам. Во-первых, не показывает систематичность, полноту, не является базой для продолжения образования. Во-вторых, выставление отличной оценки за любой удачный ответ или решение задачи лишает систему оценивания мотивирующей функции, т.е. не вызывает стремление больше знать и уметь, а оставляет лишь желание получать как можно больше отличных отметок. В-третьих, отметка не выполняет своей главной задачи: не отражает подлинных результатов обучения, не определяет ни количественную, ни качественную характеристику знаний ученика. Нам следует помнить, что сегодня обучающиеся получают новую информацию не только на уроке, не только из учебника, но и из множества других источников. Современная жизнь, образовательное учреждение требует от обучающихся не простого изложения требуемого материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений, навыков, а учета их индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. Я пытаюсь сделать оценку средством развития и воспитания личности, стремлюсь к тому, чтобы система оценивания обеспечила мотивацию деятельности студента, и у каждого был шанс получить более высокую оценку. В том числе и за счет дополнительных усилий в изучении предмета. Главной задачей является не как отследить результаты, а как сделать обучение комфортным для любого студента, создать чувство успеха и этим способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом заложены определенные наклонности, следовательно, и способности. Для решения этой задачи следует четко определить, что обязательно должен знать и уметь каждый студент, что выходит за рамки обязательного минимума. Это уже первый шаг к реализации поставленной задачи. Требования к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН) четко заложены Госстандартом.
В своей педагогической деятельности, оценивая учащихся, я ориентируюсь на уровень усвоения учебного материала, разработанный Бариновой И.И.
1 ступень – усвоение знаний |
1-й уровень – узнавание, запоминание, воспроизведение |
2 ступень – понимание |
2-й уровень – пересказ текста словами, умение давать объяснение, делать предложения о дальнейшем ходе явлений, использовать полученные данные для определения следствия. |
3ступень – понимание |
3-й уровень – умение применять ранее усвоенный материал в новых учебных условиях |
4ступень – анализ |
4-й уровень – умение расчленять материал на составляющие элементы (вычленять части из целого, устанавливать причины, следствия, взаимосвязи и т.д.) |
5 ступень – синтез |
5-й уровень – умение комбинировать элементы, реорганизовывать информацию из источников и на этой основе создавать новый образ (в виде доклада, схемы, таблицы), писать творческие сочинения. Решать проблемы. |
6 ступень – оценка |
6-й уровень – умение школьников оценивать значение факта, утверждения, исследовательских данных. Умение оценивать ответ товарища и свой ответ. |
Считаю важным заранее довести до обучающихся требования к знаниям и умениям, сформировав их четко и однозначно. Тогда контроль становится объективным, гласным и открытым, не возникает обид и подозрений в пристрастности учителя.
2.6.Оценочный лист и оценочные материалы.
Оценочный лист
Фамилия, имя |
УЭ-1 |
УЭ-2 УЭ-3 |
УЭ-4 |
УЭ-5 |
УЭ-6 |
УЭ-7 |
Итог |
Оценка |
Оценочные материалы содержат совокупность дидактических измерительных средств установления уровня достижения результатов обучения по всем критериям оценки и эталоны их выполнения. При разработке оценочных материалов следует обратить внимание на обеспечение валидности и надежности оценки.
Оценка каждого результата обучения в процедуре итогового контроля проводится отдельно. Общая итоговая оценка определяется как среднеарифметическая оценок, полученных по отдельным результатам. В некоторых случаях выставляется единственная оценка по модулю (комплексная).
При проведении оценивания, кроме традиционных, целесообразно использовать и такие методы как: метод проектов, портфолио, метод экспертной оценки.
2.7.Контроль преподавателя
Работая на уроках по блочно-модульной технологии, большое значение уделяю контролю результатов обучения. Контроль осуществляю постоянно:
• системный анализ урока;
• тематический (контроль знаний ЗУН обучающихся по блокам);
• итоговый контроль (по результатам семестров).
Для этого использую разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование, зачет, творческие работы.
3.Обобщение моего опыта работы с использованием блочно-модульной технологии преподавания истории в Ужурском многопрофильном техникуме.
В этом учебном году я работаю совместителем — преподавателем по истории в техникуме и планирую на будущий учебный год перейти на постоянную работу преподавателем истории. Ознакомилась с опытом работы по блочно-модульной технологии своей коллеги — наставника. Прежде, чем внедрить в практику своей работы блочно — модульную технологию моя коллега в течение 2 лет проводила среди обучающихся анкету и выясняла, в чём причины трудностей на уроке.
Причины трудностей на уроке
№ |
Что мешает учиться лучше |
2015–2016 |
2016-2017 |
1. |
Недоступность учебного материла |
8 |
8 |
2. |
Неумение самостоятельно работать с книгой |
5 |
4 |
3. |
Отсутствие приемов учебной деятельности |
0 |
0 |
4. |
Неверие в свои силы |
15 |
13 |
5. |
Увлечение другими делами |
29 |
32 |
6. |
Плохие взаимоотношения с родителями |
5 |
3 |
7. |
Плохие взаимоотношения с учителями |
3 |
0 |
8. |
Плохие домашние условия |
12 |
8 |
9. |
Плохое состояние здоровья |
20 |
19 |
10. |
Потеря интереса к учению |
7 |
6 |
11. |
Плохие способности |
12 |
11 |
12. |
Плохие учебники |
9 |
3 |
13 |
Низкая квалификация учителей |
0 |
0 |
14. |
Оторванность обучения от жизни |
0 |
0 |
15. |
Отсутствие уважения в школе к учащимся |
0 |
0 |
16. |
Отсутствие дружбы в классе |
3 |
0 |
17. |
Отсутствие порядка в школе |
0 |
0 |
18. |
Собственная лень |
39 |
41 |
Проанализировав данные, с целью повышения мотивационного аспекта, в 2017 году стала использовать блочно — модульную технологию и отдельные её элементы. Что же дает модульное обучение? Мои выводы базируются на наблюдениях, мониторинговых исследованиях и анкетировании обучающихся. Значение блочно-модульной технологии для студентов, включенных в технологию модульного обучения, среди которых и проводилось анкетирование по вопросам:
· Что дают мне модульные уроки?
· Отвлекаюсь ли я на уроке?
· Хотели бы вы, чтобы так работали все преподаватели?
В качестве опытного «полигона» для апробации, я выбрала обучающихся 1 курса. Перед началом запуска проекта проанализировала качество знаний по истории в этой группе, уровень овладения обучающимися общеучебными умениями и навыками, а также специальными с целью отслеживания динамики изменений. 97% обучающихся одобрили внедрение модульной технологии. Анализ информации позволил сделать вывод о том, на уроках остается высокий сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для студентов средством активной познавательной деятельности. Студентам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной, позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. В анкетах студенты пишут, что на модульных уроках они в большей степени могут само реализоваться, и это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.
Использование на занятиях блочно-модульной технологии, построение урока от обучающегося, вовлечение каждого участника учебно-воспитательного процесса в деятельность по овладению новых знаний, посильная нагрузка и дозированность домашнего задания, все это отразилось на качестве преподавании истории.
4. Заключение
Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для студента и для преподавателя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “преподаватель – обучающийся” занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого обучающегося исключает нарушения дисциплины.
Задания, которые подготовил преподаватель, предполагают работу с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу. При выполнении заданий обучающийся может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с преподавателем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.
Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала обучающимися и быстро выявить пробелы в знаниях.
Работу по освоению данной технологии я считаю незавершённой. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также продолжать проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционными.
По урокам – модулям моя группа работала в течение 7 месяцев. Результаты этой работы таковы: увеличился объём работы, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще работали в парах, увеличилась накопляемость оценок.
Думаю, что в этом направлении первые шаги сделаны.