Автор: Никитенко Светлана Анатольевна
Наноэкспедиции – это знакомство дошкольников с микромиром.
Нано» (от греч. na’nos — «карлик») — приставка, используемая в Международной системе единиц (СИ) для обозначения десятичных дольных — 10–9 часть объекта.
Цель: развивать интерес к практической познавательно-исследовательской деятельности.
Сентябрь
Тема: «Исследуем осенние листья»
Цель: обобщить знания об осенних изменениях в природе. Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
Совместная работа.
Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. А вам интересно узнать, как устроен лист? Почему лист зелёный? Почему листья желтеют осенью? А для того, чтобы лучше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.
Исследование №1 «Рассматривание строение листа с помощью лупы»
Материал: лупа, осенние листья разной формы.
Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Исследование №2 «Почему осенью листья изменяют окраску?»
Материал: лупа, осенние листья, кусочки белой ткани.
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: на ткани появились зеленые пятна).
Это зеленое вещество из листочка называется — хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Предлагаю вам рассмотреть клетки листьев под микроскопом.
Самостоятельная работа.
Материал: микроскоп, блокноты, карандаши.
Зарисовка клеток осенних листьев.
Рефлексия.
У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет — становится желтым. Листья состоят из клеток, которые мы можем увидеть через микроскоп.
Молодцы! Ребята, вы порадовали меня своей работой. Наша экспедиция подошла к концу
Декабрь
Тема: «Сравнение сосновой и еловой веток»
Цель: развивать интерес к исследовательской деятельности, умение находить и открывать для себя неизвестное в знакомых объектах. Развивать умение сравнивать, находить различия и сходства между деревьями в строении шишек, семян, хвои.
Совместная работа.
Иллюстрация – схема “Жизнь дерева – сосна ”. Показываем весь круговорот и рассказываем. У взрослого сосны шишки весной начинают цвести, семена созревают и осыпаются на землю. Семечко попадает в землю, начинает прорастать, но не обязательно рядом с взрослым деревом, их может отнести ветром, птицы и мелкие животные тоже разносят семена по лесу. И через некоторое время то тут, то там появляются молодые деревья. И чтобы стать “лесным великаном», дереву нужно расти много-много лет. И потом все начинается сначала.
Исследование №1 « Сравнение шишек и хвоинок сосны и ели»
Материал: лупа,соновая и еловая ветки с шишками.
Веточка у сосны толще, чем у ели. У сосны иголки растут пучками, а у ели вокруг веточки. Хвоинки у сосны растут по две из одного места, а у ели – по одной. У сосны хвоя длиннее, у ели – короче. Еловая шишка колючая, сосновая – нет. Шишка еловая овальной формы, сосновая – круглая.
Самостоятельная работа.
Материал: микроскоп, блокноты, карандаши.
Зарисовка клеток хвои ели и сосны.
Рефлексия.
Мы узнали, что хвоинки сосны и ели неровные, в пупырышках. Они состоит из клеток. Молодцы! Наша экспедиция подошла к концу. Оцените свою работу. Если экспедиция была интересной, поднимите весёлый смайлик, если трудной и неинтересной, то грустный смайлик.
Март
Тема «Байкальский песок»
Цель: познакомить детей с составом и свойствами байкальского песка, развивать исследовательские способности, познавательную активность.
Совместная работа.
Показ презентации “Ах, этот удивительный байкальский песок».
А сейчас я приглашаю вас на опытную станцию. Исследовать мы будем сегодня байкальский песок.
Исследование №1 «Что же такое песок? Откуда он берётся? Из чего состоит песок?»
Материал: песок в контейнерах, лупы.
Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок. Песок создан природой.
Давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами? (Песок состоит из маленьких песчинок).
Возьмите лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песо. (Песок состоит из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные).
Самостоятельная работа.
Материал: микроскоп, песчинки байкальского песка.
Рассматривание песчинок под микроскопом. Зарисовка в блокнот.
Рефлексия. Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. Мы с вами познакомились со свойствами песка. Песчинки байкальского песка под микроскопом имеют разную форму и разный цвет.
Май
Тема: «Загадки лекарственных растений «Байкальского леса».
Цель: узнать о пользе лекарственных растений, увидеть клетки семян подорожника, мать и мачехи, убедиться, что семена растений живые. Сравнить клетки подорожника и клетки мать и мачехи.
Совместная работа. Рассматривание иллюстраций «Лекарственные растения Бурятии».
Исследование №1. Подорожник.
«Почему подорожник может расти у дороги? Почему подорожник называют травой-путешественницей».
Материал: фото мест, где растёт подорожник, листья подорожника, семена подорожника.
Рассматривание листьев подорожника.
У него жесткие и упругие листья, поэтому он не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник растёт около дорог. Подорожник называют травой-путешественницей. За что он получил такое прозвище?
Рассматривание семян подорожника.
Какая особенность есть у его семян? Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места.
От чего нам сможет помочь подорожник? Он заживляет раны. Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли “порезник, ранник”.
А еще настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при кашле. Отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.
Исследование №2. Мать — и – мачеха.
«Почему растение так называется?
Материал: растения, лупа.
Вы знаете, почему оно так странно называется?
Рассматривание растения.
Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок. А что появляется у мать-и-мачехи вперед – листья или цветы? (Цветы)
Говорят, что он так торопится показаться на свет, что не успевает выпустить листья. Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Люди готовят из этих цветов отвары и лечатся им от кашля.
Самостоятельная работа.
Рассматривание семян подорожника, мать и мачехи под микроскопом.
Зарисовка клеток семян подорожника, мать и мачехи.
Рефлексия. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе — большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть!
Молодцы! Ребята, вы порадовали меня своей работой. Я предлагаю вам оценить самих себя, свою работу. Если вы считаете, что справились с заданием, то поднимите весёлый смайлик, если, что – то не получилось, то грустный смайлик. Наша экспедиция подошла к концу. Я хочу угостить вас травяным чаем.
Итог: оформление альбома по исследованиям «Микромир».