Автор: Парахина Александра Васильевна
Основные цели, задачи уроков технологии, структура урока
Согласно концепции образовательной области «Технология» главной целью обучения является развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности, подготовленной к самостоятельной трудовой деятельности.
Основные задачи, решаемые при изучении предмета «Технология» следующие:
• формирование политехнических знаний путем знакомства, как с технологиями ручной обработки материалов, так и с современными технологиями преобразования материи, энергии, информации;
• развитие самостоятельности и творческих способностей в процессе принятия решений и выполнения практических задач;
• совершенствование практических умений и навыков самообслуживания и экономного ведения хозяйства;
• формирование и развитие общих способов организации проектной деятельности и на этой основе — технологической культуры, являющейся частью созидательной преобразующей деятельности;
• воспитание эстетического вкуса, художественной инициативы путем знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества и традициями русского народа;
• воспитание нравственных качеств личности: человечности, обязательности; ответственности, трудового образа жизни; привитие культуры поведения и бесконфликтного общения;
• подготовка к осознанному выбору профессии на основе самопознания и знакомства с миром профессий, различными видами деятельности, при выполнении профессиональных проб.
В результате изучения образовательной области «Технология» учащиеся должны овладеть опытом трудовой деятельности, инвариантным для всех направлений технологической подготовки в основной школе. 1. Опыт изготовления личностно или общественно значимых объектов труда:
• выбор объектов труда;
• подбор материалов и средств труда в соответствии с целями деятельности;
• применение инструментов и оборудования;
• использование безопасных приемов труда в технологическом процессе;
• контроль хода процесса и результатов своего труда.
2. Опыт организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности:
• планирование работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
• распределение работ при коллективной деятельности;
• рациональное размещение инструментов и оборудования.
3. Опыт работы с технологической информацией:
• поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;
• применение информации при решении технологических задач.
4. Опыт проектной деятельности по созданию материальных объектов
и услуг:
• обоснование цели деятельности;
• определение способов и средств достижения цели;
• воплощение проекта в виде законченного продукта;
• оценка затрат, необходимых для создания объекта или услуги.
5. Опыт оценки возможностей построения профессиональной карьеры:
• самодиагностика склонностей и способностей;
• проба сил в различных сферах профессиональной деятельности;
• построение планов профессионального образования и трудоустройства.
В результате изучения образовательной области «Технология» учащиеся должны овладеть базовыми понятиями и уметь охарактеризовать их:
• технология;
• культура труда;
• технологическая культура;
• технологический процесс;
• экологическая безопасность технологических процессов;
• технологическая операция;
• технологическое оборудование;
• проектирование, моделирование, конструирование;
• себестоимость продукта труда;
• профессия, специальность;
• профессиональное самоопределение;
• рынок труда.
Учащиеся должны:
• уметь применять на практике правила санитарии и гигиены при кулинарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с современным кухонным оборудованием, электронагревательными приборами, инструментами, приспособлениями, горячими жидкостями, моющими и чистящими средствами;
• уметь оказывать первую помощь при ожогах, поражении электрическим током, при отравлении;
• иметь представление о негативном воздействии трудовой деятельности человека на окружающую среду, о влиянии отходов современного производства, ядохимикатов, пестицидов на состояние окружающей среды, на качество пищевых продуктов;
• знать санитарные требования к помещению кухни и столовой;
• знать о вредном влиянии курения, алкоголя и наркотиков на детский организм;
• иметь представление о пищевой ценности продуктов, о содержании в них белков, углеводов, жиров, витаминов, микроэлементов; о способах их кулинарного использования, об их роли в обмене веществ;
• иметь понятие о рациональном питании, о детском и диетическом Питании: составлять меню к завтраку, обеду, ужину;
• иметь представление о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источниках и путях проникновения болезнетворных микробов в организм человека; о пищевых инфекциях, заболеваниях, передающихся через пищу, о профилактике инфекций;
• знать методы определения качества продуктов, осуществлять на практике профилактику пищевых отравлений;
• знать и применять на практике способы первичной обработки пищевых продуктов;
• знать принципы подбора овощных гарниров к мясу и рыбе;
• иметь представление о пищевой ценности и особенностях кулинарного использования различных субпродуктов;
• иметь представление об ассортименте и роли молока и кисломолочных продуктов в питании человека;
• уметь выполнять различные способы тепловой обработки продуктов;
• иметь представление об изменении содержания минеральных веществ и витаминов в продуктах в зависимости от способа кулинарной обработки;
• уметь готовить холодные и горячие закуски, бульоны и супы, блюда из овощей, рыбы и нерыбных продуктов моря, мяса, птицы полуфабрикатов, яиц, круп, бобовых, макаронных изделий, творога, изделия из теста, соусы и заправки, сладкие блюда, напитки:
• знать виды пищевых разрыхлителей теста;
• уметь определять готовность различных блюд;
• уметь заквашивать молоко для получения простокваши, приготавливать творог в домашних условиях:
• знать и уметь готовить некоторые блюда национальной русской кухни, иметь представление о блюдах национальной кухни народов мира;
• знать о роли сезонных запасов в экономном ведении хозяйства, уметь заготавливать продукты различными способами:
• знать требования к подаче готовых блюд, уметь оформлять готовые блюда и подавать к столу;
• знать различные виды сервировки стола к завтраку, обеду, ужину, праздничного стола
• знать правила приема гостей и поведения в гостях.
В общенаучном понимании метод обозначает способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В технологии под методом обучения понимается способ работы учителя и руководимых им учащихся, в процессе которой достигается усвоение учащимися технологических, трудовых знаний, умений и навыков, формирование нравственных качеств, развитие мировоззрения.
Обычно методы классифицируются по определенным признакам. Это позволяет учителю выбрать из классификаций тот метод, который наиболее соответствует конкретной учебной ситуации.
|
|
|
|
Методы обучения |
|
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: |
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: |
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: |
1. Словесные, наглядные, практические. 2. Индуктивные, дедукивные. 3. Репродуктивные, 4. Самостоятельные, несамостоятельные |
1. Стимулирование и мотивации интереса к учению. 2. Стимулирование |
1. Устного контроля и самоконтроля. 2. Письменного контроля 3.Лабораторно-практического (практического) |
|
При обучении по курсу «Технология» используются самые разнообразные методы.
Словесные методы обучения включают в себя рассказ, беседу, лекцию, объяснение, устный инструктаж. К наглядным методам обучения относятся иллюстрации и демонстрации. Практические методы обучения — это упражнения, опыты, лабораторные работы, лабораторно-практические работы, учебно-практические работы, созидательная деятельность в учебных целях.
Индуктивные и дедуктивные методы отражают логику процесса передачи учебных сведений учителем учащимся. Сюда, кроме индукции, дедукции, относятся классификация, дифференциация, обобщение, обособление.
В подгруппу репродуктивных и проблемно-поисковых выделены методы, отражающие степень самостоятельности учащихся при усвоении учебного материала. Это повторение, алгоритмизация, исследование, конструирование, проектирование.
Применение самостоятельных и несамостоятельных методов характеризует степень управления учителем познавательной деятельностью учащихся. Это задания, предписания, указания, инструкции.
К методам, призванным стимулировать интерес к учению, относятся учебные дискуссии, разбор конкретных ситуаций, деловые и познавательные игры, создание эмоциональных ситуаций.
Методы стимулирования долга и ответственности учащихся за результаты обучения включают в себя предъявление требований, убеждение, поощрение, порицание, наказание.
Методы устного контроля и самоконтроля объединяют традиционный индивидуальный опрос учащихся, фронтальный опрос, устный зачет, устный экзамен, устный самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.
В варианте письменного представления результатов контроля и самоконтроля проводятся контрольные письменные работы (индивидуальные или фронтальные), письменные зачеты и экзамены, контрольные графические работы, программированный контроль и самоконтроль на бумажных носителях и с использованием ЭВМ.
Методы практического контроля и самоконтроля применяются для диагностики уровня развития навыков и учений обучаемых. Для этих целей используются контрольные лабораторные работы или контрольные лабораторно-практические работы, контрольные учебно-практические работы, работа на тренажерах.
Рассмотрим особенности применения различных методов обучения в процессе преподавания технологии по разделу «Технология обработки пищевых продуктов».
Рассказ. Это повествовательное монологическое изложение учебного материала. Фабула рассказа содержит всего одну сюжетную линию. Все дополнительные пояснения и отступления призваны пояснить и дополнить основную мысль. На занятиях по технологии по разделу «Технология обработки пищевых продуктов» может быть использован рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Рассказ-вступление может проводиться перед циклом практических работ, вводя учащихся в новый раздел знаний. Рассказ-изложение удобно использовать для разъяснения объемного по содержанию учебного материала, например, когда учащихся надо познакомить с вариантами технологий какого-либо вида работ. Рассказ-заключение должен содержать обобщающий материал по теме или разделу. Этим методом успешно может быть представлен материал по профессиональному самоопределению.
Объяснение. По своему характеру этот метод очень близок к рассказу. Принципиальное отличие состоит лишь в том, что объяснение обязательно строится на доказательной основе или четко обозначаемой причинно-следственной связи между элементами учебного материала. Например, устройство печи, прибора следует давать методом объяснения, характеризуя не только состав узлов или деталей, но и их предназначение, и связь с другими частями устройства.
Лекция. Этот метод организационно сходен с методом рассказа, но на лекцию отводится значительно больше времени. Лекция может содержать несколько сюжетных линий, которые излагаются как последовательно, так и параллельно. Этот метод позволяет концентрированно подать большой объем учебного материала. Однако применять его целесообразно только в старших классах, с учетом особенностей устойчивости внимания учащихся разных возрастных групп.
Беседа. Это диалоговый метод обучения. Он может носить характер поиска учащимися решения на основе заранее подготовленных учителем вопросов. Другим вариантом беседы является дискуссия. При опросной форме беседы учитель перед занятием по содержанию учебного материала готовит последовательность вопросов, ответы на которые позволили бы учащимся сделать правильный вывод или заключение. При проведении беседы как дискуссии учащимся предлагается высказывать аргументы или контраргументы на высказывания учителя или своих товарищей. Достигнутый в ходе дискуссии содержательный компромисс и будет оптимальным решением, которое обобщает учитель.
Иллюстрация. Это метод дополнения словесной информации образным сопровождением. Иллюстрация не играет в этом случае главной роли носителя информации. Ее задача — обеспечить правильное восприятие учащимися сообщения учителя, создать, если необходимо, требуемый эмоциональный фон. Обычно к иллюстрации относят показ плоских статических изображений. Это плакат, схемы, фотографии, рисунки, диаграммы, их проекционные варианты и т. п. В качестве иллюстрации могут выступать натуральные объекты или их макеты. Метод направлен на повышение качества изложенного устно материала и позволяет сформировать у учащихся правильные представления о нем. Иллюстрация поэтому может носить не только изобразительный, но и словесный характер. В этом случае учитель отсылает учащихся к их опыту или тем образам, которые они видели на экскурсиях или в процессе практики.
Демонстрация. По форме подачи материала этот метод во многом сходен с иллюстрацией. Средствами для него могут служить карты, плакат, рисунки, фотографии, схемы, диаграммы, натуральные объекты, Модели, макеты, их проекционные варианты, телевизионные изображения, пантомима. Принципиальное отличие демонстрации от иллюстрации состоит в том, что она несет основное содержание учебного материала. Словесное сопровождение является приложением к основной информации, обеспечивая необходимые пояснения. Демонстрация — это наиболее эффективный метод подачи материала на занятиях по технологии. Овладение приемами труда возможно только с помощью метода демонстрации.
Следует учитывать, что хороший методический эффект демонстрации может достигаться часто в том случае, если ее выполняет заранее подготовленный ученик. Это усиливает внимание остальных учащихся к тому, что им показывают. Кроме того, при срыве демонстрации учитель выступает не в роли плохого специалиста, а в роли квалифицированного консультанта, который быстро устраняет допущенные не очень умелым демонстратором ошибки.
В некоторых методиках трудового и производственного обучения как метод преподавания рассматривается инструктаж. Он обязательно включает в себя устное объяснение или письменное изложение материала учителем, демонстрацию или иллюстрацию образа действия. При письменном варианте задание оформляется в виде инструкционной карты с описанием и иллюстрацией последовательности операций. Различают вводный, текущий и заключительный инструктаж. Вводный инструктаж определяет ученикам задание для практической работы, текущий — корректирует ее ход, заключительный инструктаж характеризует успехи и ошибки в работе.
Ведущую роль на занятиях по технологии и труду играют практические методы обучения, обеспечивающие познавательно-трудовую деятельность учащихся. Практической деятельности на уроках технологии должно отводиться не менее 70% всего учебного времени.
Упражнение. Это повторение каких-либо действий или последовательности действий с целью достижения необходимой точности и скорости их выполнения. На уроках технологии упражнения чаще всего применяются при формировании двигательных навыков, без наличия которых учащиеся не смогут точно осуществить технологический процесс и получить качественный результат труда. В процессе упражнений у учащихся формируется динамический стереотип. Он представляет систему привычных условно-рефлекторных ответов на характер, порядок и время предъявления определенной стимулирующей информации.
Упражнения для ученика не должны сводиться к бездумному повторению действия. Ученик по указанию учителя должен отслеживать возникающие отклонения и фиксировать их причины. Эффективным стимулирующим средством в упражнениях является взаимоконтроль учащихся: один учащийся выполняет упражнения, другой фиксирует его ошибки. Затем они меняются ролями.
Очень важно в упражнениях не критиковать ученика за неправильные действия и не представлять эти действия в комическом варианте. Указав на отклонения, обязательно надо отметить, что в основном получилось правильно и хорошо. Поощрения в упражнениях позволяют быстрее достичь хороших результатов.
Решение технических и технологических задач. Этот метод способствует развитию творческого мышления учащихся. При решении задач на уроках технологии ученик обязательно интегрирует те знания, которые получены им в различных предметах. Для того чтобы задачи носили развивающий характер, они должны отвечать определенным требованиям:
1. На занятиях по технологии задачи обязательно должны иметь практическую направленность, т. е. в качестве Сюжета задачи должны выступать реальные объекты.
2. Условия задачи должны соответствовать реальным жизненным ситуациям, которые происходили или могут произойти в практике, результаты решения задачи должны соответствовать параметрам действующих процессов или объектов.
Алгоритм решения таких задач следующий:
1. Ученик должен внимательно прочитать задание, которое ставится в задаче, и точно охарактеризовать, что требуется найти.
2. Ему необходимо выяснить, какие данные представлены в условиях задачи, явно и какие данные можно взять дополнительно, исходя из характера поставленной проблемы. Эти данные необходимо оформить в виде списка или таблицы с указанием размерности.
3. Если решается техническая задача, связанная с конструкцией какого-либо объекта, то учащиеся должны подготовить технический рисунок, эскиз или чертеж.
4. После этого следует предложить учащимся выдвинуть несколько гипотез (путей) решения задачи и оценить вероятность получения результата по каждой из них.
5. Выбрав путь решения, учащиеся подбирают дополнительный материал, необходимый для получения результата. При этом они должны опираться на учебники, справочники или другую специальную литературу, доступную им по уровню сложности.
6. Затем следует аналитико-расчетная часть решения задачи. Желательно, чтобы учащиеся изначально оперировали символами и составляли из них соответствующие формулы. Это позволяет за промежуточными расчетами не терять основной цели решения задачи.
7. По полученным окончательным формулам проводятся итоговые расчеты. Здесь следует напомнить учащимся о необходимости соблюдения единой системы единиц.
8. В заключение учащиеся должны оценить реалистичность и практическую значимость полученных результатов.
Данный алгоритм является обобщенным, он позволяет планово организовать процесс решения задачи.
Работа с книгой. В качестве литературных источников на занятиях по технологии используются учебники или учебные пособия, справочники, научно-популярная тематическая литература по различным видам труда.
Работу с ними следует подчинить задачам обеспечения самостоятельной деятельности учащихся на лабораторно-практических или учебно-практических занятиях. При этом необходимо учитывать возраст учащихся, темп их чтения и усвоения материала. Изначально следует давать учащимся прямые указания, какой фрагмент текста книги следует прочитать, какой таблицей воспользоваться в справочнике. На последующих этапах обучения можно с помощью конкретных наводящих вопросов предложить учащимся выбрать нужную для работы часть текста. Далее вопрос следует не конкретизировать, обращая внимание учащихся на цель работы и смысл содержания текста разделов и фрагментов книги. На заключительном этапе обучения работе с
литературой ученикам следует предложить самим подобрать необходимый источник и найти нужный материал.
Лабораторный опыт. Это непродолжительное по времени, одноактное экспериментальное исследование, позволяющее зафиксировать количественные или качественные характеристики изучаемого объекта, процесса или явления. Опыт может служить доказательством сделанного учителем утверждения о характеристиках и свойствах какого-то объекта. Например, изучая породы древесины, учащиеся могут поставить опыт по определению твердости пород и сделать вывод об их технологичности при механической обработке.
Лабораторная работа. Лабораторную работу можно рассматривать как серию лабораторных опытов, подчиненных единой цели. Работа выполняется на специальном оборудовании, позволяющем быстро и наглядно получить необходимые результаты.
Лабораторная работа рассчитана на достаточно продолжительное время и, поскольку требует целой серии измерений, проводится по специально подготовленным для учащихся инструкционным картам. В этих картах дается название и цель работы, перечисляется оборудование, которое должны использовать учащиеся, указывается последовательность выполнения заданий. При необходимости приводятся формы таблиц, которые должны заполнить учащиеся в ходе измерений. Лабораторные работы проводятся обычно фронтально, т. е. все учащиеся группы одновременно выполняют одни и те же задания.
Лабораторно-практическая работа. Этот метод получил значительное распространение на занятиях по технологии и трудовому обучению. По своим целям и методической форме он полностью совпадает с методом лабораторной работы. Принципиальное отличие составляет лишь характер используемого оборудования. Для проведения этих работ берут оборудование, применяемое в быту и на производстве. В процессе исследований возможно изменение состава и структуры элементов лабораторной установки.
В межшкольных учебных центрах в качестве лабораторных установок используют специальные стенды. Такие стенды позволяют интенсифицировать процесс исследования, сосредоточить внимание учащихся не на сборке установки, а на измерениях и обобщении их результатов.
Практикум. Тематически объединенные циклы лабораторно-практических работ образуют практикум. Работы в практикуме по содержанию не имеют непосредственных причинно-следственных связей, порядок их выполнения не влияет на качество усвоения учащимися учебного материала. Практикум позволяет более рационально комплектовать и использовать оборудование кабинетов и мастерских, так как количество средств обучения, необходимых при фронтальном проведении работ, уменьшается в несколько раз.
Учебно-практическая или практическая работа. Этот метод применяется для обучения учащихся выполнять последовательность операций по изготовлению изделия или целостный технологический процесс. По своей методической сущности практическая работа есть не что иное, как комплекс упражнений, подчиненных единой цели. В зависимости от уровня подготовки учащихся задание на выполнение практической работы может быть дано в общем виде (постановка задачи и конечный результат), в форме последовательных указаний на выполнение необходимых операций с заданным перечнем оборудования, детально с указанием характера операции, приемов ее выполнения и необходимого инструмента для каждой операции. В последнем варианте задание будет носить характер технологической карты.
Чем выше уровень технологической подготовки учащихся, тем менее детальным может быть задание на практическую работу. В начальный период обучения, когда учащиеся только начинают осваивать технологию, задание необходимо давать достаточно подробно и наглядно. Оно может быть представлено в нижеприведенной табличной форме.
Название работы и ее цель
Название операции |
Инструменты и оборудование |
Приемы выполнения операций |
|
|
|
В первой колонке записывается точное название операции в соответствии с технологией изготовления изделия. Во второй перечисляется необходимое для нее оборудование, материалы и инструменты. Здесь можно использовать как текст, так и рисунки. Приемы выполнения операций целесообразно представить в виде зрительного ряда с кратким пояснением.
При текстовом составлении задания к работе следует помнить о возможностях учащихся. Учебный материал следует представлять предложениями длиной не более 14-16 слов, включая предлоги и союзы. Выбор слов должен учитывать уровень образования и общего развития учащихся. Специальные термины следует применять только при необходимости.
Производительный (созидательный) труд является эффективным методом подготовки учащихся к будущей работе на производстве илив сфере сервиса. Работая, школьники учатся оценивать стоимость своего труда, вносят коррективы в планы самоопределения и деловой карьеры.
Индуктивный и дедуктивный методы обучения. При индуктивном методе сначала излагаются отдельные факты (частные проявления предмета или явления), а на их основе выделяются общие характеристики или закономерности, которые формулируются как обобщения.
При дедуктивном методе изначально формулируются общие положения, правила или закономерности, которые потом подтверждаются частными примерами.
В младших классах целесообразно использовать индуктивный метод изложения материала, поскольку у учащихся еще значительную роль в мыслительных процессах играет образное мышление. В старших классах предпочтительнее дедуктивный метод, который позволяет заметно интенсифицировать процесс изложения учебного материала.
Репродуктивный метод обучения. Этот метод предусматривает работу ученика по заданной учителем программе действий, для которой полностью заданы исходные данные,и технология. Это работа по жесткому алгоритму, наиболее характерному для упражнений.
Проблемно-поисковый метод обучения. В процессе учебной работы перед учеником ставится проблема, решая которую он приобретает новые знания или умения. При обучении технологии по разделу «Технология обработки пищевых продуктов» проблемами могут быть:
• обобщенно сформулированные цели предстоящей деятельности, которые ученик должен конкретизировать на основе собранной им дополнительной информации;
• при заданной цели ограниченные или вовсе отсутствующие исходные данные для деятельности;
• оптимальный выбор средств и методов достижения цели с учетом имеющихся условий (можно ли объект изготовить в школьных мастерских, имеется ли у ученика соответствующая квалификация для работы с выбранным оборудованием и др.);
• социально-экономическая эффективность технологии при имеющихся условиях.
Выбор самой проблемы и ее сложность должны согласоваться с возрастными особенностями учащихся и уровнем их технологической грамотности. Это вызвано тем, что применение данного метода делает обучение сродни научному поиску.
Методы стимулирования учения, как правило, связаны с содержательным наполнением учебного материала и с организационными формами проведения занятий.
Введение жизненных ситуаций. Эмоциональный тонус сопереживания содержанию вызывает у учащихся введение в сюжет занятия ситуаций из жизненной практики учителя, учащихся или известных школьникам людей. Например, рассказывая о правилах безопасности труда, можно привести пример травматизма или даже трагедии, когда работник не соблюдал эти правила. Такое дополнение создает эффект сопереживания и надолго запоминается учащимся.
Соревнование. Положительный эмоциональный настрой на учение, и успех достигается введением в обучение организационных форм, обеспечивающих соревнование учащихся. Соревнование можно организовать в индивидуальном варианте (каждый за себя); в варианте состязания бригад или двух равных команд. Существует много вариантов соревновательных форм проведения занятий. Это познавательные игры при усвоении теоретического материала (мини-КВН, составление и разгадывание тематических кроссвордов и др.), учебные дискуссии (обсуждение вариантов конструкции изделия или технологии), состязание на лучшее качество изделия с обязательным премированием победителей и т. п.
Поощрение и порицание. Эти методы направлены на стимулирование долга. Формы их проявления могут быть самыми разными. Они могут проявляться через мимику учителя, элемент пантомимы, высказывания, организационные действия. В зависимости от учебной ситуации и личности учащегося учитель выбирает ту или иную форму поощрения. Например, застенчивые учащиеся очень эмоционально реагируют на публичные, громогласные варианты поощрения и наказания. Для них целесообразно подбирать варианты доверительного поощрения и наказания.
Контроль и самоконтроль. Это методы диагностики уровня достижений учащихся в усвоении учебного материала. В учебном процессе различают устный и письменный контроль, контроль с помощью технических устройств, контроль практических действий. По организационной форме контроль может быть индивидуальным, группово-вы-борочным и фронтальным.
Проверяя знания учащихся, учитель оценивает их. Оценка должна быть объективной, справедливой и понятной ученику. Она имеет функцию поощрения и порицания, является средством воспитательного воздействия.
Результатом оценки знаний и умений учащихся является отметка, выставляемая в журнал. Ее ставят за фактические знания и умения, предусмотренные учебной программой. Отметку нельзя снижать за плохое поведение на уроках, поломку инструмента. Но нарушение
техники безопасности в процессе» обучения, технологии изготовления должно быть отражено в отметке, так как эти нарушения ведут к снижению качества изделия, увеличению времени на его изготовление.
При оценке знаний и умений необходимо отмечать слабые и сильные стороны каждого конкретного учащегося, стремление школьника Усовершенствованию своих знаний и умений по технологии, использование учеником своих природных задатков. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся: застенчивость, болезненность, замедленность умственного или физического развития, самоуверенность и др.
При выставлении отметок следует принимать во внимание причины, связанные с недоброкачественным материалом, неисправным инструментом, отсутствием оборудования и т. п.
Проверка знаний учащихся осуществляется путем устного опроса и текущих или итоговых письменных контрольных работ (контрольных заданий, тестов, задач, кроссвордов и т. д.).
Проверка умений учащихся проводится в виде практических работ, тестов, упражнений.
Основным критерием эффективности-усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала — Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В.П. Беспалько).
Если Ку > 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.
Текущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Оценка 3 ставится за 70% правильно выполненных (3аданий (Ку > 0,7), 4 — за 80—90% правильно выполненных заданий (0,8 < Ку < 0,9), 5 — за правильное выполнение всех заданий (Ку>0,9).
Для сокращения времени, затрачиваемого на итоговый контроль, в последнее время все чаще используются тестовые задания.
При этом целесообразно применить тесты нескольких видов:
• с выбором одного, двух или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов;
• на соответствие;
• с требуемым текстовым заполнением;
• на установление правильной последовательности действий.
Желательно, чтобы у каждого тестируемого учащегося был свой вариант контрольного задания.
Дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учитель стимулирует учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от того, желают этого школьники или нет.
Для этих методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат преподавателю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.
Выбор и особенности применения активных методов обучения должны строиться с учетом характера учебных занятий. Познавательная деятельность учащихся на одних занятиях носит чисто учебный характер. На других занятиях учебная деятельность учащихся оказывается близкой или подобной реальному труду. На таких занятиях происходит своеобразное подражание реальному процессу производства. Поэтому занятия по технологии можно разделить на не имитационные и имитационные.
К не имитационным относятся традиционные формы проведения занятий, на которых учителем устно излагается учебный материал (школьная лекция, рассказ, беседа, объяснение), лабораторные и учебно-практические занятия.
На занятиях активность учащихся может быть достигнута тем, что в содержание учебного материала учитель вносит какое-либо противоречие. Это противоречие может быть между причиной и следствием при устном изложении учебного материала, между исходными данными и результатом практической деятельности (преднамеренное введение ошибок), между поставленной целью деятельности и уровнем технологической грамотности учащихся.
При устном изложении учебного материала в процессе лекции, рассказа, объяснения, беседы активность учащихся достигается приемами проблемного обучения. Это может быть выдвижение и последующее обоснование различных предположений (гипотез), постановка проблемных вопросов, организация дискуссионного рассмотрения нового материала.
На лабораторных занятиях познавательная активность учащихся может стимулироваться введением в инструкции заданий исследовательского характера, задач по поиску возможных ошибок и отклонений в измерениях и результатах, по интерпретации результатов для той или иной практической деятельности.
В процессе учебно-практических занятий активность учащихся можно стимулировать заданиями по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору инструментов, приборов, приспособлений, организации работ и т. п.
Имитационные занятия являются по форме аналогом реальной практики познания или созидательной деятельности. По организации деятельности учащихся их делят на игровые и неигровые. Неигровыми методами являются имитационные упражнения и разбор конкретных ситуаций. Имитационные упражнения могут носить двигательный и умственный характер. Для активизации познавательной деятельности учащихся в умственных упражнениях эффективным средством может служить разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации могут касаться разработки структуры технологического процесса, функционально-стоимостного анализа изделия или технологии.
Имитационным методом активизации познавательной и практической деятельности учащихся является проектный метод обучения технологии. Проектное задание имитирует реальный процесс создания изделия или производства услуги, начиная от постановки цели и кончая производством и даже реализацией полученного продукта.
Имитационные игровые занятия или деловые игры являются эффективным средством активизации учебной деятельности учащихся.
Они характеризуются следующими обязательными признаками:
• наличие проблемы в организации или управлении тем или иным процессом и моделирование соответствующей ему деятельности специалистов;
• наличие альтернативных целей для участников соперничающих групп или общих целей у членов одной группы, моделирующих реальную ситуацию;
• наличие определенных правил для соревновательных игр или задание ролей для моделирующих игр;
• противостояние интересов участников соперничающих групп или наличие неопределенности в мотивации принятия решений членами группы, моделирующей реальную ситуацию;
• согласованность и последовательность действий участников игровых групп, зависимость этих действий от предшествующих результатов;
• наличие стимулов в получении высокого результата;
• объективность оценки результатов игры и достижений отдельных участников.
Для моделирующих игр желательно определенное противоречие интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания.
Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных ее эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого в текущие и окончательные результаты игры. Для этого обязателен внешний промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.
На занятиях по технологии используются игры двух видов. Первый вид связан с формой построения учебного занятия. Это может быть игровая форма подачи учителем учебного материала, например составление с учащимися кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий.
Второй формой является собственно игра, моделирующая реальный технологический процесс, организационно-управленческую или социально-экономическую ситуацию. Это может быть, например, ситуация, связанная с организацией предпринимательской деятельности. Моделирование такой ситуации может носить как индивидуальный, так и коллективный характер.
Деловые игры наиболее эффективны для обучения учащихся организационно-управленческой деятельности, разработки экономических и экологических решений в производственных ситуациях. Однако они могут применяться и при моделировании проектных конструкторских и технологических решений. Учителю следует помнить, что создание и проведение деловой игры — достаточно сложная педагогическая задача. На разработку качественной деловой игры может уйти несколько месяцев. Однако высокая образовательная и воспитательная эффективность этого метода с лихвой компенсирует потраченное время.
Методически более простым является метод разыгрывания ролей. Для конкретного эпизода технологического процесса создания изделия учитель задает ученикам ролевые функции. Например, одни учащиеся выполняют роли бригадиров, другие — контролеров ОТК, третьи — нормировщиков и т. п.
Разыгрывание ролей создает на занятии взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-трудовую деятельность. Это достигается следующими средствами:
• постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия участников;
• обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы;
• дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с ролями;
• введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;
• обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце занятия.
К активным методам обучения на занятиях по технологии относится игровое проектирование. Оно может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель сам формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений, дополнительно поставив перед учащимися вопросы.
Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащихся необходимо разбить на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. Разработка может проводиться и каждым учеником отдельно. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены учащимися для обсуждения на последующих занятиях. Отсроченные во времени задания активизируют мыслительную деятельность учащихся и во внеурочное время.
Каждый из рассмотренных методов обеспечивает активность учащихся в процессе обучения. Любой из них имеет определенную специфику, дидактическое назначение и область методического применения в учебном процессе. Не следует увлекаться только одним каким-то методом. Наиболее целесообразно их сочетание с обычными методами обучения, которые обеспечивают необходимый для активной деятельности учащихся фундамент технологических знаний, навыков и умений.
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» по различным разделам наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения.
В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются метод проектов, современные методы создания новых технических и технологических решений, технология игры.
Метод проектов — это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагание и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.
Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся.
При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, решаемой учителем. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом учащиеся самоопределяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного решения возникающих проблем. Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем. Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска принципиально новых решений.
Главнейшей задачей является всемерное повышение технологической грамотности учащихся. Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования.
Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Уровень самостоятельности (изобретательской активности) учащихся можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия.
Идеальным педагогическим вариантом можно рассматривать деятельность учащихся по методу проектов, когда она согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями ученика, что в реальном педагогическом процессе трудноосуществимо. Но такую возможность учащимся следует предоставлять хотя бы эпизодически, например, по методу проектов создать необходимое для ученика учебное оборудование, приспособление и т. п.
Дидактическая система обучения предусматривает широкое использование в процессе учения эвристических и исследовательских методов, которые должны удовлетворять созидательные потребности учащихся. Широко использовавшиеся в педагогической практике исследовательский метод обучения, бригадно-лабораторный метод, метод экспериментов наряду с некоторым отрицательным влиянием на личность учащихся — снижение общеобразовательного уровня, снижение качества знаний основных наук — имели явно выраженную развивающую направленность. Негативные педагогические последствия возникали, как правило, вследствие нарушения дидактических закономерностей построения процесса учения. Это правомерно и для метода проектов, который выявляет свою педагогическую эффективность только при дидактически правильном его применении. Учитель разрабатывает ясные и понятные как для него самого, так и для учащихся цели и задачи обучения (учения) на каждом конкретном этапе учебного процесса. Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний.
Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. В этом смысле целесообразно всеми методами привлекать внимание к человеческим факторам преобразовательной деятельности, к ее мотивации, жизненной необходимости, удовлетворяемым потребностям, эстетическим и эргономическим составляющим, к созидательным, а не разрушительным аспектам отношений.
Эмоциональная окрашенность процесса учения способствует созданию работоспособных творческих коллективов учащихся, объединенных единой целью, мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки. Формируется чувство ответственности перед педагогом и одноклассниками, способность к самооценке собственных достижений и к выработке индивидуальных технологий учения. Школьники действуют на основе положительных установок, они способны к переживанию и сопереживанию успехов и неудач.
Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учета человеческих факторов созидания создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику.
При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами. Допустимо разрешать учащимся выбирать задания, моделирующие интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.
Метод проектов — это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания.
Педагогическая технология «Метод проектов» является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогического опыта,
Структура мыслительной деятельности учащихся при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путем делания. Следует отметить, что главной задачей педагога является организация учебной деятельности школьников в форме, моделирующей основополагающие этапы технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг.
Уместно отметить, что моделирующая деятельность педагога является ведущей и имеющей направленность на воссоздание (моделирование) в учебном процессе структуры и содержания изучаемой (осваиваемой) учащимися технологии.
На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления. На втором этапе все идеи проверяются (реализуются) в практической деятельности. Все практические действия осуществляются на основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта теоретические построения учащихся могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура деятельности, воссоздающая (моделирующая) основные закономерности технологии проектирования.
Учитель может включать разделы основ проектирования в содержание любых образовательных курсов, которые он преподает. Содержание проектных заданий следует согласовать с тематикой разделов изучаемого курса. В соответствии со спецификой преподаваемого курса педагог может предложить учащимся специальные проектные
задания, связанные с тематикой «Технического труда», «Обслуживающего труда» и других видов трудовой деятельности. При всех вариантах построения учебного процесса рекомендуется обратить внимание учащихся на следующие понятия:
• основные сведения о проектировании;
• методы проектирования;
• личностные (человеческие) факторы проектирования;
• технология проектирования;
• художественное проектирование;
• технология оценки предложенных проектов.
Важная проблема для педагога — показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности.
Задача учителя при изучении раздела «Технология» состоит в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и умениями.
Учителя на занятиях формируют и развивают умения учащихся самостоятельно принимать решения, творчески подходить к выполнению работы (при соблюдении технологической дисциплины), производить экономические расчеты, находить оптимальный путь достижения поставленной цели, работать с технологической документацией, сервировать повседневный и праздничный стол, правильно пользоваться столовыми приборами и др.
Особое внимание при изучении раздела учителя уделяют также соблюдению правил безопасности труда и санитарно-гигиенических требований.
В практике работы для формирования знаний и умений по технологии используют плакаты, видеофильмы, таблицы, инструкционные и технологические карты, специальную литературу.
Изделия для практической работы следует выбирать очень тщательно. Они должны соответствовать учебной программе, а также уровню знаний и умений каждого учащегося, класса и учебной параллели.
Для развития интереса школьников к результатам своей практической работы подбирают объекты труда с учетом интересов и потребностей учащихся, их материальных возможностей и наличии учебного времени.
Подготовка и планирование каждого занятия строятся на основе календарного плана. Вначале устанавливают учебную, развивающую и воспитательную цели Занятия. Затем выбирают его форму: урок получения новых знаний, комбинированный урок, урок контроля умений и навыков, лабораторно-практическое занятие, выполнение учебного проекта и др.
При составлении плана предусматривают вводную, основную и заключительную части занятия. Обращают внимание на технику безопасного труда, новые понятия и умения, особенности технологии, которые должны освоить и практически применить учащиеся.
К каждому занятию учитель готовит материально-техническое и наглядное обеспечение.
Задача вводного урока раздела состоит в том, чтобы обеспечить наглядное восприятие и сознательное осмысление сущности изучаемого раздела, процесса и актуальности выполнения практического задания. Учащихся знакомят с целью предстоящей работы, содержанием технических сведений, практическим заданием, технологической документацией, организацией рабочего места, правилами безопасной работы. Показывают приемы труда и различные средства обучения.
Главной целью изучения технологии получение школьниками умений и навыков.
На занятиях по обслуживающему труду в 5-7 классах учащиеся приобретают практические умения и навыки по обработке пищевых продуктов и приготовления из них отдельных блюд.
Практические работы по кулинарии рекомендуется проводить бригадами. В этом случае коллективная работа учащихся сочетается с индивидуальной. Такая форма работы позволяет воспитать у учащихся чувство коллективизма, товарищества, ответственности, а также выявить и реализовать индивидуальные способности каждого учащегося.
Оптимальный состав бригады — 5—7 человек.
В каждой бригаде выбирается бригадир, который несет ответственность за чистоту рабочего места в процессе работы и по окончании практического занятия, за распределение трудовых обязанностей и обеспечение занятий необходимыми продуктами. Ответственность за качество приготовленных блюд несут все члены бригады. Рекомендуется, чтобы в процессе изучения раздела в роли бригадира побывали все учащиеся.
За бригадами закрепляются рабочие места, наборы инструментов и приспособлений.
Дежурные по бригаде (2-3 человека) подготавливают рабочее место для практических занятий.
Содержание практических работ от класса к классу усложняется. Например, по разделу «Технология обработки пищевых продуктов» в 5 классе учащиеся осваивают процессы приготовления различного вида бутербродов, блюд из яиц, горячих напитков (чая и кофе), салатов из сырых и вареных овощей; в 6 классе учащиеся готовят блюда из круп и макаронных изделий, молока, кисель и компот; в 7 классе учащиеся должны полностью приготовить обед: мясную или рыбную закуску, суп, второе блюдо из мяса или рыбы, десерт (желе, мусс). В старших классах выпечка может быть представлена учащимися как творческий проект.
В целях приобретения учащимися большего объема знаний по приготовлению пищи следует разным бригадам давать задания по приготовлению различных блюд. Например, одна бригада готовит пирог, другая — торт.
Для более прочного усвоения школьниками умений и навыков учитель проводит вводный, текущий и заключительный инструктаж. Они помогают учащимся проанализировать и проконтролировать свою работу, не допустить ошибки или их своевременно выявить и устранить. В старших классах учащимся предоставляется большая самостоятельность в процессе выполнения практических работ. Преподаватель постепенно от руководства деятельностью учащихся переходит к консультационной, наблюдательной и контролирующей работе.
При выборе методов обучения необходимо исходить из задач развития познавательных интересов и способностей учащихся. Интерес к работе у школьников возникает в тот момент, когда учитель сообщает, какие блюда они будут учиться готовить. Развитие интереса к работе зависит от творческой атмосферы на уроке при проведении практических работ (разнообразие блюд, способы их оформления, дегустация) и стимуляции самостоятельной практической или исследовательской деятельности.
Наиболее распространена следующая структура урока:
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, решение проблемных ситуаций (распределение трудовых обязанностей членов бригад).
П. Повторение пройденного теоретического материала, вводный инструктаж
Здесь рассматриваются ход и приемы работы, типичные ошибки.
III. Практическая работа
Приготовление блюда группой учащихся по технологической карте. Учитель должен контролировать соблюдение правил безопасности труда, санитарии и гигиены, демонстрировать приемы работы с инструментами и приспособлениями, консультировать и поощрять учащихся, контролировать учебное время.
IV. Изложение нового материала
Может проводиться в форме беседы, рассказа или объяснения. На этом этапе урока следует использовать необходимое количество наглядных материалов. Наиболее важные сведения должны быть записаны в тетради учащегося.
V. Домашнее задание
Примерно за 5 минут до окончания урока учитель раздает технологические карточки для следующего занятия.
VI. Уборка помещения
Возможны другие варианты проведения занятий.
Для развития творческих способностей учащихся используют метод проектов.
При выборе проектного задания необходимо учитывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и др. Задания не должны быть сложными, они должны учитывать личные интересы и способности каждого отдельного учащегося или группы учащихся, материально-технические возможности школы. Завершенный проект сопровождают пояснительной запиской, в которой излагают содержание проектного задания и результаты проделанной работы. Ее оформляют в виде эскизов с пояснительным текстом. Каждый проект целесообразно обсудить с коллективом учащихся и дать ему соответствующую оценку. При этом обращают внимание на целесообразность и качество проделанной работы, ее грамотность и эффективность.
Разработанные планы-конспектов, рекомендации по проведению экскурсии и творческий проект имеют определенное значение для формирования знаний и умений будущего учителя. Они могут быть использованы на занятиях по методике преподавания технологии и предпринимательства, при подготовке студентов к педагогической практике, а также учителями общеобразовательных школ.
Структура урока технологии
Урок технологии — сложный педагогический процесс, так как состоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные этапы его проведения. Наиболее общими элементами различных уроков в технологии являются:
1. Организационная часть.
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть.
Практическая часть состоит из вводного инструктажа. При объяснении порядка выполнения учебно-трудового задания обязателен показ и пояснение рациональных приемов в работе (рабочий позы, хватки инструмента и так далее с учетом требований безопасности труда), а также приемов самоконтроля за ее ходом и результатами.
Практическая часть заканчивается самостоятельной работой учащихся по выполнению полученного задания, по ходу практической работы происходит текущее инструктирование учащихся учителем, обучение самоконтролю и взаимоконтролю и контроль педагогом.
4. Организационно-заключительная или итоговая часть.
Итоговая часть включает в себя прием учителем выполненных работ, заключительный инструктаж (анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы и т.д.), приведение в порядок рабочих мест.
5. Общие замечания по уроку и его оценка.
На этом этапе обсуждается, достигнута ли цель урока, целесообразность затраченного времени на каждый этап, общая оценка урока, даются другие замечания, рекомендации.
Основные требования к уроку
1. При планировании проведения урока должны соблюдаться четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения занятия.
2. Правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложение и закрепление теоретического материала, организация практической работы учащихся и так далее). Материал подбирается, исходя из целей и темы урока, а также уровня предшествующей подготовки учащихся.
Для организации на уроке практической работы очень важен подбор объектов труда, то есть изделий, которые изготовляют ученики, выбор заготовок и разработка технологического Процесса их обработки для получения готовых изделий.
3. Соответствие объекта труда изучаемой теме программы.
Выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа урока. При этом учитываются цели, специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся материальное оснащение, опыт самого учителя.
4. Организационная четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и так далее.
5. Достижение целей урока. Усвоение учебного материала всеми учащимися. Выполнение развивающей и воспитательной функций урока.
В методике преподавания технологии для классификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный, теоретический, практический уроки, урок — лабораторная работа, урок по решению текущих задач, контрольно-проверочный урок.
Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.
Комбинированный урок представляет собой как бы соединение элементов практического и теоретического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических и научных сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. В обучении технологии используется операционно-предметная система (изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов), которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.
Теоретический урок — занимает, как правило, не более одного академического часа, поэтому в большинстве случаев проводится в составе двухчасового занятия. На занятиях учащиеся знакомятся с элементами материаловедения (свойствами и способами получения различных материалов: древесины, металлов, тканей и так далее), изучают различные технические устройства, овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они учатся разработке технологических карт, чтению чертежей и эскизов, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиям гигиены и производственной санитарии.
Теоретические уроки проводятся обычно как вводные в начале учебного года и при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой, то есть в тех случаях, когда нужно организовать усвоение значительной части теоретического учебного материала. Структура теоретического урока может включать в себя организационную часть сообщение его темы и целей, изложение материала, закрепление его путем краткого опроса, работу по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений.
Практический урок ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими и измерительными инструментами, управляют станками, швейными машинами и другой техникой.
Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формирование общей технологической культуры.
Примерная структура практического урока
Организационная часть обычно несколько сложнее, чем у теоретического урока, поскольку кроме собственного учебного, организуется и трудовой процесс. Нужно выдать заготовки, чертежи, технологические карты, ранее разработанные учащимися с помощью учителя, рабочие и измерительные инструменты и так далее, выделить им время для подготовки к работе своих рабочих мест.
Сообщение темы, цели, и задач урока включает обоснование того, для чего необходимо выполнение предстоящей работы и с точки зрения учебно-познавательной (чему научатся ученики, какие умения и навыки приобретут), и с практической точки зрения (какая будет польза от того изделия, которое они изготавливают).
Вводный инструктаж, то есть объяснение порядка выполнения практической работы, демонстрирования рабочих приемов выполнения отдельных технологических операций, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля во время изготовления изделия.
Пробное выполнение приемов работы учащимися включается в структуру практического урока в тех случаях, когда ученики осваивают совершенно новые рабочие приемы, с которыми они не встречались ранее. После вводного инструктирования, чтобы убедиться, что ученики правильно восприняли показанный новый рабочий прием, учитель предлагает одному из них повторить эти действия приема. Если они выполнены правильно, то можно переходить к самостоятельной практической работе учащихся.
Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя по времени — это самая большая часть урока. Текущий инструктаж заключается в обходе рабочих мест и контроле за работой учеников. При этом учитель проверяет правильность выполняемых приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения, осуществляет показ, устраняет неточности. Если многие ученики допускают одни и те же ошибки, то можно остановить работу и частично
повторить вводный инструктаж, снова продемонстрировать правильные приемы работы.
Итоговая часть посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке и заключение инструктажа. Учитель подводит итоги практической работы учащихся, анализирует типичные ошибки.
Урок — лабораторная работа — разновидность практических занятий, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский характер. Лабораторные работы по технологии связаны обычно с изучением материалом (древесины, металлов, тканей и других материалов), исследованием их механических, технологических и других свойств, изучением конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов и приборов, приспособлений, станков и других технологических, энергетических и транспортных машин. Они обычно не требуют длительного времени, поэтому проводятся в течение одного академического часа.
Примерная структура урока — лабораторной работы стандартная.
Урок по решению технических задач занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими занятиями. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий из древесины, металлов, тканей и других материалов; составлению чертежей и эскизов на них; планированию технологических процессов и разработка технологических карт, расчету режимов машинной обработки материалов и др.
Контрольно-проверочный урок имеет, конечно, целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки проводятся обычно в конце четверти, полугодия, учебного года, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии.
Контрольно-проверочные уроки по технологии отличаются практическим характером проверки знаний, умений и навыков. Учащимся выдается задание на контрольно-проверочную работу и по результатам ее (качеству, затраченному времени и так далее) судят о наличии и уровне соответствующих технических знаний, умений и навыков.
Обучение технологии в общеобразовательных учреждения носит в основном практический характер. 70% учебного времени отводится на самостоятельную учебно-трудовую деятельность.
Современная модель учителя технологии
Содержание труда
Учитель технологии ведет педагогическую работу, формирует у учащихся необходимые трудовые навыки и умения обращаться с производственным инструментарием, станками и вспомогательным оборудованием, способствует развитию творческих способностей у школьников, организовывает кружки, проводит работу по профессиональной ориентации учащихся.
Должен знать:
Педагогику, психологию, возрастную физиологию, методику преподавания технологического обучения, черчение и начертательную геометрию, машиноведение, электротехнику, информационные технологии, характеристики основных рабочих и инженерных профессий, формы и методы организации профориентационной работы.
Приоритетные педагогические технологии в работе учителя трудового обучения:
• личностно-ориентированный подход;
• технология сотрудничества и развивающего обучения;
• проблемные, поисковые, творческие подходы на основе активизации мыслительно-аналитической деятельности учащихся;
• технологии на основе гуманизации и демократизации отношений;
• информационные системы и технологии;
• работа с материалами СМИ.
Профессионально важные качества:
• внимательность;
• эмоциональная устойчивость;
• техническое мышление;
• адекватная самооценка;
• коммуникативные и организаторские способности.
Квалификационные требования:
• педагогический институт, университет, педучилище.
Медицинские противопоказания:
• инфекционные и кожные заболевания;
• неврозы;
• психические и нервные заболевания;
• плохое зрение и слух.