Автор: Митрохина Наталья Ивановна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
«Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”
А.А.Плешаков.
Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Сохранение экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности возможно только при кардинальных изменениях не только в области экономики, но и в области общественного сознания.
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой.
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды. Основными компонентами экологической культуры личности являются:
- знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;
- интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны;
- чувства нравственные и эстетические;
- позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде;
- мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.)
По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа, поэтому экологическое воспитание и образование, как приоритетные задачи современного образования, прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе должно занимать формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
-к природе (экология природы),
— к себе как составной части природы (экология здоровья),
— к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души). Школьный курс ОБЖ обладает немалыми потенциальными возможностями в плане экологического воспитания. К сожалению ФГОС не предусматривает в программе ОБЖ отдельного раздела «Экологическая безопасность». Только в 8 классе отводятся часы на изучение конкретных вопросов экологии. «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека», «Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке», «Нарушение экологического равновесия». При изучении названных тем возможно использование данных экологического мониторинга, с учетом местных условий, что позволяет учителю дать учащимся наиболее полноценное представление о решение задач современного комплекса проблем экологической безопасности, на основе общей теории безопасности. В соответствии с действующей программой по ОБЖ вопросы экологической безопасности включены в ряд тем.
8 класс: — Производственные аварии и катастрофы, их причины.
— ЧС техногенного характера Влияние техногенных аварий на экологическое состояние города, области, государства. Защита населения от АХОВ. Причины химических аварий и их возможные последствия. Правила безопасного поведения при аварии с выбросом АХОВ. ПДК химических веществ в воздухе, воде, почве. Последствия радиационных аварий. Характер поражения людей и животных. Загрязнение продуктов питания, сельскохозяйственных растений и местности Поражающие факторы аварий на радиационно — опасных объектах (РОО).
Для формирования личности экологической культуры школьников нашей школы используются и такие виды деятельности:
-Пришкольный участок учит учащихся бережному отношению к земле, прививает любовь и заботу к родной природе к разумному использованию ее даров и приумножению богатств.
— Участие в природоохранных акциях, в том числе:
· В рамках Всероссийского детского экологического Движения « Зелёная планета» прошла акция « Покормите птиц зимой».
· Фото-видео конкурс «Мир, в котором я живу».
· Конкурс изобразительного искусства «Раскрасим планету в зеленый цвет».
В нашей школе в рамках декады предметов естественного цикла традиционно проводятся такие внеклассные мероприятия как «Самый умный» для учащихся среднего звена, «Конкурс знатоков» и «Мистер естественные науки» для старшеклассников, «День Экологии», Осенний бал» и т.д. К ежегодным экологическим мероприятиям можно отнести и традиционно проходящую весной, и осенью акцию «Чистый двор» и другие.
В основе моей педагогической деятельности как учителя ОБЖ заложено воспитание у учащихся ответственного и нравственного отношения к людям, природе, самой Жизни. Но надо помнить, что школьники еще не достигли возраста полной социальной и общекультурной зрелости. Они лишь проходят этап взросления: не занимаются профессиональной деятельностью, не имеют какого-либо специального образования, а только готовятся сделать или делают свой выбор в этой области, их трудовая деятельность возможна, но рамки ее пока тоже достаточно ограничены. Именно поэтому компоненты экологической культуры учащихся я рассматриваю не как нечто целостное и завершенное. Но при этом, ни на секунду нельзя забывать, что наш выпускник должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. Это и будет скромный вклад учителя в решение глобальных проблем человечества.