Автор: Исаева Марина Анатольевна
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием элементов театрализованной деятельности. По мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди». Средняя группа. 2018год. Подготовила и провела: Исаева М.А.
Цель: формировать элементарные математические представления у детей, используя элементы театральной деятельности совместно с родителями.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес к НОД, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.
Образовательные: Называть и различать предметы разной величины. Учить соотносить форму предметов с известными объёмными геометрическими фигурами. Формировать представления о количественном счете, учить пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?». Закрепить количественный счет до 5. Приучать детей решать математические задачи.
Развивающие: Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, активизировать театральные способности у детей, желание подражать сказочным героям.
Предварительная работа:
Рассказывание русской народной сказки «Гуси лебеди», игра-театрализация по сказке. Выполнение заданий на формирование зрительного восприятия. Изготовление с родителями театральных игрушек.
Материал к занятию: Три полосы разной длины и цвета, ножницы, пластмассовые яблочки, корзинка, грибочки, схемы, куклы Маша и Ваня. Геометрические фигуры: кубы, цилиндры, шары, конусы. Костюм яблони, речки, печки, ёжика.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, голосовая и эмоциональная модуляция.
Методы: Ситуации занимательности, сюрпризные моменты, познавательные игры, релаксация, поощрение, похвала, объяснение, схемы, динамические упражнения.
Ход:
Воспитатель:
Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили?
— Ребята, про кого идет речь? (Сказка «Гуси — лебеди»).
— Слышите, Машенька плачет? (Кукла).
— Ребята, вы хотите отправиться в путешествие по сказке и помочь Машеньке спасти братца?
Но, как мы попадём в сказку? (Можно проговорить волшебные слова, украсить группу сказочными атрибутами).
Воспитатель говорит вместе с детьми:
« Сказка в гости к нам приди,
Волшебство нам принеси.
Здравствуй сказочка не новая,
Всем давно — давно знакомая». (Дети говорят таинственным голосом).
Воспитатель.- Ребятки, посмотрите, перед нами три дороги. По которой мы быстрее дойдём до лесной поляны? (три дороги разного цвета и длины). Какого цвета самая короткая дорога?
Воспитатель.- Мы попали в сказку. А вот и поляна. Посмотрите печка стоит. (Родительница в образе печки.) Покажите, как печка пыхтит. Давайте, дружно попросим печку указать нам путь.
Печка, печка помоги,
Путь дорожку укажи. (Просят жалобным голосом).
(Печка-мама просит ребят помочь ей вытащить из печки пирожки и разложить их по корзинкам.)
— Ребята, поможем печке! Разложите пирожки в корзинки! Как вы думаете, какие пирожки положим в корзину формы шара, цилиндра, конуса, куба?
— Молодцы, ребята, справились с заданием! Печка нам показала дорогу.
Воспитатель.- По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
По кривой дорожке шагают наши ножки,
По камушкам, по кочкам шагают наши ножки… (выполняют движения, согласно тексту)
Появляется яблонька (родительница)
Воспитатель.- Покажите, как яблонька шелестит листочками, качает веточками.
Яблонька, помоги, (говорят хором)
путь дорогу укажи.
— Ребята, яблонька просит вашей помощи, у нее много созрело яблок, тяжело ей стоять, поможем яблоньке, снимем созревшие яблоки. (Дети срезают яблоки и складывают в корзинку). Посчитайте, сколько собрали яблок?
— Молодцы! Вот и яблонька нам показала дорогу, куда гуси-лебеди полетели, отправляемся дальше.
По лесочку мы идём,
На носочки мы встаём,
Мы шагаем по оврагам,
Все идём широким шагом,
Шли, шли, к речке пришли. ( Выполняют движения, согласно тексту)
Появляется речка. (Родительница в костюме)
Речка, речка помоги,
Путь дорогу укажи.
Воспитатель.- Ребята, покажем, как речка журчит, как волны бьются о камни. (Дети произносят звуки — с- с — сш-сш, руками изображают волны). Посмотрите, сколько камней в речке?
Речка просит помочь, убрать самый большой камень. Какого он цвета? Какую по размеру необходимо взять палочку, чтобы сдвинуть камень? ( Дети выбирают палку и отодвигают камень).
— Молодцы! Вот и речка указала нам путь дальше.
Воспитатель.- Как же нам перебраться через реку и не намочить ноги? Давайте, построим мост из оставшихся кубиков и пойдём искать братца. (Строят мост по схеме). Передвигаются по мостику.
Мы идём по лугу,
Встали друг за другом,
По склону мы шагаем,
Выше голову поднимаем, (выполняют движения согласно тексту)
— Ребята, посмотрите ежик, он несет грибочки. (Появляется родительница в костюме ёжика)
Ёжик, ёжик помоги,
Путь дорогу укажи.
Ёжик просит отгадать загадки, спрятанные в грибочках. Давайте, попробуем отгадать загадки.
— Я беру карандаши,
Ты считай, но не спеши.
Красный, чёрный, жёлтый, синий
Отвечай, в руке моей,
Сколько вех карандашей?
-Посмотрите ка, ребята,
Сколько углов у любого квадрата?
Сколько хвостов у собаки?
Сколько рогов у коровы?
Сколько ног у птицы?
Сколько огней у светофора?
Сколько солнышек на небе?
Сколько орешек в пустом стакане?
Воспитатель:- Молодцы ребята, и с этим заданием справились.
Ёжик-мама указывает на избушку.
Стоит избушка на курьих ножках. (Дети читают стих, выполняют движения)
«В тёмном лесу есть избушка, (шагают)
Стоит задом наперёд, (поворачиваются)
В той избушке есть старушка, (изображают домик)
Бабушка Яга живёт, (грозят пальцем)
Нос крючком,
Глаза большие, словно угольки горят,
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят».
Воспитатель.- Бабы Яги не видно, вот мы и нашли Ванюшу, давайте домой пойдём. Как нам быстрее добраться до дома?
-Молодцы, смастерить машину. Посмотрите на геометрические фигуры на схему.
Готовы? Постройте машину с помощью геометрических фигур.
Дети выполняют задание.
— Вот и готова наша машина. Ну что, поехали.
-Поехали, поехали, в группу мы приехали.
— Вот и вернулись в наш любимый детский сад! Посмотрите, нас отец с матерью встречают, гостинцы привезли. Угощают детей. (Родители в костюмах). Коллективный хоровод: «Ходит Ваня».
Воспитатель:- Дети вам понравилось путешествовать в сказке? (Да, очень.)
— Что полезного сделали?
Дети: «Сегодня мы помогли Маше вернуть братца».
— Что было самым интересным? Что вам понравилось больше всего? А что для вас было самым трудным? Вам было весело во время нашего путешествия? Вы хотите ещё отправиться в сказку?