Автор: Полонская Юлия Александровна
Конспект
интегрированного занятия по речевому развитию
с детьми подготовительной к школе группы
на тему: «Красавица осень»
Целевые ориентиры:
—продолжать учить детей составлять описательный рассказ об осени по схеме;
-формировать знания о признаках осени, с помощью дидактических игр «С какого дерева листочек», « Назови ласково осеннее явление природы»;
— закреплять речевые и не речевые звуки, на какие группы они делятся;
— вызывать эмоциональный отклик на нетрадиционное художественное творчество;
— учить располагать предметы в пространстве на листе бумаги, выкладывать аппликацию из шерстяных ниток;
— развивать память, связную речь, внимание, речевое дыхание, умение слушать, отвечать на вопросы полным предложением, сосредоточенность.
— воспитывать бережное отношение к природе, интерес к занятию, усидчивость, товарищеские взаимоотношения.
Задачи:
— формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения;
— поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
— развивать монологическую форму речи.
— формировать умение связно, последовательно составлять описательный рассказ по схеме.
Предварительная работа: наблюдение на территории детского сада за деревьями, повторить названия деревьев; чтение рассказа И. Соколов-Микитов «Осень», беседа по рассказу; слушание звуков окружающей среды на территории ДОУ; рассматривание иллюстрации «Хвойный лес» и беседа по иллюстрации.
Оборудование: осенний букет, стимулирующий компонент — схема для составления описательного рассказа «Времена года»; муляжи овощей (огурец, морковь, лук, перец), корзина с орехами, трафареты ёлок (большие и маленькие), мелко нарезанные шерстяные нити (зелёного цвета), кисточки для клейстера, салфетки, лист бумаги А4 .
Словарь: деревцо, каштановый, кленовый, липовый, дубовый, березовый, рябиновый, тополиный, хвойный.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
рассказ осеннего листочка.
Воспитатель: дети посмотрите, что я вам принесла. По дороге в детский сад, я собрала вот такие красивые листочки. И один из них рассказал мне свою историю. Послушайте ее.
Я маленький листочек, позолоченный осенью. Меня весело качает ветерок и будто зовет с собой. И вот я отрываюсь от веточки, взлетаю высоко, высоко…, как хорошо кружиться над землей. А когда устаю, спускаюсь на землю отдохнуть.
Воспитатель: дети, в какое время года приглашает нас этот листочек?
Дети: время года — осень.
II. Основная часть:
Воспитатель: я предлагаю вам с листочком поиграть и какая осень ему рассказать.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Игра с мячом «Назови признаки осени». Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают.
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают в тёплые края.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Воспитатель: дети, в какие краски расписала осень листочки?
Ответы детей.
Воспитатель: а все вместе они раз — но — цветные.
Воспитатель: дети, эти листочки необычные, каждый из них предлагает интересные игры — задания.
Задание от первого листочка: игра «Назови ласково осенние явления природы ». Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают. Тот, кто ответит, садится на свое место.
Солнце осенью — осеннее солнышко.
Ветер осенью — осенний ветерок.
Дождь осенью — осенний дождик.
Листик осенью — осенний листочек.
Дерево осенью – осеннее деревцо.
Различие речевых и неречевых звуков.
Воспитатель: какие звуки вы знаете?
Дети: речевые звуки и не речевые звуки.
Воспитатель: назовите не речевые звуки?
Дети: звуки окружающей среды, например: как сигналит автомобиль, стук каблуков, пение птиц и т. д.
Воспитатель: на какие две группы делятся речевые звуки?
Дети: гласные и согласные.
Воспитатель: следующее задание от волшебного листочка.
Игра « Покажи и назови листок с дерева, которое я назову».
С каштана – каштановый лист.
С клена – кленовый лист.
С липы – липовый лист.
С дуба – дубовый лист.
С березы – березовый лист.
С рябины – рябиновый лист.
С тополя – тополиный лист.
Упражнение для развития речевого дыхания.
Воспитатель: а сейчас возьмите листочки и давайте покажем, какой сильный ветер бывает осенью. Глубоко вдохнули воздух через нос, подули на листочек и сказали «Ветер, ветер, ветерок».
Разминка. Физкультминутка:
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!
Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!
Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками, кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб!
Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку
Кто нашел его, друзья?
Дети стоят прямо, пожимая плечами
Это я, это я, это я!
Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой
В небе жаворонок пел.
Дети выполняют маховые движения руками, вращают кистями поднятых рук
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз
Тот, кто песенку найдет,
Дети приседают, руками обхватывают колени
Будет весел целый год.
Дети, стоя весело хлопают в ладоши.
Воспитатель: следующее задание от волшебного листочка.
Игра« Назови погоду, которая бывает осенью»
. Когда дует ветер — ветреная погода.
• Холодно – холодная погода.
• Пасмурно — пасмурная погода.
• Сыро – сырая погода.
• Солнце – солнечная погода.
• Ясно – ясная погода.
Составление описательного рассказа по опорной схеме.
Следующее задание от волшебного листочка « Составь рассказ о поздней осени».
Пять – семь детей выходят и составляют описательный рассказ о поздней осени, воспитатель следит за правильностью выполнения задания.
Воспитатель: ребята, угадайте, что за гость к нам сей час придёт.
Загадка:
Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но все же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
Что за пора к нам пришла?
Дети: осень
Звучит музыка, заходит Осень.
Осень: Я — Осень! Славная, милая, золотая!
Я в лесу побывала,
На огородах все собрала,
И к вам я пришла!
Воспитатель: здравствуй, осень дорогая!
Осень: здравствуйте, в добрый час!
Рада дети видит вас!
Не с пустыми руками к вам пришла,
что-то интересное принесла …
Осень: дети, попробуйте угадать, что в этой корзине?
1.Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)
2.Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (Перец)
3. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
4.Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? (морковь).
Молодцы ребята! Все загадки отгадали.
Осень вместе с детьми заводит хоровод.
Хоровод « Урожайный» 1 – й куплет.
Воспитатель: дети, зато, что осень нас развлекала, хороводы с нами водила, давайте её за это отблагодарим. Подарим картины которые сейчас с вами сделаем.
Дети садятся на места.
III. Заключительная часть.
Воспитатель объявляет тему аппликации.
Воспитатель: ребята, скажите, что растёт в хвойном лесу.
Дети: в хвойном лесу растут сосны, ели.
Воспитатель: сейчас мы создадим картину хвойного леса нетрадиционным способом.
Картина называется «Ёлочки».
Мы будем располагать вблизи большие ёлочки, а вдали маленькие.
Берём трафарет большой ёлочки, прикладываем на лист бумаги и обводим по контуру. Берём трафарет маленькой ёлочки, прикладываем на линию горизонта, обводим по контуру. Убираем трафареты. Ёлочки обильно намазываем клейстером, не выходя за контур. Насыпаем нитки на всю поверхность ёлочки. Прижимаем ладошкой, чтобы нитки хорошо приклеились.
После окончания работы дети дарят свои картины осени.
Осень: молодцы, ребята! Спасибо вам.
IV. Сюрпризный момент
Осень: отгадайте еще один осенний подарок.
Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он твёрже всех,
Называется …
Дети: орех
Осень: правильно, это орех. В подарок я вам принесла целую корзину орехов. В этом году их уродилось очень много! В народе говорят: « Как буйно зародятся орехи — будет холодная зима».
Осень отдаёт корзину с орехами воспитателю.
Воспитатель: спасибо, тебе Осень!
Осень: до свидания ребята!
Дети: до свидания Осень.
Осень уходит.
V. Подведение итогов.
Воспитатель: ребята, о каком времени года мы с вами беседовали?
Дети: время года осень.
Воспитатель: как называется лес, в котором растут сосны и ели?
Дети: хвойный лес.
Воспитатель: с помощью чего мы создавали картины?
Дети: с помощью мелко нарезанных ниток.
Воспитатель: молодцы ребята! Вы сегодня были активными и старательными.