Автор: Коровникова Галина Викторовна
«Информационная образовательная среда в школе — важный компонент реализации ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
С введением ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями предъявляются особые требования к условиям его реализации. Новые подходы к организации образовательного пространства требуют и нового взгляда на материально — техническое обеспечение. Оно должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к организации пространства. Наряду со специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам должны присутствовать технические средства обучения, компьютерный инструментарий обучения, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью.
В новых условиях образовательное учреждение изменяет доктрину обучения: от «передачи знаний» к «формированию базовых учебных действий». Учитель – переходит из статуса «передатчика» знаний в «посредника» процесса формирования учебных действий и учащимися, наставника, создателя учебных ситуаций и учебной деятельности, иногда – сам становится обучающимся. Он управляет процессом обучения. Обучающийся из «пассивного слушателя» переходит в статус «активного участника» собственного обучения, участвует в формировании собственных базовых учебных действий.
Процесс образования в специальном коррекционном образовательном учреждении требует перехода в новое информационное пространство и информатизации всех форм образовательной деятельности.
С изменением статуса каждого участника образовательного процесса изменяется требования к педагогическому потенциалу. Педагогический состав должен владеть современными техническими средствами обучения на основе информационных и коммуникационных технологий. Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия педагога и обучаемого в современных системах открытого образования. Современный педагог должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть активным участников информационно-образовательной среды учреждения и педагогических интернет сообществ.
При создании более эффективной модели образовательного учреждения в новых условиях администрация ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа» пришла к выводу, что школа должна активнее реагировать на реальности изменяющегося мира. Необходимо изменить тактику действий на своем уровне и создать атмосферу, в которой школа сможет развиваться и улучшаться. Это возможно только при реализации проекта создания особой информационной образовательной среды в специальном коррекционном образовательном учреждении.
Информационная образовательная среда (далее по тексту – ИОС) – открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, социально-развитой личности, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-коммуникационных средств и педагогических технологий.
ИОС ГКОУ ЛО «Сосновоборской специальной школы» должна реализовать: — интегрирующую функцию, т.е. создание «пространства возможностей» для всех участников образовательного процесса, объединение усилий педагогов и администрации для решения задач, поставленных перед современной школой для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Дифференцирующая функция состоит в создании таких микросред («ниш»), которые позволяют:
· администратору – своевременно получать необходимую информацию для принятия эффективных управленческих решений.
· педагогическому работнику (учителю, воспитателю, психологу, логопеду) — построить собственную траекторию совершенствования профессионального мастерства;
· обучающемуся – иметь возможность для развития, социализации и самореализации творческого потенциала.
Основание изменения образовательной среды на информационную образовательную среду
1. Нормативно-правовой блок
· Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
· Устав;
· ФГОС для детей с интеллектуальной недостаточностью;
· Положение по работе с цифровым оборудованием ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа»;
· Положение об официальном сайте ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа»;
· Положение о локальной компьютерной сети ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа»;
· Положение о мобильном кабинете информатики и ИКТ;
· Регламент работы в локальной сети ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа» и сети Интернет;
· Регламент работы с электронной почтой ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа»;
· Регламент работы с базами данных, учету и движению средств вычислительной техники и программного обеспечения ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа»;
· Инструкция для сотрудников о сайте ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа», о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет;
2. Организационно-содержательный блок
Административная информационно-образовательная среда (средства коммуникации с учредителем, электронные мониторинговые системы, Апостроф, электронный документооборот, ФИС ФРДО, система АЦК, МОРФ, ГосЗакупки, 1С) |
Создаваемая в школе информационная образовательная среда строится в соответствии со следующей иерархией:
Учебная информационно — образовательная среда (электронная система психодиагностики, электронная база данных на обучающихся, программное обеспечение для интерактивной доски, динамические УДК, дистанционные КПК для педагогов) |
Информационно — образовательная среда воспитательной и внеурочной деятельности (Цифровое оборудование для поддержка творческого потенциала обучающихся), |
Информационно — образовательная среда коммуникации всех участников образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители, социум) |
3. Основные элементы информационной образовательной среды
1. Информационные образовательные ресурсы:
· компоненты на бумажных носителях (учебники, рабочие тетради и др.);
· электронные приложения к учебным пособиям, электронные наглядные пособия, электронные тренажеры по учебным предметам;
· образовательные интернет-ресурсы.
2. Цифровые средства обучения;
3. Средства коммуникации: локальные сети – административная проводная и ученическая wifi-сеть.
4. Информационный блок
Официальный сайт образовательного учреждения — http://specsbor.ru
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения обеспечивает:
· информационно-методическую поддержку образовательного процесса через сеть Интернет;
· планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения с использованием цифровых образовательных ресурсов;
· мониторинг образовательного процесса и его результатов;
· мониторинг здоровья и физического развития обучающихся;
· мониторинг личностного и социального развития обучающихся;
· создание, поиск, сбор, обработка, хранение и представление информации;
· дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (электронная приемная, электронный дневник, социальное родительское сообщество образовательного учреждения);
· дистанционное и сетевое взаимодействие с другими организациями социальной сферы.
Используемые в учебно-воспитательном процессе и в коррекционно-развивающей деятельности цифровое оборудование (интерактивные доски, документ камера, интерактивные планшет и мобильный класс на базе netbook) позволяет повысить качество преподавания. Расширились средства коммуникации между родителями и педагогами через социальные сети и skype-общение. Психологическая служба в системе проводит мониторинги целесообразности внедрения ИКТ учебно-воспитательный процесс и процесс коррекции поведения обучающихся школы с нарушением интеллекта.
В образовательном учреждении используются учебно-дидактический комплекс «Математика на компьютерах» (разработанный группой программистов под руководством Паньгиной Н.Н.), интерактивные учебные презентации по гуманитарным предметам, пакет учебно-дедактических материалов (флипчарты) для интерактивных досок 1-9 класс, учебно-дидактические комплексы, содержащие демонстрационные, обучающие программы, тренажеры, развивающие модули позволяющие формировать представления об окружающем мире и осуществления метапредметных связей. Самостоятельно разработанные итоговые диагностические работы 1-4 классов на базе Microsoft office PowerPoint, 5-10 класс на базе программных приложение Microsoft office и TestMaker расширяют возможности эффективной диагностики качества образовательного процесса. В учреждении педагоги используются занимательные юмористические флэш-фильмы на основе сборника Г. Остера, развивающие интерактивные ресурсы из сети интернет, которые способствуют релаксации школьников в период образовательного процесса.
При реализации ФГОС в коррекционно-развивающей и внеурочной деятельности внедрение НИКТ позволяет повысить уровень обученности школьников и качество образовательного процесса. При анализе деятельности образовательного учреждения можно отметить рост показателей Педагогической удовлетворенности в работе, а как следствие удовлетворенность каждого из педагогических работников своей деятельностью и деятельностью образовательного учреждения повышает процент охвата обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в мероприятиях различного уровня.
Автор: Заместитель директора по УВР ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа» Коровникова Галина Викторовна, Email: specschool_bor@mail.ru