Формы и методы работы с родителями

Автор: Гавриленко Ирина Петровна

Основная идея образовательной и воспитательной политики 

«От успеха в школе – к успеху в жизни!»

 

Содержание, формы и методы работы с родителями

 

Родители — главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника.

Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности.

 

Традиционные

Нетрадиционные

● Родительские собрания

● Индивидуальные консультации педагога

 ● Посещения на дому

 ● Дни творчества детей и их родителей;

 ● Открытые уроки и внеклассные мероприятия;

 ● Помощь в организации и проведении

    внеклассных дел и укреплении материально-

    технической базы школы и класса.

● Родительские тренинги

● Родительские конференции

● Дискуссии

● Круглые столы

● Устные журналы

● Практикумы

● Родительские вечера

● Родительские чтения

● Родительские ринги

Традиционные формы

1. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

Ø  родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать

ошибки и неудачи детей;

Ø  тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

Ø  собрание должно носить как теоретический, так и практический характер:

      анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;

Ø  собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

2. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

Примерная тематика консультаций для родителей

Ø  Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

Ø  Плохая память ребенка. Как ее развить?

Ø  Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Ø  Наказания детей. Какими им быть?

Ø  Тревожность детей. К чему она может привести?

Ø  Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.

Ø  Грубость и непонимание в семье.

Ø  Талантливый ребенок в семье.

Ø  Друзья детей – друзья или враги?

Ø  Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

3. Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

4. Открытые уроки

Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Нетрадиционные формы

1. Родительские конференции (общешкольные, классные) предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.

Примерные темы родительских конференцийпроблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, вредные привычки, сексуальное воспитание в семье.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

2. Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

3. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.

Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

4. Родительские вечера (проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Примерные темы родительских вечеров

1.       Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

2.       Друзья моего ребенка.

3.       Праздники нашей семьи.

4.       «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

5.       День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

6.       Песни, которые пели и поют наши дети.

5. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Эффективность тренинга возрастает, если в нём принимают участие оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

6. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего, оказывается, втянут и невольный объект конфликта – ребенок.

 

Правила сотрудничества с родителями

·   Всегда помните, что родитель и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка.

·   Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь — самые лучшие дети в мире.

·   Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.

·   Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка.

·   Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.

·   Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее.

·   Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.

·   Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей — это может вызвать отрицательную реакцию.

·   Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

Педагогам и родителям на заметку:

Ø  если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

Ø  если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

Ø  если ребенка хвалят, он учится быть благородным;

Ø  если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

Ø  если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

Ø  если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

Ø  если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

Ø  если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

Ø  если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

Ø  если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить  любовь в этом мире.

В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом  педагога станут слова «Каждому ребенку — свою долю аплодисментов».




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *