Формирование читательской компетенции в начальной школе

Автор: Полякова Наталья Витальевна

«Формирование читательской компетенции

в начальной школе».

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970- 1980 годы возник и разделялся миф о России как о самой “ читающей стране мира”. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно “серьёзной” литературы, классики, произведений в “толстых журналах”, собирательство книг, создание своих домашних библиотек — всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. В наш век научно- технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует меня, как каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка.                                                                                                                         

Как же учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться.                                                                                                         

Очень часто учитель определяет необходимость чтения и то, какие книги будут читать ученики. А очень бы хотелось, чтобы ученики, со временем,  сами пришли к осознанию необходимости чтения и правильному выбору литературы, ведь именно от того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет.

Проблема с чтением существует и в моем классе, поэтому я решила уделить этой проблеме особое внимание. Работа по формированию интереса к чтению осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения и внеурочную деятельность.  Проанализировав в первом классе читательские умения и запросы учеников, постаралась выстроить определенную систему занятий.

В нашем классе существует пятиминутка общения с книгой: каждый день несколько минут перед уроками и пять минут в начале урока литературного чтения, дети читают свои книги. Стало доброй традицией не только прочитывать книгу, но и делиться впечатлениями о прочитанном, как в устной, перед классом, так и  в письменной форме, в читательском дневнике. Читательский дневник ведется и в течение всего учебного года,  и во время каникул.

У нас проходит много внеклассных мероприятий, которые предоставляют возможность для творчества детей: конкурсы сочинений и рисунков, литературные праздники, викторины и олимпиады, библиотечные часы.

В первом классе, спустя пару недель, после того, как дети пришли в школу, мы побывали в школьной библиотеке. И с этого дня многие стали в ней частыми  посетителями.  Велика роль библиотекаря в воспитании читателя. Нам повезло, потому что библиотекари нашего лицея – творческие люди. Вместе с ними мы проводим библиотечные часы, конкурсы чтецов, викторины по прочитанным книгам. Не остается без внимания ни одна просьба учителя или ученика.

Спустя некоторое время мы побывали в городской детской библиотеке. Знакомство с детскими книгами, читальным залом, выставочным залом было проведено в очень доступной интересной форме. Это стало началом нашей дружбы. Вот уже четвертый год очень многие литературные викторины, занятия, литературные встречи у нас проходят в этой библиотеке. Форма проведения занятий каждый раз различная: это могут быть игры «Звездный час», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», и др. Детей знакомят с писателями и их произведениями. При этом нередко используются ИКТ. Ребята с удовольствием участвуют во всех конкурсах, которые проходят в библиотеке, нередко становятся победителями. Каждый год дети являются гостями на празднике, посвященном Неделе детской книги. Все мероприятия не только очень интересные, разнообразные, но и познавательные.

Но привитие интереса к чтению на 90% зависит от родителей. Поэтому необходимо установить своевременный и тесный контакт с родителями, ведь единство книжного окружения  и книжных интересов детей и родителей – основное условие формирования ребенка – читателя в семье. Следовательно, при работе над формированием интереса к чтению у детей, нельзя без планирования работы с родителями в данном направлении. Воспитать любовь к чтению и книге помогают родительски собрания «Роль чтения в жизни ребенка», «Правильное чтение  — залог успешного обучения учащегося». Очень продуктивными являются совместные литературные праздники.

Работа с книгой богата как по форме, так и по содержанию. Долг каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать ее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *