Автор: Шайхелмарданова Диля Рашитовна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
st1\:*{behavior:url(#ieooui) }
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;}
МБОУ «Гимназия №3» Вахитовского района г. Казани
Направление конференции «Природа и человек»
Исследовательская работа:
«Человек живет природой»
Выполнила: учитель
Шайхелмарданова Д. Р.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.. 5
1. 1. Сущность проблемы воспитания экологической культуры.. 5
1. 2. Методы воспитания экологической культуры.. 6
1. 3. Мудрость татарского народа как компонент экологической культуры.. 9
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ МУДРОСТИ ТАТАРСКОГО НАРОДА..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 21
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время человек непреднамеренно вызывает изменения климата в локальных и, в некоторой степени, в региональных масштабах. Существует серьезная озабоченность в связи с тем, что дальнейшее развитие промышленности может привести к значительным глобальным изменениям в природе.
Одними из наиболее острых проблем экологии на сегодняшний день являются:
— проблема воды, без которой нет жизни (люди сбрасывают в реки и озера нефтепродукты и другие загрязнители, не всегда задумываясь о том, что потом эту воду им предстоит пить);
— загрязнение атмосферного воздуха (он загрязняется путем привнесения в него или образования в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих нормативы качества или уровня естественного содержания);
— тенденция к похолоданию климата (пылевидные частицы хорошо отражают солнечное излучение, направленное в сторону земли, вызывая ее похолодание);
— общее природное загрязнение (происходит за счет естественных факторов: пыльные бури, извержения вулканов, выдувание почв, лесные пожары).
И все это происходит из-за низкого уровня экологической культуры человечества, в связи с чем воспитание экологической культуры является актуальной современной проблемой.
Экологическая культура – проблема всего человечества. Каждый человек хоть раз должен задуматься об окружающей среде, в которой он живет. Обязанность человека — научиться беречь и любить природу и все это он должен передавать из поколения в поколение.
По мнению ученого И. Д. Зверева, человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.
В статье педагога Л. Д. Бобылева «Формирование экологической культуры» говорится о том, что истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа — в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависел от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Наши предки поклонялись духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям.
Татарский ученый-этнограф, литератор и просветитель 19-века К. Насыри выдвинул идею народности воспитания, высоко оценив при этом экологические воспитательные традиции татарского народа. Слово «экология» тогда не использовалось, однако такое понятие имеется в содержании учения К. Насыри. Общаясь с народом, глубоко вникая в духовный мир и культуру своего народа, он написал и опубликовал ценные материалы по экологическому воспитанию и широко использовал их в своей педагогической деятельности. Его труды «Книга о воспитании», «Сорок садов», «Книга о нравственности», «Книга счета» — содержат богатый материал по татарской народной педагогике и экологии. В своей книге о воспитании К.Насыри писал: «Воспитание нельзя понимать лишь как хлопоты при кормлении и росте ребенка, это и пропитание его, и забота о его нравственном совершенствовании, и привитие прекрасных, благородных манер, и стремление вывести его из животного состояния, чтобы сделать достойным звания человека, и обучение, и развитие понятий приличия».
С целью повышения культуры в сфере образования необходимо разрабатывать эколого-воспитательные практикумы для обучающихся, реализовать мероприятия и субботники, связанные с охраной природы. Эти мероприятия можно усилить введением в них народной мудрости – сказок, поговорок, пословиц и мифов, в которых можно найти очень важную для человечества информацию, связанную с его экологической культурой.
Предметом данной работы являются древние традиции и мудрость татарского народа.
Целью данной работы является изучение влияния мудрости татарского народа на формирование экологической культуры обучающихся.
Для решения этой цели выделены следующие задачи:
— определить сущность понятия «экологическая культура» и выделить компоненты «экологической культуры»;
— выделить материал, отображающий экологичность в творчестве татарского народа;
— реализовать эколого-образовательный практикум в учебном процессе.
Теоретическая значимость – проведен анализ, обобщение литературы, сделан вывод о значимости татарского народного творчества в развитии экологической культуры личности.
Практическая значимость – посредством детального рассмотрения в творчестве татарского народа выделен экологический компонент, который использовался при разработке практикумов.
Научная новизна состоит в попытке обобщить теоретический материал мудрости татарского народа и применить его в процессе формирования экологической культуры обучающихся.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. 1. Сущность проблемы воспитания экологической культуры
«Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во Вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо уточнить, что имеются в виду не отношения человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение самого человека к миру, к живой природе».
Поэтому, в связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас. Но прежде чем непосредственно перейти к данной проблематике, необходимо раскрыть значения «экологическая культура».
Экологическая культура — это достижения экологических знаний, развитие экологического сознания, гармоничное взаимоотношение между обществом и природой.
Таким образом, экокультура — та область, которая лежит в основе исходного, первичного жизнеобеспечения человека. Совершенно ясно, что человек занимался экологической деятельностью с самого своего возникновения на Земле.
1.2. Методы воспитания экологической культуры
Экологическое воспитание — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Ответственное отношение к природе — сложная характеристика личности. Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится народное творчество.
В данной исследовательской работе анализируется мудрость татарского народа как основополагающий компонент экологической культуры.
Народная мудрость – это народное творчество, сказки, легенды, баиты, которые народ собирал испокон веков. Человек с самого рождения физически и духовно связан с природой. Поэтому когда еще не было науки, люди придумывали сказки, легенды, для того, чтобы последующие поколения знали, что надо беречь и охранять природу. Крылатые слова с удивительной меткостью выражают сущность сложных явлений природы.
Укрепившись в народном сознании, приметы, поговорки и пословицы всегда влияли на отношение людей к окружающей природе. Очень многие татарские народные сказки, как и все сказки народов мира, — красивая и понятная всем духовная сила, которая украшает действительное вымыслом и обогащает жизнь мечтой.
Если рассмотреть сказки с точки зрения экологии, то их очень много.
Например, возьмём сказку «Гульчачак».
Страшная ведьма в дремучем лесу взаперти держит свою сноху – красивую, добрую, послушную Гульчачак. Воспользовавшись случаем, Гульчачак освобождается из лесного плена и бежит в родимый дом. Но ведьма ее настигает и, обернувшись в Серого Волка, пытается загрызть. Бедную Гульчачак в одном случае спасает старый вяз, в другом – круглое озеро с островком посредине, в третьем – береза.
Мораль этой сказки такова: человек, каждое растение, каждая травинка, вся природа за тебя, и ты береги ее.
Еще есть другая легенда, которая призывает людей задуматься о своем роде. Легенда «Алпамша».
Жили когда то на земле люди гулливеры, они были очень большие и перешагивали горы. Вот их сын однажды откуда то принес очень маленького человечка. Отец ему велел обратно отнести на место этого человека и сказал, что эти люди будут жить на земле после них.
Мораль этой легенды состоит в том, что человечество всегда заботился о своем роде, о своем будущем. И в сегодняшний день мы тоже должны помнить, что мы должны беречь и охранять природу ради будущего наших детей.
Очень много сказок о природе, например, сказка «Нечкәбил» тоже о природе.
Сказка о пчёлах. Когда в дружную семью пчёл прилетает другая мама пчела, семья из нескольких пчёл во главе с мамой уходят из улья. Один добрый старик- пчеловод даёт им новое жильё. В благодарность за это пчелы ему дают мёд.
Еще есть сказка «Луна и Солнце».
В незапамятные времена Луна и Солнце хотели находиться вдвоем всегда на одном месте. Никто из зверей и птиц не стал возражать их желанию и только одна Летучая Мышь не подписалась. Она сказала, что если они оба будут стоять на одном месте, то ветер будет дуть всегда в одну сторону. Кроме того, и хлеб будет расти только там, где солнечно, а в тени — вовсе нет. Солнце очень обозлилось на Летучую Мышь и сказало: «Я тебе не позволю ходить при мне». Все звери и птицы, даже люди, все одобрили кружение Луны и Солнца. И хлеба стали хорошо расти.
В этой сказке показано влияние космических тел (Солнца и Луны) на атмосферные явления и живые организмы.
Даже эти немногочисленные примеры иллюстрируют большую наблюдательность народов, неравнодушное отношение к природе, достаточно глубокие знания о закономерностях природы и желание донести эти знания до будущих поколений, т.к. сказки рассказывались в основном детям и служили одним из главных источников информации об окружающем мире.
Опираясь на народное творчество, великий татарский поэт Габдулла Тукай в своих произведениях также обращался к теме природы. Самое известное из них — сказка «Шурале».
Шурале — обитатель леса, похожий на дива. Однажды в лес пришёл лесник по имени Былтыр (прошлый год). Шурале хотел отвлечь лесника, чтобы он не рубил лес — их дом.
Мораль этой сказки в том, что каждому существу дорог свой дом. Поэтому долг человека как разумного существа охранять и беречь своих меньших братьев.
В результате проведенного анализа выявлено, что сказки и легенды издавна являлись в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания. Читая сказки, дети с раннего возраста постигают мир, в котором они живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
1. 3. Мудрость татарского народа как компонент экологической культуры
Приметы — это народные поверья и знания об окружающем мире и природных явлениях, изложенные в кратком виде. Эти знания накапливались веками и проверены не раз, поэтому к приметам иногда стоит прислушаться. Главное — не впадать в крайности. Не стоит слепо отвергать древние знания, но так же не стоит и всецело следовать им. Истина, как всегда, находится посередине.
Ежедневно человек оказывается перед каким-либо выбором и, замечает он или нет, ему даются подсказки извне, чтобы иметь возможность избежать ошибок. Пращуры наши не были невежественными и знали о мире и природе гораздо больше, чем мы. Просто древние поверья не всегда нам понятны с точки зрения современных условий жизни.
Люди пытались обезопасить свою жизнь и жизнь своего потомства, передавая им опыт и знания. Многие приметы несут в себе ещё первобытные понятия, например, приметы о рассыпанной соли или оставленном на столе ноже. В старину соль ценилась на вес золота, а оставленный без присмотра нож мог послужить орудием убийства.
С давних времен люди пытались уловить взаимосвязь между погодными явлениями. Уже давно замечено, что всякое фенологическое событие в природе регулярно повторяется. Такие наблюдения складывались веками. Этими приметами можно пользоваться так же, как мы пользуемся нормальными средними климатическими величинами. Они не могут указывать точно времени наступления холода, тепла, дождей и т. д., но, как и научные климатические данные, рисуют среднюю картину периодического годового хода изменений погоды. Точно так же следует отнестись с полным вниманием и доверием к большинству примет, связывающих какое-либо явление в атмосфере, почве или в растительной и животной жизни с погодой ближайшего времени.
Можно приводить следующие примеры:
Присматриваясь к сезонным явлениям, опытный глаз подмечал предвестников хорошей и плохой весны:
Коли прилетная птица летит стаями – к дружной весне.
Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало.
Коли грачи прямо на гнезда летят – дружная весна.
Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.
Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
Если дикие утки прилетели жирные – весна будет холодная, долгая.
Ранний излет пчел – к красной весне.
Весенние приметы предсказывали не только основные черты погоды на ближайшее время, в них была сделана попытка проникнуть в тайны долгосрочного предсказания. Может быть, не все тут подкреплено научно объяснимым фактом, но уж одно то, что в народе билась мысль о возможном предопределении погоды будущего сезона, делает интересными.
Вот они:
Много хрущей – к засухе.
Поздний расцвет рябины – к долгой осени.
Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно – лето будет сухое.
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.
Первый гром гулкий – к ядерным хлебам.
Переход от мая в лето едва ли заметен. Тот же буйный рост растений, те же длинные, ветреные дни. Но понаблюдайте за птицами, хотя бы за скворцами. С рассвета дотемна носятся они взад и вперед, только бой крыльев слышен. Перестали пересмешничать – петь с чужого голоса, занялись добыванием корма. Ведь в гнезде уже верещит прожорливое потомство.
Цепко держится в народе мысль о том, что характер лета предопределен прошлой зимой.
Зима лето строит: зимнее тепло – летний холод.
Зима снежная – лето дождливое.
Зима морозная – лето жаркое.
Лето в свою очередь, тоже будто бы оказывает влияние на зиму.
Лето сухое, жаркое – зима малоснежная, морозная.
Дождливое лето хуже осени.
Ранний дождь озолотит, а поздний разорит.
Казалось бы, еще вчера стояли длинные теплые дни, и вдруг сразу стало заметно, что смеркается рано, что увял и состарился пригнувшийся под плодами сад. В народном представлении осень в своем пошибе дает знать многими признаками. Надо только замечать их. Так, в старину молва уверяла.
И вот зима пересилила постылую оттепель, круто повернув на холода. Затрещали молодецкие морозы. Устная молва не наделила зиму ласковыми прозвищами, к ней больше подошли: прибериха, злюка, седая чародейка. И на этом зима тоже имеет свои приметы:
Зима без трех подзимков не живет.
Зимнее тепло – летний холод.
Зимою вьюги – летом ненастье.
Снег глубок – хлеб хорош.
Зимой морозы, а летом – грозы.
Зимой – студеная пора, а лету – жаркая отрада.
Из научного интереса было взято несколько примет и проверила их с природой. Оказалось, что народная мудрость вполне права. Список примет, которые были взяты для проверки:
Кошка мордочку долго моет – к долгому дождю.
Дождевые черви появляются на поверхности земли – к осадкам, уходят вглубь – к хорошей погоде.
Шумит в ухе – погода испортится.
Гусь под крыло голову спрячет – быть холоду.
Воробьи садятся на макушки деревьев – день будет холодным.
Березового сока много – лето будет дождливым.
Дым из трубы по земле стелется – к осадкам, дым столбом – к ясной и холодной погоде.
Низкий туман – к ясной погоде.
Рыба прыгает перед дождем.
Гусь клювом застучит – пойдет снежная крупа.
При заходе солнца небо красное – к дождливому дню.
Восходящее солнце красное – будет ветрено.
Звезд на небе много – к ясной погоде.
Коршун подает голос – погода долго будет ясной.
И всего изучено 14 примет. В течение времени наблюдались все эти приметы. К концу были сделаны выводы. Из взятых примет не совпало только 5. Это следующее:
Кошка мордочку долго моет – к долгому дождю.
Коршун подает голос – погода долго будет ясной.
Воробьи садятся на макушки деревьев – день будет холодным.
Рыба прыгает перед дождем.
Гусь клювом застучит – пойдет снежная крупа.
Из проведенных опытов можно сделать вывод, что в большинстве случаев народным приметам стоит верить.
Таким образом, народные приметы, предсказания урожайных и неурожайных лет, переходя из поколения в поколение, свидетельствует об огромном желании людей предвидеть те или иные события, явления с обязательной практической пользой.
И все это дети усваивают с помощью семьи. Мама или бабушка не раз могут за день взглянуть в окно и сказать фразу, связанную с природой. Например, сегодня очень жарко, наверно вечером будет дождь. Эта фраза поможет детям ориентироваться на данный день – как одеться, какие работы по хозяйству сделать, какие игры играть. Эти установки способствуют становлению их экологической культуры.
Поговорка – это такой оборот речи или словосочетание, которое отражает какое-то явление жизни. Поговорка в большей степени, передает эмоционально-экспрессивную оценку разных жизненных явлений. Поговорка и существует в речи ради того, чтобы выражать именно и, прежде всего чувства говорящего.
У татарского народа есть очень мудрые поговорки призывающие любить и охранять природу. В них есть смысл, как можно сделать природу красивей.
Дерево дорого плодами, а человек – делами.
Это значит, что если на дереве хороший урожай из крупных сочных плодов, значит, оно хорошо постаралось для этого. Так и человек: если его дела сделаны хорошо и качественно, значит это человек старательный и трудолюбивый. И этот человек должен беречь и охранять то дерево, которое дает хорошие плоды.
Много леса – береги, мало леса – не руби, нету леса – посади.
Лес – наше богатство. Мы должны беречь и охранять его. Охранять, беречь – все это только слова. Охранять умеют немногие, а если умеют, то уж по-настоящему. Состояние лесов на сегодняшний день плачевное. Кругом консервные банки, битое стекло, разные железки. Некоторые туристы забывают потушить костер. Хорошо, если в этом лесу дежурит зеленый патруль. А если патруля в этом лесу нет? Я думаю, что каждый культурный человек должен потушить костер и убрать мусор за собой сам.
Земля заботу любит.
Во все времена земля была символом достатка и благополучия людей. Есть земля -– значит будет в доме хлеб, значит, в завтрашний день можно смотреть уверенно. Люди поклонялись родной землице, считали ее высшей святыней, о ней веками складывались мудрые пословицы и поговорки. Землей клялись, за нее не жалели даже жизни. А ведь многим земле обязаны мы и сейчас. Никто не станет отрицать, что она кормит нас и сегодня. Поэтому надо любить и заботиться о земле.
Возвращай земле долг – будет толк.
Например, идешь в лес — возьми гостинцев лешему — кусок соли для лосей, или чуть зерна для птиц и так далее. Ты не можешь брать бесплатно, иначе ты — паразит. Так и с землей если пользуешься землей, не забудь ее одобрить. Нужно вовремя вносить удобрения, пахать и сеять.
Сломать дерево недолго, вырастить – годы.
Дерево растет очень долго. Еще надо за ним ухаживать, поливать, удобрять. Поэтому не надо спешить рубить высокие деревья. Они приносят нам очень много пользы. Например, укрывают от ветра, служат местом укрытия для некоторых животных.
Утекшая вода не возвращается.
Если дословно понять эти слова, то всем понятно и все мы знаем, что вода утекает и обратно она не возвращается. Но если задуматься, то можно уловить другой смысл этих слов. Например, мы пользуемся природными ресурсами, н мы никогда не задумывались о том, что они не появляются заново. То, что мы используем рано или поздно совсем закончится и нам нечем будет пользоваться.
И небольшая капля камень точит.
Как и в предыдущей поговорке, даже если использовать природное богатство каплями, все равно оно когда то закончится. Или можно найти другой смысл. Например, мы выбросили мусор на землю и подумали что ничего от одного кусочка мусора не будет. Но если задуматься, ведь именно эта капля мусора может погубить нашу планету.
Пропал, как соль в воде.
Если отнести эту поговорку к людям, то речь идет, что человек внезапно исчез, пропал из виду. А если связать с природой, то что мы используем из природы: газ, нефть и т. д., исчезает. И рано или поздно оно совсем пропадет.
Без солнца нет дня, без дня нет жизни.
Смысл этой поговорки, наверное, всем понятен. Если бы не было солнца, то жизни бы на земле тоже не было. Еще надо понять смысл: что нужно знать цену каждому новому дню.
Смотри на небо, да о земле не забывай.
Кажется, ничего нового в этой поговорке нет. Мы всегда восхищаемся глядя на небо. Какой красивый рассвет, какой завораживающий закат, какие красивые звезды. Но мы забываем , что нас кормит земля и мы должны им дорожить.
Драгоценный камень большим не бывает.
Как в первых поговорках, хорошего много не бывает. Природная доброта тоже много не бывает. Если сегодня природа одарила нас солнечным теплым деньком, то завтра она может нам подать урок со своими бурями. Поэтому надо знать цену каждому новому теплому богатому дню.
По содержанию пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются они умно, уместно, умело. Основное же их назначение все-таки в нравственном воспитании. Жизненные потребности, исторические обстоятельства, общественные условия, а также условия окружающей среды породили мудрые, народные афоризмы. Человек, становясь умнее, сознательно поддерживая и культивируя прежние духовные приобретения и изобретения.
С помощью пословиц молодое поколение усваивает, как важно защитить флору и фауну Земли. С помощью своей мудрости народ влияет на ум ребенка. И именно с их помощью дети понимают, что люди являются самой значительной ценностью, и каждый человек имеет право на необходимый уровень жизни и здоровую среду обитания. В соответствии с этим каждый человек несет ответственность за охрану и улучшение окружающей среды. Природные ресурсы Земли должны обеспечить улучшение качества жизни и возможность развития будущих поколений. Все эти положения сохраняют свою актуальность в наши дни.
Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свой наблюдения. Если взять народные пословицы во всей их совокупности, то мы увидим, что они отражают менталитет народа во всем его разнообразии и противоречиях, более того, они являются важной частью народных черт, образа жизни, его моральных стандартов. Пословица призывает следовать ее мудростям, даже говорят: «Как пословица говорит, так и действуй». Пословица вселяет уверенность в людях в том, что опыт народа ничего не пропускает и ничего не забывает. Пословица — едва ли не первое блистательное проявление творчества народа.
И конечно мудрость татарского народа не осталась в сторонке. У нашего народа очень богатый мир пословиц.
Родная земля дороже золота и серебра.
Родная земля – это то место, где мы родились, выросли и живем. И связь с родной землей остается с нами на всю жизнь и мы будем считать ее самым лучшим местом на земле. Кто-то спросит зачем все это, ведь земля она везде одинаковая. Ну, где-то она песчаная, где-то с глиной, а где-то чернозем. Вот и вся разница. Но, мы люди – дети родной земли, дети природы, никогда не должны забывать, что земля нас кормит. И ее безопасность и благополучие целиком лежит на наших плечах.
В родной земле и вода вкуснее.
Конечно в родной земле вода вкуснее. Еще нельзя забывать, что мы должны сохранить чистоту этой воды. Многие из нас не думая о последствиях выбрасывают мусор именно в воду, а это ведь нарушает флору реки. Вода загрязняется, вся живность погибает и река превратится либо в болоту, либо высохнет. Поэтому каждый должен внести свой вклад за чистоту и вкус воды.
Самое красивое место – родная земля.
Нельзя нарушать привычную для всех красоту родного края. Ведь не зря придуманы специальные места куда можно выбросить мусор. Выбросив мусор куда попало, мы не только портим красоту природы, но и уничтожаем живность в данной территории. Прежде всего, чем что то сделать, нужно вспомнить о наших братьев меньших.
И малое хватит, и многое закончится.
Нужно дорожить тем, что у нас есть. Например, нефть, его много, но он когда то тоже закончится. А то, что мало, если правильно использовать хватит всем, надо только уметь это делать.
Что посеешь, то и пожнешь.
Знаменитая во всех языках пословица. Чем ты удивишь природу, тем она тебе и ответит. Если мы будем сохранять чистоту, порядок, будем любить животных и беречь, то в свою очередь природа отблагодарит нас добром. И дожди в свое время будут, и ветер будет дуть вовремя. Многое зависит на земле от нас самих. Можно сказать, что природа это наше отражение.
Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Если посеешь добро, то добро и получишь. Если мы не будем использовать землю в хороших целях, то там будет расти сорняк. Это можно посмотреть как ответ земли на твое отношение. Если мы вспашем землю, посеем ее, внесем удобрения, то конечно в ответ мы получим хороший урожай.
В результате последующих наблюдений можно сказать, что помимо самоограничения, бережного и экономного использования природных ресурсов, надо улучшить охрану природы. Другими словами, надо обратить внимание на мудрость народа. Пословицы призывают нас беречь и охранять природу и напоминают нам, что каждый человек несет ответственность за окружающий нас мир.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной.
В формировании экологической культуры обучающихся особую роль играет образование, суть которого заключается не только в накоплении информации, но и в самом процессе формирования взглядов, умений и навыков нравственного поведения в природе.
Воспитание экологической культуры включает в себя познавательную и воспитывающую составляющие, так как речь идет о воспитании экологически культурной личности.
На мероприятиях, основанных на знаниях татарского народа о природе, обучающиеся научились эстетически воспринимать природный мир и гордиться своим народом, его мудростью и талантом. Также изменилось отношение обучающихся к окружающей природе, оно стало более ценностным и ответственным, школьники приобрели исполнительские навыки в жанрах татарского фольклора.
Использование знаний татарского народа о природе побудило творческие силы обучающихся. Они проявили свои творческие способности в художественном изображении природных явлений. Во время экскурсий по экологической тропе у учащихся сформировались навыки исследовательской работы. Обрабатывая материал, касающийся знаний татарского народа о природе, обучающиеся овладели миром татарских народных пословиц, поговорок, легенд, сказок и постепенно приобщились к экологической культуре.
Результаты проведенного исследования позволили сформировать следующие выводы:
1. Экологическая культура обучающихся – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего отношения к ней. Анализ знаний татарского народа о природе позволил расценить их как основу формирования экологической культуры обучающихся.
Многолетний опыт и познания народа о природе заключают в себе нравственно-ценностные идеи, которые воспитывают у обучающихся ответственное и ценностное отношение к окружающей среде.
2. Знания татарского народа о природе отражаются в пословицах, поговорках, загадках, приметах, сказках, легендах, потехах, баитах и других жанрах устного народного творчества, в народных традициях, обычаях, праздниках. Именно на их основе был разработан практикум.
3. Реализация практикумов показала положительную динамику в процессе формирования экологической культуры обучающихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова М., Исмаилова С. Энциклопедия для детей, т.2 Биология, “Аванта +”, 1995. – 673с. Чижевский А. Е. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология. М, 1998. – 428с. Читаем, учимся, играем. №5, 1999, М, 152 с.
2. Базарнов, В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования [Текст] /В.Ф. Базарнов. – Томск, [б. и.], 1997. – 94 с.
3. Береги природу (серия книг) М., 1990 г. временного естествознания. – 2005, 196 с.
4. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение,2005, 46 с.
5. Исәнбәт Н.Татар халык мәкальләре. Өч томда /– Казан: Тат.кит.нәшр., I т. — 1959, IIт. — 1963, III т. — 1967, 300 с.
6. Лихачев Д. С. Русская культура. СПб., 2000, 104 с.
7. Махмутов Х. Афористические жанры татарского фольклора: Диссер в виде научн. доклада … д-ра филол. наук / Х. Махмутов. — Казань, 1995.
8. Нәбиуллина Г.Ә., Гыйләҗева Л.Г., Мин әйттем. Татар язучыларының афоризмнары, хикмәтле сүзләре, фәлсәфи уйланулары / — Казан: Мәгариф, 2008.
9. Народные приметы: хотите верьте, хотите – проверьте. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1991.
10. Н.Б. Петрова, Загадки от А до Я. Ред. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997.
11. Татарское народное творчество: в 15 т. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2013.
12. Устами татарского народа: Пословицы, поговорки, афоризмы / Сост., пер.: А. Мушинский, А. Сафиуллин. – Казань: Магариф, 2007.