Урок обобщение по теме: Основные классы неорганических соединений»

Автор: Кубаева Лиза Флюровна
УРОК-ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ:
«ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»
Кубаева Лиза Флюровна,
учитель химии высшей категории
МАОУ СОШ №7 г.Туймазы

Цель: обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «Основные классы неорганических соединений».
Задачи: систематизировать, закрепить и обобщить знания о важнейших классах соединений; продолжить развитие личностной мотивации, познавательного интереса к данной теме, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Ход урока
I. Исходная мотивация. Погружение в проблему.
II. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.
Внимание на экран: (видео) «Я у древних химиков самым главным веществом считалась. Начало всех начал, – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные. Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы. Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается». О каком веществе идет речь? К какому классу веществ относится вода? Дайте определение…
Прочитайте первое задание в информационных листах и приступайте к работе.
Задание №1:Соедините чертой выигрышный путь, который будут составлять формулы оксидов.
HCl NaOH SO2
O2 Al2O3 HNO3
FeO H2SO4 NaBr
Первый, кто справится с данным заданием, поднимет руку и вслух прочитает названия оксидов.
Ребята, все согласны? Если да, то в оценочных листах ставите себе 1 балл. Но если были допущены ошибки-0 баллов. Там же вы найдете строку «Дополнительные баллы», например правильное определение классов соединений тоже оцениваете в 1 балл. Через определение мы с вами уточнили состав оксидов. А для того, чтобы вспомнить формулы оксидов, выполняем задание №2.
Задание№2: Вместо пропусков вставьте формулы оксидов.
В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (III)___( глина), оксид кремния (IV)___(песок), оксид железа (III)____(содержится в красном железняке). Водная оболочка земли – гидросфера – это оксид водорода ____. В воздухе есть оксид углерода (IV)__(углекислый газ).
Поднимите руки, кто справился? Не забываем оценить работу.
Подведение итогов по 1 этапу.
Посмотрите, пожалуйста, на свои формулы: что их объединяет? (наличие кислорода). Обратите внимание, на каком месте стоит кислород?
Мир, окружающий нас, полон разнообразных по строению и свойствам веществ. Предлагаю нам на время стать сотрудниками серьезной лаборатории. Скажите пожалуйста, что такое качественные реакции?
А какие вещества являются помощниками в проведении качественных реакций? А проводят эти реакции с индикаторами, по изменению окраски, которых можно угадать вещество.
Ребята, результаты опытов будете вводить в лабораторный журнал. Зная правила ТБ, все опыты проводим на расстоянии полусогнутой руки, над растворами не наклоняемся и соблюдаем осторожность. Итак, приступаем к работе. У вас на столе штатив с двумя пробирками. Пробирка «А» и пробирка «Б». В одной из этих пробирок находится вода. А в другой пробирке неизвестное вещество, такое же прозрачное как вода. Определите, где вода, а где неизвестное вещество с помощью первого помощника-фенолфталеина.
Не забудьте сделать выводы. Проверяем.
Вы с легкостью справились с поставленной задачей. Как вы думаете, существуют ли вещества, имеющие больше двух элементов, чем оксиды?
А какие именно, ответ вы найдете в моем стихотворении:
Группы атомов о-аш – очень важный признак наш,
«Фенолфталеиновый» в нас становится малиновым.
Скажите, пожалуйста, о каких веществах идет речь? А к какому классу веществ относятся щелочи.
Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Какой вид задания вы можете предложить?
Первый кто справится с данным заданием, поднимет руку и вслух прочитает названия оснований.
NaOH HCl Ba(OH)2 H2SO4
Ca(OH)2 H3PO4 Mg(OH)2 Cu(OH)2
Не забудьте оценить свой результат.
Подведение итогов по 2 этапу.
Посмотрите на свои формулы. Что именно объединяет все основания? (наличие гидроксо-группы).
Молодцы, ребята, мы уже повторили 2 класса сложных веществ. Угадать, какой класс веществ рассмотрим дальше, вам поможет сюрприз, который вы найдете под вашими партами (в конвертах прикреплены рисунки лимона, яблока, Кока-колы).
Кто счастливчик, выходите к доске. Как вы думаете, что их объединяет? Почему? Значит, они все входят в класс Кислоты. А что такое кислоты?
Ребята, найдите среди них третьего лишнего. Почему?
Зная определение, ребята, легко можем составить их формулы. Найдите задание №3 , прочитайте его и приступайте к работе.
Задание № 3: Составьте химические формулы кислот, соответствующих оксидам: CO2 ; SO3 ; N2O5.
Какие правила вы соблюдали при составлении формул?
Для того чтобы распознавать эти кислоты на практике, вновь обратимся к опыту. Приготовьте лабораторные журналы. На этот раз перед вами три пробирки с неизвестными веществами А, Б и В. И с помощью индикатора лакмус попрошу вас угадать в какой пробирке какое вещество.
Подводим итог. Откройте учебник на странице 118, таблица 4. Изучите его еще раз. Следовательно, наиболее оптимальный индикатор для определения кислой среды раствора – лакмус, а для определения щелочной среды — фенолфталеин.
А теперь предлагаю узнать, что в «черном ящике».
1.Это вещество входит в состав крови человека….
2.Легионеры Древнего Рима получали часть.жалованья этим веществом…..
3.За 5 плиток этого вещества в Эфиопии можно было купить раба…
4.Оно содержится в Мировом океане……
5.Из него в Боливии строят отели…..
6.Наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом и …?
Задание №4: Составить формулы солей натрия, кальция и алюминия для серной кислоты. Дать им названия.
Приглашаю к доске с одной формулой. Проверяем ответы. Если справились с заданием -1 балл.
Подведение итогов по 4 этапу.
Ребята, посмотрите на свои формулы. Какие составные части имеются в солях? Что мы повторили?
III. Рефлексивно-оценочный.
Итак, какие классы веществ мы повторили? С какой целью? Что объединяет все оксиды в одну группу? Кислоты? Соли? Основания?
Ребята, молодцы! На уроке вы вновь убедились, насколько важна наука химия и насколько она многогранна. Знание состава веществ позволяет определить свойства, класс веществ, а также способы определения этих веществ.
Я надеюсь, что урок был вам интересен и позволил обобщить и систематизировать имеющиеся у вас знания. Попрошу вас в информационных листах поставить себе оценку за урок.
В завершении я попрошу вас найти в свих листах «Домашнее задание» и, выбрав себе подходящий по сложности вариант на желаемую оценку, переписать задание в дневник.
Спасибо всем за урок!

Кубаева, Статья.docx

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *