Классный час “Научите своё сердце добру” в 3 классе учитель Зайцева К И Цели: • Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения. • Развивать умения отличать плохое от хорошего. Задачи: • раскрыть положительные стороны доброты; • побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам; • привлечь к доброму отношению к животным. Оформление: мультимедийный проектор, презентация о доброте, песни и музыка о доброте. ХОД КЛАССНОГО ЧАСА (Звучит музыкальный видеоклип «Страна волшебная») – Дорогие ребята! Пусть этот классный час принесёт нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Начать классный час хочу со слов Л. Татьяничевой (пословица появляется на экране) «Делать людям хорошо – хорошеть самому». – Как вы понимаете слова «хорошеть самому»? (Надо больше совершать хороших поступков; очень хорошая есть пословица «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтоб относились к тебе»; от хороших поступков самому легче и приятнее) – А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова (читает ученица): Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звездной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту! Тема нашего разговора: Научите своё сердце добру! Учитель: Прослушайте историю. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее” Вопросы: – Как вы относитесь к этому человеку? – Как бы вы ответили на месте мудреца? – А вот как было дальше. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”. – Как вы понимаете слова мудреца “Все в твоих руках?” (Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника ). (Звучит фрагмент музыкального видеоклипа «Не рвите цветы») Обратите внимание на экран: «Добрые дела красят человека» – Эта пословица подходит к нашей истории? (Да, лучше бы завистник мечтал о добрых делах, тогда и его знали в округе) – Как вы понимаете эту пословицу? (После добрых дел человека всегда хвалят, делают ему комплементы это его и украшает) Учитель: Да, в жизни есть ценности, без которых нет жизни на Земле. – Ребята, назовите качества доброго, хорошего, положительного человека. (Добрый и жалостливый, благородный и честный, ответственный, умный, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный) Качества, про которые вы сказали, не врожденные, их нужно воспитывать. Мы можем называть много положительных качеств человека. Но на первое место мы ставим доброту. – А вот почему на первое место мы ставим доброту? Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело лишь от его сердца. – А что значит доброта, добрый человек? (Когда человек очень хорошо относится к другим; добрый человек обо всех заботится и никого не обижает; добрый – значит вежливый, заботливый, нежадный.) – А вот как в толковом словаре трактуется Это понятие – доброта? (Доброта это – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.) – Ребята, сегодня мы говорим о доброте. Создаём хорошее настроение. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь!!! – Доброта делает человека каким? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.) – Приведите примеры доброго отношения людей. (Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным.) – Какие добрые поступки совершили вы? (Помог донести тяжесть, ходил за хлебом для соседки, помог маленькому другу перейти дорогу, собирал вещи для приюта, ухаживал за цветами.) – А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье? (Мама) – Как она заботится о вас? – Почему говорят: “Около солнца – тепло, около матери – добро”? (Около солнца никогда не бывает холодно и около матери никогда не жди зла) – А как вы заботитесь о своей маме? Как помогаете ей в домашних делах? (До прихода родителей с работы можно выполнить очень много домашних дел: привести в порядок квартиру, вымыть посуду, купить в магазине продукты, постирать рубашку или кофточку, отгладить школьную форму, почистить ботинки, сходить в детский сад за младшим братом или сестрой. ) – Можно сказать, что у вас у всех добрые сердца! – Вы должны помнить, что на всё хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым и сверстникам, младшим, а так же быть добрым по отношению к животным. А сейчас мы поиграем. Игра называется “Собери пословицы и поговорки” (пословицы открываются постепенно, дети сами должны вспомнить всю пословицу). Объясни значение • Жизнь дана на (что?) добрые дела. • Злой не верит, что есть (кто?) добрый. • Доброму слову (какой ответ?) добрый ответ • Доброму везде (что?) добро. – Как понимаешь эту пословицу? Анкета На мои вопросы вы отвечаете “ да” или “нет”– хором. 1. Можно ли человека заставить быть добрым? (Нет) 2. Можно ли стать добрым на время? (Нет) 3. Нужно ли быть добрым к любому человеку? (Да) 4. Легко ли быть добрым? (Да) 5. Есть ли у вас желание делать добрые дела? (Да) – У вас получилось больше ответов “да” и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит, что? радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Давайте выберем чувства, которые будут характеризовать доброго человека, а вы даете ответ «да» или «нет» (показ на экране): Любовь, уверенность, дружба, защищенность, доверие, забота, симпатия, наслаждение, радость, счастье, внимание, понимание, безразличие, досада, равнодушие, недоверие, непонимание, антипатия, тревожность, вражда, горе, ненависть, страдание, злоба и т.д. – Молодцы! Скажите можно своё сердце научить добру? (Да; нет – а стараться это делать надо?) – Как вы думаете, добро на земле должно жить вечно? (Да) – Значит, можно сказать добро – это вечная ценность? (Да) – Вернёмся к нашему эпиграфу: Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Давайте воевать за доброту! Давайте беречь добро! Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром. А это зависит только от нас! Помните! Доброта – спасительница всего живого на Земле. Давайте закончим наш классный час замечательными стихами Татьяны Кузовлёвой: Твори добро – Нет большей радости. И жизнью жертвуй, И спеши Не ради славы или сладостей, А по велению души. Когда кипишь, судьбой униженный, Ты от бессилья и стыда, Не позволяй душе обиженной Сиюминутного суда. Постой. Остынь. Поверь – действительно Всё встанет на свои места. Ты сильный. Сильные не мстительны. Оружье сильных – доброта. Дарите, Люди, доброту! Дарите щедро, без утайки, И богачу и попрошайке, Дарите, Люди, доброту! Звучит песня «Твори добро на всей земле» Творческое задание. Придумайте и нарисуйте медаль самому доброму человеку.

Автор: Клавдия Ивановна Зайцева

Классный час.doc