Сотрудничество педагога и родителей в создании предметно-развивающей среды в группе с использованием конструктора «Лего» в младшем дошкольном возрасте

Автор: Кислухина Юлия Александровна
Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и др. Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому для игр им нужны безопасные и прочные вещи, и лего-конструкторы дают им возможность для экспериментирования и самовыражения.
Конструктор «Лего» используется в играх детьми разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о разнообразии моделей конструктора «Лего» для разных возрастных групп детей и разной тематики.
«Лего» – педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. «Лего» – педагогика крайне актуальна в современном мире.
Применение «Лего» способствует:
1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.
Лего-констриурование теснейшим образом связано с областями ФГОС, такими как: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Обучаясь игре с «Лего», дети проходят путь от простого к сложному. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Работа с образовательными конструкторами «Лего» позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания.
Важными принципами при обучении игре с «Лего» являются последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, доступность и наглядность.
Дети могут строить не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.
На занятиях малыши приобретают элементарные навыки конструирования. Они строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота и т.д. Дети упражняются в распознавании цвета, счете до пяти, закрепляют понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «тонкий – толстый». В младшей группе учим: называть детали лего- конструктора; простейшему анализу сооруженных построек, сравнивать предметы по длине и величине; конструировать по образцу и по условиям; развивать зрительно – моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.
В наше время родители очень серьёзно подходят к всестороннему развитию ребёнка, но не все, к сожалению, могут подобрать интересную деятельность для него, ведь только увлекательное занятие способствует развитию дошкольника, а если ещё и взрослый проявляет интерес, успех просто гарантирован.
МБДОУ № 25 участвовал в Муниципальном конкурсе «Лего-конструирование. Предметно-развивающая среда в группе». В конкурсе принимали участие не только педагоги, но и родители, а именно, содействовали развитию творческой активности воспитателей, детей и родителей в ходе создания центров Лего-конструирования, а также, укрепляли взаимодействия педагогов, детей и родителей в вопросах конструктивного, творческого, познавательного развития младших дошкольников.
В нашей группе была выбрана тема, посвященная Дню космонавтики. Мы назвали ее «Космодром». Родители и дети выполняли постройки по замыслу из разного конструктора, а именно, с крупными деталями конструктора «Лего – Дупло», конструктор Bauer «Klassik» с деталями разной формы, конструктора фирмы «Полесье» «Самоделкин – Строитель».
Родители исключили показ построения конструкции, тем самым способствовали развитию у ребенка творческих способностей. К конструкциям применяли «декор», т.е. украшали дополнительным материалом. Работы были сделаны в виде ракет, космических кораблей, луноходов и т.д.
По окончании и размещении конкурсных работ, и после подведения итогов, наша младшая группа заняла 1- е место среди младших групп города.
Таким образом, маленьким детям очень нравится строить, вне зависимости от того мальчик это или девочка, ведь сюжет для постройки можно придумать на любой вкус. Главное – взрослому не оставаться равнодушным, творить вместе с ребенком, интересоваться его строительными замыслами и, учитывая их, создавать среду.

статья лего.docx