Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Автор: Наталья Викторовна Трифанова
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального
Образования (повышения квалификации) специалистов
« Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра дошкольного образования

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
( реферат)

Исполнитель:
Трифанова Наталья Викторовна,
Воспитатель МБДОУ №35
Анжеро-Судженского городского округа

Кемерово 2017
Содержание
Введение………………………………………………………………..3
1. Роль изобразительной деятельности в развитии детей……… 4
2.Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования………………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………………8
Список литературы…………………………………………………..9
Приложение…………………………………………………………..10

Введение Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Её решение должно начаться уже в дошкольном возрасте. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Все дети любят рисовать , когда это у них хорошо получается. Очень часто отсутствие навыков и знаний быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным , он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества. Проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность , работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Можно сказать , что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
Предмет исследования: развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.
Цель исследования: выявить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей.
Гипотеза: Развитие творческих способностей детей. Если использовать нетрадиционные техники рисования.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития творческих способностей детей в психолого- педагогической и специальной литературе;
2. Разработать содержание и методы работы по развитию изобразительного творчества у детей старшего возраста посредствам нетрадиционных техник;
3. Создать в группе благоприятные психолого – педагогические условия для творческой самореализации каждого ребенка.
1. Роль изобразительной деятельности в развитии детей. Анализ научной литературы выявил , что на развитие творчества влияют следующие составляющие: задатки, способности, художественно- творческие способности, а также необходимость в формировании изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
С точки зрения ученого Н. А. Бердяева, творчество есть нравственный дол, назначение человека на Земле, его задача и миссия. « Творчество по самому существу своему есть творчество из ничего…..» ( 2, стр. 117- 218).
Советские педагоги и психологи, например, Л. М. Венгер, В. С. Мухина, рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок создает субъективно новое, новое для себя.
Анализ исследования литературы показал, что творческие способности есть самовыражение мира художника, который не только познает, но и выражает свое видение , свое понимание окружающего. При восприятии художественного образа роль принадлежит воображению и образному мышлению.
По утверждению психолога Н. Н. Поддъякова, творчество детей носит глубоко личностный характер – оно определятся неповторимостью личности ребенка, неповторимостью накопленного опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка. Еще одна важная особенность творчества детей – оно всегда насыщенно яркими положительными эмоциями и благодаря этому привлекает внимание детей, которые признают радость первых своих открытий « открытий» удовольствие от своих новых рисунков.
Яркие положительные эмоции становятся основой формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества.
Таким образом , можно сделать вывод, что творчество является неотъемлемой частью жизни общества. Ведь жизнь – это сам процесс творчества.
Под творчеством мы будем понимать – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество предполагает наличие задатков и способностей.

2. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования.
Стандарт дошкольного образования направлен на создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой , другими детьми, взрослыми и миром.
Опыт показывает , что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества- разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.
Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление , желание созидательно трудиться. Также нужно разнообразить цвет и фактуру бумаги , поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Также большое разнообразие следует вносить и в организацию занятий: детям предлагается рисовать за сдвинутыми вместе столами по два и более; также стоя у столов расположенных в один ряд. В своих рисунках дети стали проявлять самостоятельность , стали с удовольствием рисовать и находить новые свои способы изображения образов, также в работах дети передают свои чувства. У ребят развивается вкус к познанию нового исследования. Дети задают вопросы педагогу . друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности. Но и в свободное от занятий время. Для этого следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребенка чувства собственной безопасности , раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми их творческих начинаний. Организуя совместные творческие выставки – конкурсы. Это повышает авторитет в глазах ребенка; позволяет сплотить детей и их родных на основе совместной деятельности. Помогает родителям лучше узнать и понять своего ребенка.

Заключение Рисование в детстве оказывает огромное влияние
на всестороннее развитие личности ребенка и , прежде всего на его эстетическое развитие. Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими. Все что увидел, что взволновало его , малыш отражает в игре, речи, рисовании. Опыт работы показывает . что овладение нетрадиционной технологией изображения доставляет дошкольникам истинную радость. Если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывают при этом трудностей. Каждый педагог – творец технологии . даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога , научившегося работать на технологическом уровне. Всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Список литературы
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности- М. 2000. 2.Казакова Р. Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г. Казаковой М. 2004. 3. Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М: Просвещение . 1977.
4. Акуненок Т. С.Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное воспитание- 2010- № 18.
5. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание- 1982 №11 с. 32-38.

Приложение

Перспективный план

Сентябрь
1. « Поляна с цветами» – Рисование мятой бумагой. 2. « Золотая волшебница осень» – Тычок жёсткий полусухой кистью. Октябрь 1. « Осенняя пора( пейзаж, отражение в озере)» – Монотопия. 2. « Гроздь рябины» – Рисование ватными палочками.
Ноябрь 1. « Волшебные кляксы» – Кляксография. 2. « Однажды в осенним лесу» – Печать по трафарету поролоном.
Декабрь 1. « Зимняя сказка» – Граттаж . 2. « Новогодняя ночь» – Набрызг.

Январь 1. « Новогодняя ёлочка» – Пластинография. 2. « Новогоднее волшебство» – Рисование цветными мыльными пузырями.

Февраль 1. « Змний пейзаж» -Кляксография. 2. « С Днем Защитника Отечества». – Цветной граттаж.

Март 1. « Подарок для мамы» – Тычок жёсткой полусухой кистью. 2. « Весна».-Монотопия.

Апрель 1. « Космос» – Печать поролоном по трафарету; набрызг. 2. « Подводный мир» – Рисование цветными мыльными пузырями.

Май 1. « Праздничный салют» – Граттаж. 2. « Одуванчики в траве» – Рисование мятой бумагой

Реферат.docx

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *