Методическая разработка «Использование ТРИЗ технологии «Круги Луллия» в работе с детьми РАС»

Автор: Федорова Татьяна Петровна
Пояснительная записка. На сегодняшний день существует множество методик,
технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития детей с ОВЗ
(РАС). Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников — игра.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной
обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В
игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка.
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей
детей, развития речи. Основная идея работы с дидактическим пособием «Круги Луллия» –
создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций
преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения
проблемных ситуаций.
В XII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде
бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития
детей с ОВЗ (РАС). Данное пособие представляет собой несколько кругов разного
диаметра нанизанных на общий стержень (по принципу пирамидки). Сверху
устанавливается указатель или стрелка. Круги и стрелка двигаются независимо друг от
друга. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. На них располагают
картинки (рисунки, слова, предметы окружающего мира, которые объедены какой – то
определённой темой. Все картинки съёмные, легко заменяемые, что позволяет мне
использовать одну и туже основы для разных игр. Для работы с
дошкольниками целесообразно использовать не более 4 кругов разного диаметра с
количеством секторов от 4 до 8. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с
4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6
секторами. Простота конструкции позволяет применять ее в работе с детьми ОВЗ. Круги
Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются
универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у
детей. Их можно многопланово использовать при решении задач познавательного
развития у дошкольников, в том числе с ОВЗ. Круги Луллия вносят элемент игры в
занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
3Методическая разработкаИспользование ТРИЗ технологии Круги Луллия в работе с детьми РАС.pdf