МАДОУ «Детский сад №18» г. о. Саранск

Автор: Венера Низаметдиновна Ефанова
При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.
В ДОО используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей;
• экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику, экскурсии в музей);
• рассказ воспитателя;
• беседы о родном городе, стране, ее истории;
• наблюдение за изменениями в облике родного города;
• за трудом людей в детском саду и в городе, селе;
• показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);
• использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
• ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
• знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
• организация тематических выставок;
• участие в общественных и народных календарных праздниках;
• конкурс чтецов;
• участие детей в посильном общественно – полезном труде.
Патриотическое воспитание, является составной частью общего воспитательного процесса представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.
Воспитывать любовь к малой родине нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что это чувство формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Начиная работу по ознакомлению дошкольников с малой родиной, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живет. Он должен продумать, о чем рассказывать детям, особо выделив, характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачев: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле» [6, с. 327].
Воспитание любви к родному краю должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями:
• анкетирование;
• консультации (информация) для родителей;
• родительские собрания;
• беседы за круглым столом;
• наглядная информация в раздевалке;
• участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок;
• на возложении цветов и т. д.
Успехов в воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца», быть искренними и глубоко убежденными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями, и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.
Увлеченность своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства — вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.
Использование тех или иных методов и приемов зависит от возраста ребенка и особенностей его мышления, поэтому познания какого-либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т. д.).
Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца. Затем эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом. Далее основные признаки природных объектов и явлений переводятся в условные обозначения, детей учат составлять схемы, модели. В программных задачах всех возрастных групп прослеживается одна общая для всех возрастов: воспитывать любовь, формировать эстетическое отношение к природе.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Это касается и ознакомления детей с природой родного края. Причем объекты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к природе родного края, педагог обязан ее сам хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или края.
Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка.
Природа любого края неповторима, но, воспитывая чувство любви к природе родного края, мы должны давать детям понимание того, что наша «малая Родина» — лишь часть огромной страны, в которой таких уголков множество. Таким образом, прослеживается основной принцип нравственно-патриотического воспитания: от малого к большому: от частного к общему. Воспитывая любовь к. родному краю, мы растим истинных патриотов России[5, с. 324].

Средства и методы ознакомления с малой родиной.docx