Конспект интегрированного занятия «Кукла-Оберег»

Автор: Белоярова Елена Владимировна

Мбдоу №18 «Журавлик»

Город Курган

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ ГРУППЫ.
ТЕМА: «КУКЛА – ОБЕРЕГ»
ЦЕЛЬ: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
ЗАДАЧИ:
— продолжать знакомить с историей и традициями русского народа;
— познакомить детей с традиционной народной тряпичной куклой и принципом её изготовления;
— развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, глазомер и умение работать с лоскутками ткани;
— развивать эстетический вкус;
— развивать коммуникативные навыки;
— воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
— Беседа «Культура и традиции русского народа»;
— Рассматривание экспонатов мини музея «Куклы из бабушкиного сундука»
— Рисование «Русский народный костюм»
— Посещение «Русской избы»
— Разучивание хороводных игр, песен, потешек.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Русский народный костюм, сундучок, тряпичные куклы, проектор, ноутбук, презентации «русские народные – тряпичные куклы», «Делаем куклу сами». Музыкальное сопровождение «русские народные песни».
Раздаточный материал:лоскутки ткани: белая, цветная, вата, две атласных ленты, конфеты.
Методы и приёмы:
Методы: наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ИКТ;
Приёмы: худ. слово, рассматривание, демонстрация, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: посиделки, оберег, обряд.

Ход НОД
1 Орг. момент
Дети входят в группу под русскую народную музыку их встречает воспитатель в русском народном костюме.
Вос –ль: Здравствуйте гости дорогие! (кланяется) Проходите в мою избу!
— У русского народа всегда рады гостям!
— Посмотрите, сегодня я вас встречаю в необычном наряде (кружится демонстрирует наряд)
— Нравиться? (Да)
-А сейчас носят такие наряды (Нет)
-А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.
— Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в прошлое во времена наших прабабушек и прадедушек, когда ещё не было телевизоров, различных конструкторов и современных игрушек. Я познакомлю вас с одной интересной игрушкой, а вот с какой вам нужно отгадать.
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (Кукла)
(Показывает тряпичную куклу)
-Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.
Сегодня я хочу познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.
Моя кукла называется Берегиня.
Хотите узнать больше об этих удивительных куклах? (Да)
Тогда, я хочу пригласить вас в мою мастерскую.
2 Основная часть. Знакомство с мастерской.
-Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома!
Вот моё жилище, а попросту изба. А это моя мастерская, здесь я делаю своих кукол.
Здесь у меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся мне при изготовлении новых кукол.
А ещё у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем? (да)
Но его так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочек»
(Открыть сундук)
-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?
А вы знаете, что куклы бывают разные. (Показать кукол)
С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу.
Вы проходите за мной, и кукол берите с собой.
Усадим кукол на почетное место и будем с ними знакомиться.
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ»
— Русский народ всегда умел хорошо работать, славился усердием и трудолюбием.
После трудового дня на Руси любили устраивать вечерние посиделки. Дом чисто убирался,одевались чистые одежды и каждый находил себе занятия: кто вышивал, кто лепил, а кто мастерил игрушки, заняты были все от мала до велика. Всё проходило в уютной доброй атмосфере под пение русских народных песен.
— Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы. В печи брали золу, смешивали с водой, скатывали шарик и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба- женское божество. Эта кукла была оберегом женщины. Она передавалась по наследству от матери к дочери в день свадьбы.
— Как вы понимаете: была оберегом? (оберегала, защищала)
— Да, куклы обереги охраняли, спасали, помогали в трудную минуту. Таких кукол любили и берегли.
— Когда девочке исполнялось 5 лет, она должна была мастерить кукол сама. Лицо кукле не рисовали, считали что в неё может вселиться злой дух.
Первая кукла появлялась с рождением малыша и называлась «пеленашка». Её клали в колыбельную, она охраняла малыша от всего плохого.
Кубышка-травница наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного. Ребёнок играл с такой куклой и излечивался от болезней.
Кукла \»Колокольчик\» считается оберегом хорошего настроения. Если в доме был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.
Многорукую куклу \»Десятиручку\» помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.
Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) — игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
Куклы- столбушки делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты,на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.
Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил для определенного ритуала. (Масленица, Коляда, Лихоманка, Кострома).Иногда куколок потом отдавали для игры детям:
Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу, предсказывали, каким будет весь год.
Веснянка – такую куклу подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
Гости дорогие, ну а вы не засиделись ли без дела?
Давайте поиграем!
Физминутка с ложками!
А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?
-Сегодня мы с вами сделаем куклу «Утешницу».
Посмотрите, какая она нарядная и яркая.
А знаете, почему её называют Утешницей? (утешает)
С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности.
Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.
Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнемся
Игра «У Маланьи, у старушки»
А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг,повторяйте за мной слова и движения:
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую — ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ)
Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.
-Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится.
1. Сначала сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белую ткань. Какой формы лоскуток? (Квадрат)
Теперь берем ватку и формируем в шарик, кладем его в центр нашего квадрата.
2. Далее складываем квадрат углом, зажимаем пальцами «в пучок» и начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка». Получилась головка у куколки!
3. Берем цветную ткань, из неё мы будем делать сарафанчик! Какой формы лоскуток? (Прямоугольник).
Кладем перед собой ткань лицевой стороной вниз и ровно по центру кладем нашу куколку. Накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой. Закрепляем юбочку ниткой, делаем три витка и завязываем на три узелка.
4. У вас две ленточки одного цвета. Скажите, чем отличаются ленточки? (Одна ленточка длинная, а другая короткая). Возьмите короткую ленточку. Завяжите ленточку на голову куколке.
5. Осталось повязать косыночку на голову Утешницы. Какой формы косынка?
(Треугольник).
Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим. Возьмите длинную ленточку и завяжите её впереди.
Наша куколка готова! Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Но посмотрите, чего не хватает? (Нет конфет)
7. Загляните под салфетку, что там лежит? (Конфеты)
Привяжите конфеты к ленточке.
-Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке.
3 РЕФЛЕКСИЯ
-Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
Заведём хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!
Подвижная игра «Карусель».
Цель игры. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.
Ход игры. знакомство детей с правилами игры,предварительно разложив веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель.Все вместе будем произносить такие слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом —
Все бегом, бегом, бегом.
Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону,произнося такие слова:
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два —
Вот и кончилась игра.
Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (опускаете ленту, бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на «карусель» (взять ленту в руки)
-А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?
А что вам понравилось больше всего?
— А что вам показалось самым трудным?
-О каких куклах вы сегодня узнали?
-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол.
Ну, а нам пора прощаться в путь дорогу собираться. Всего доброго гости дорогие, буду ждать вас в гости!
Конспект интегрированной НОД «Кукла-оберег» с участием детей подготовительной к школе группы и родителей группы.docx