Использование наглядных моделей в работе логопеда при обучении пересказу детей с нарушениями речи

Автор: Шарикова (Макаренко) Дарья Борисовна
Проблема пересказа у дошкольников стоит остро с момента ее открытия. Большинство педагогов и психологов признают значимость навыка пересказа для речевого развития ребенка (В. П. Глухов, И. А. Зимняя, С. Н. Цейтлин и др.) Пересказ произведений положительно влияет на связность детской речи, развивает навык выразительности в речи у дошкольников. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему, что совершенствует все стороны речи. У ребенка формируется полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяется словарный запас, возникают возможности для развития монологической речи — одного из ведущих видов деятельности в школьном обучении.
Поиск средств формирования пересказа до сих пор актуален. Изучением особенностей формирования недостатков пересказа у детей, имеющих нормальное речевое развитие, и у детей с нарушениями речи занимались такие ученые, как: А. М. Бородич, В. В. Гербова, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушаков и др. Они утверждают, что обучение пересказу детей с нарушениями речи необходимо для преодоления речевых нарушения и, в целом, успешного обучения.
Одним из средств успешного обучения является наглядная модель. Согласно учению, Л. С. Выготского, ребенок, по мере своего развития, усваивает социокультурный опыт человечества, представленный в форме различных знаков, символов и моделей. В то же время наглядное моделирование является одним из ведущих средств развития познавательной сферы (Л. А. Венгер, С. А. Лебедева, Т. С. Матвеева).
В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Применение наглядных моделей доступно дошкольникам с нарушениями речи, развивает умственные способности и обогащает словарный запас. Использование наглядных моделей развивает память, активность и самостоятельность в усвоении информации. Опора на наглядную модель при пересказе дает возможность выстроить четкий план повествования, наделив каждый его элемент индивидуальными внешними характеристиками.
Анализ литературных данных, касающихся проблемы пересказа, показал, что у дошкольников с нарушениями речи наблюдаются следующие недостатки при пересказе: повторные наводящие вопросы; пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, даже если ребенок передает содержание хорошо знакомого текста; неоднократные нарушения связности изложения; связные высказывания слишком коротки.
Проведенный теоретический анализ позволил разработать наглядную модель на наглядную модель для коррекции недостатков пересказа у дошкольников с нарушениями речи на основе самостоятельно разработанных критериев: понимания смыслового содержания текста, логичности, последовательности, плавности и самостоятельности пересказа.
Мы рекомендуем использовать наглядную модель для работы с детьми с нарушениями речи на разных уроках, чтобы существенно повысить качество понимания материала, его запоминания и воспроизведения.
Статья.docx