Повышение орфографической грамотности обучающихся

Автор: Ладанова Людмила Николаевна
Большое количество орфографических ошибок связано далеко не со всеми правилами. Среди наиболее трудных можно отметить -Н- и -НН- в прилагательных, причастиях, существительных и наречиях; НЕ с разными частями речи; слитное, дефисное и раздельное написание слов и некоторые другие. Обучающиеся должны сами знать такие \»подводные камни\» и успешно их преодолевать.
Это касается прежде всего тех ребят, у кого развита орфографическая зоркость и у которых сформировался навык правописания. А если этого нет? Если в каждой письменной работе обучающийся допускает одни и те же ошибки?
В таком случае при разборе ошибок и работе над ними учителю следует предложить алгоритм рассуждения, например, по одной из трудных тем — Н и НН в формах прилагательных и причастий. Что необходимо?
1.Определить часть речи производящего слова.
2.Если это СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, выделить основу и суффикс:
а )основа на -н- +н дадут нн: картина- картинная. лимон — лимонный;
б)если это суффиксы -ан-, -ян-, -ин-, то пишем с одной -н-: песчаный, дровяной ( при этом помним исключения: стеклянный, оловянный, деревянный)
В) если выделены суффиксы -ЕНН- или -ОНН-, они пишутся с
с двумя Н: клюквенный, соломенный.
3.Если производящее слово — ГЛАГОЛ, то смотрим
а) не оканчивается ли новое слово на -ОВАННЫЙ или -ЁВАННЫЙ ; если да — смело пишем НН.
б) в противном случае определяем вид:
совершенный — пишем НН: запутанный, написанный
несовершенный — ищем, нет ли зависимых слов; если нет, то пишем Н; есть — пишем НН:
вязаный шарф — вязанный (кем?) сестрой шарф
Если подобная схема рассуждения будет выработана, то она, без сомнения, принесет свои положительные результаты. И свой алгоритм рассуждения можно найти для каждой орфографической темы.
Орф. грамотность.docx