«Патриотическое воспитание дошкольников»

Автор: Емельянова Наталья Александровна
«Патриотическое воспитание дошкольников»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
Накопленное и сохраненное предшествующим
Поколением, может любить Родину,
Узнать ее, стать подлинным патриотом»
С. Михалков
Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений.
В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно — игровую, продуктивную, трудовую, художественно — литературное творчество.
Совместно с родителями в группе создан уголок по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаги: Российской Федерации, а также куклы в национальных платьях. В уголке имеются различные карты России, фотографии и иллюстрации с видами города Москвы и города Павлово на Оке, книгами об истории и достопримечательностях родного города, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела».
Для занятий по патриотическому воспитанию были разработаны конспекты занятий, подобраны сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры. Совместно с родителями и детьми создан макет «Русская изба» с внутренним убранством и макет «Мой город», а также мини – музей «Моя малая Родина» Получился очень красочный наглядный объемный макет города с дорогами, домами, дорожными знаками. Дети определяли местонахождение нашего детского сада, близлежащих магазинов, школы и т.д. Эти макеты используем в других видах деятельности: на занятиях, в самостоятельной деятельности детей, при индивидуальной работе с детьми и т. д.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Взаимосвязь с семьями осуществлялась через следующие формы работы:
• совместное творчество детей и родителей (выставки поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама — самая лучшая», «Мой папа служил в Армии», «Бабушка рядышком с дедушкой»);
• участие на праздниках и утренниках (соревнование «Мама, папа, я — спортивная семья», Новый год);
• участие родителей и детей в городских мероприятиях, посещение библиотек и музеев, в благоустройстве ДОУ;
• Участие в конкурсе «Любимая подвижная игра», «Сочиняем вместе».
В «Уголках для родителей» были выставлены консультации, рекомендации, памятки по вопросам патриотического воспитания. Было проведено анкетирование «Что такое патриотизм?» и родительское собрание «Воспитываем патриотов». Родители были активными участниками во всех мероприятиях, проводимых в группе: оформляли рисунки семьи, дома, генеалогическое древо, герб семьи.
В своей работе использовала различные формы работы с детьми:
• Познавательные занятия:
— изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о Москве — столице России, о её истории.
— «Павлово — мой край родной», — знакомство детей с культурой и традициями родного края.
— «Герои войны», «Дети-герои» — знакомство с подвигами российских солдат, проявлявших героическое мужество в те страшные для Отечества времена.
• Чтение художественных произведений: народных, экологических сказок, рассказов, стихов о природе.
• Беседы — рассуждения, создание проблемных ситуаций. Следует отметить речевую работу: обогащение и активизацию словаря, умение высказывать свое мнение, составлять рассказы по ознакомлению детей с родным городом, краем.
• Организованное наблюдение окружающей действительности: кто и что их окружает, как трудятся люди, как оценивают этот труд окружающие, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает.
• Продуктивная деятельность. Чем интереснее было наблюдение окружающего, тем содержательнее становилось детское творчество. Дети с увлечением рисовали родную природу и любимый город, создавали фотоальбомы, делали поделки из природного материала.
• Экскурсии: в краеведческий музей им купца Гамулина, , к стеле с возложением цветов.
• Утренники и развлечения: «Защитники Отечества», «День Победы». С традициями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках: «Осенины», «Масленица».
• Участие на конкурсах:
-«Мой родной край: природа, культура, традиции» — победитель 1 степени;
— «Мой любимый город»- победитель 1 место;
— «Под Российским флагом» — победитель 1 степени
— «Мой авторский проект – «Одна на всех – Победа»» диплом 1 степени
— всероссийский конкурс «Родина моя» — победитель 1 место;
— Конспект НОД «Наша малая Родина» диплом 2 степени;
— международный конкурс рисунков «Военная техника» диплом 1 степени.
Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.
Можно сделать вывод, формирование у дошкольников патриотической позиции заключается, прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.
Список литературы:
1. Александрова, Е.Ю., Гордеева Е.П. «Система патриотическоговоспитания в ДОУ».
2. Баранникова, О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма вдетском саду».
3. КомратоваН.Г, Грибова,Л.Ф, «Патриотическое воспитание детей », М., 2007г.
4. Костина, Э.П. Родина моя – Россия, Н.Новгород, 1996
5 Новицкая, М.Ю. Наследие, М, Линка пресс, 2003
6. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям М, 1980
7. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду, М, 1972

Статья патриотическое воспитание.docx