Автор: Атаханова Лиля Анваровна
Своё выступление я бы хотела начать с высказывания Джорджа Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас, и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Но есть что-то, что нас всех объединяет — это стремление стать лучше для своих учеников.
Уважаемые коллеги! Я попрошу вас назвать 5-6 прилагательных , которые, на ваш взгляд, характеризуют успешного человека.
Теперь из перечисленных прилагательных выберите одно, которое лучше всего характеризует ВАШ характер.
Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают, осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы. А как это сделать? Как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить выделять главное и существенное в тексте или в речи? Как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, самостоятельность?
Мне кажется, ответы на многие вопросы можно найти в технологии развития критического мышления.
Для начала определимся Что же такое критическое мышление? Это мышление самостоятельное, обобщенное, проблемное и оценочное, аргументированное, социальное.
Цель технологии развития критического мышления: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни — умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п. Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях, на разных уроках в начальной школе. Это универсальная на мой взгляд технология. Что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
Приемов данной технологии достаточно много, и, наверное, многие из них вам знакомы.
Мне хотелось бы остановиться подробнее на одном приёме, который я активно использую в своей педагогической практике это прием кластер. На мой взгляд он универсальный и отлично подходит для любой стадии урока, для многих предметов в начальной школе.